Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Можно ли привить любовь к Родине
средствами физической культуры?

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”, утвержденная правительственным постановлением от 16 февраля нынешнего года, заставляет работать не покладая рук все учреждения и ведомства. Госкомспорт не исключение.
Об этом свидетельствует дискуссия, которая недавно состоялась на заседании координационного совета по спортивно-патриотическому воспитанию. В состав этой новой структуры, которую возглавляет председатель Госкомспорта РФ Павел Рожков, входят представители аппарата правительства, Минобразования, депутаты Госдумы, ученые.
Свою задачу специалисты видят в обобщении и распространении регионального опыта по воспитанию детей и молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма и координации деятельности различных заинтересованных ведомств. С этой целью планируется создать пять комиссий – например, по кадровой политике, по международному сотрудничеству, научному обеспечению. В скором времени, может быть уже в июне, увидит свет концепция спортивно-патриотического воспитания.
Не сотвори себе кумира
Как показала дискуссия на координационном совете по спортивно-патриотическому воспитанию, никто толком не знает, чем отличается российский патриотизм от советского и как привить любовь к Родине средствами физической культуры.
Вообще привязка спорта, как и любого другого вида деятельности, к патриотизму представляется несколько искусственной и надуманной. Другое дело – воспитание таких качеств, как настойчивость, трудолюбие, сила воли, целеустремленность, и в этом случае потенциал физической культуры трудно переоценить.
Спорт – не во имя достижений, а во имя развития личности – может стать целью и смыслом жизни для подростков, реальной альтернативой наркомании, алкоголизму, правонарушениям.
По свидетельству специалистов, ребята, которые занимаются в спортивных школах, либо не состоят на учете в органах внутренних дел, либо благодаря занятиям изменяют образ жизни.
Об этом свидетельствует опыт Республики Башкортостан, Кемеровской, Самарской областей, других территорий, в которых программы физического воспитания детей, подростков, молодежи успешно осуществляются благодаря поддержке региональных властей.
К числу лидеров по праву относится Ленинградская область. Направления деятельности разнообразны: от развития краеведения и экстремального туризма до организации летних спортивно-трудовых лагерей для подростков, стоящих на учете в органах милиции. Однако основное внимание уделяется созданию спортивных клубов и площадок по месту жительства, проводятся конкурсы по этой номинации. Победители получают денежные награды до 1 млн рублей.
Дорогое удовольствие
Именно поддержка массовых, так сказать, любительских видов спорта является главной задачей системы дополнительного образования детей, в рамках которой функционирует около 3000 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и клубов. Они составляют 68% от общего числа (4,5 тысячи) спортивных школ, клубов, секций, объединений, действующих в стране под эгидой других ведомств и структур: МПС, профсоюзных организаций, Госкомспорта.
Но независимо от ведомственной принадлежности и различных целей деятельности (в школах Госкомспорта основной акцент делается на воспитании олимпийских резервов) все эти учреждения переживают общие финансовые и кадровые трудности.

И все-таки повод для оптимизма есть: в спортивные школы системы дополнительного образования потихоньку возвращаются педагоги, которые в середине 90-х на волне общих настроений ушли в коммерцию, а по прошествии времени разочаровались и вернулись “на круги своя”. Теперь, обогащенные новым опытом предпринимательской деятельности, они привлекают немалые внебюджетные средства для развития материальной базы своих школ. Спонсорская поддержка детско-юношеского спорта – это новое явление, которое могло бы получить широкое распространение при условии благоприятной налоговой политики. К сожалению, ни сегодня, ни в ближайшем будущем федеральным законодательством не предусмотрено освобождение от налогов для тех, кто жертвует средства на развитие спорта, физической культуры, туризма.
Сила есть – ума не надо?
Но если материальные проблемы физического воспитания все-таки можно решить, то нравственные аспекты в этой сфере требуют более серьезных усилий и неординарных подходов. Прежде всего следует изменить позицию самих педагогов – тренеров, наставников, руководителей секций. Не секрет, что некоторые из них действуют по принципу “Сила есть – ума не надо”, уделяя внимание только физической подготовке и забывая о культуре.
Следовательно, система педагогических кадров для этой сферы нуждается в пересмотре. Так же как само понятие воспитания. Воспитание – это не слова, не лозунги, не обращение к идеалам и кумирам, как полагают многие, не организация бесчисленных комиссий или написание концепций, законов и программ, а повседневная практическая деятельность по созданию условий для развития детей. И там, где такие условия создаются, удручающая статистика идет на спад.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru