Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Чем заменить бульдозер реструктуризации?

Идеи и решения, помогающие сохранить сельскую школу

В одном из последних интервью Владимир Филиппов сказал, что в детстве формировался в основном под влиянием научной фантастики.
Сам я в отрочестве увлекался той же литературой. Но из одних и тех же обстоятельств вырастают, как известно, разные люди. Те люди, которые берут на себя смелость реструктуризации, то есть закрытия маленьких, плохих, дорогих (так они говорят) сельских школ в обмен на большие, хорошие и дешевые, занимаются, на мой взгляд, просто фантастикой. Наукой тут и не пахнет.
То, что министр не специалист по сельской школе, вполне нормально. То, что в Министерстве образования нет специалистов по школам, которые составляют три четверти школ страны, менее нормально, но тоже, в общем, объяснимо (как нам сообщают, мы возвращаемся к лучшему в советской школе, а оно – всеобщее, обязательное – было одинаковым для города и деревни).
Не специалист по сельской школе возглавляет комиссию по ее реструктуризации, созданную в управлении общего среднего образования МО РФ. Ни одного специалиста в данной области нет в Высшей школе экономики, где находятся идеологи модернизации образования, нет их (соответствующих специалистов) и в Национальном фонде подготовки кадров, призванном анализировать ход новой реформы и быть хранилищем не одних лишь интеллектуальных, но немалых финансовых вливаний.
И то, что группа государственно озадаченных лиц берет на себя смелость без науки, без тысячекратного анализа опыта, без широкого обсуждения в обществе принять решение, вследствие которого, как двадцать–тридцать лет назад (вспомним историю «неперспективной деревни»), могут исчезнуть с лица земли тысячи, десятки тысяч населенных пунктов, произойти сотни тысяч локальных социокультурных и криминогенных катастроф (как это уже имело место, к примеру, и на Крайнем Севере, и на юге страны), будут исковерканы судьбы миллионов детей и взрослых, – вот это решение оторванных от реальности людей действительно фантасмагория! Губить собственную страну – вот так, закрывая школы, уничтожая деревни, свозя со всего мира радиоактивные отходы?
Судя по звонкам в редакцию из этих комиссий и фондов, координация деятельности там слабая. Специалистов не знают, работ, содержащих идеи, модели, варианты развития образования на селе, не читали. К сведению: из истории известно 25 моделей финансовой организации сельской школы, сегодня, за рамками министерской номенклатуры, существует более 50 видов школ для разных ситуаций, типов населенных пунктов, уровней развития социальной инфраструктуры и коммуникации. Это специальный разговор – как диагностировать ситуацию конкретной сельской школы и каким образом разрешать проблему. Есть опыт работы с сотнями директоров школ, районных управленцев, но все это может быть использовано при выработке разумных решений, только если хотят слушать.
А пока этого желания не наблюдается, представляем читателю обобщенные материалы семинара, прошедшего зимой в Петрозаводске. В нем приняли участие школьные руководители, управленцы разного ранга, ученые, работники педвузов и институтов повышения квалификации учителей республик Карелии и Коми, Новгородской, Псковской, Ленинградской, Ростовской областей, Красноярского края. Вопрос стоял один: можно ли предложить что-то взамен закрытия школы, а если даже, в исключительном случае, школа закрывается, как использовать ресурсы на благо народного образования?

ЗАДАЧА ПЕРВАЯ
Преодолеть противоречие между экономической и педагогической целесообразностью развития относительно больших “нормальных” школ на центральных усадьбах и жизненной необходимостью сохранения малочисленных школ в малых деревнях; повышение качества образования в маленькой сельской школе; преодоление ее изолированности; использование ресурсов других школ, района и т.д.

Проектные решения:
Использование различных форм совместной деятельности малочисленной школы с другими образовательными и социальными учреждениями и институтами.
Использование моделей «выездная школа», «домашний учитель», «волостной (земский) учитель», дистантное образование, идей опытной станции С.Т.Шацкого и др. (сегодня имеется не менее 20 разных вариантов решения указанных проблем без закрытия школы в малой деревне, некоторые из них представлены в сети федеральных экспериментальных площадок).


ЗАДАЧА ВТОРАЯ
оживление деятельности школы, укрепление ее материальной базы

Проектные решения:
Получение сельской школой льготных кредитов (по аналогии с фермерством) на развитие предпринимательской деятельности (пришкольный участок, народные промыслы и т.д.).
Использование сдающегося в утиль за рубежом сельскохозяйственного, медицинского, спортивного и другого оборудования для школ и учреждений культуры на селе.
Восстановление должности «директор школы по производству».
Информирование руководителей сельских школ о бизнес-проектах (платные образовательные услуги, аренда, мастерские, туристические услуги).


ЗАДАЧА ТРЕТЬЯ
В случае закрытия школы в малой деревне использование ее базы, кадров для развития других форм образования

Проектные решения:
Создание социокультурного центра малой деревни (образование, медицина, физическая культура).
Использование помещения школы для библиотеки.
Создание на базе школы краеведческого музея, реабилитационного центра и т.д. за счет межведомственного объединения ресурсов.
Превращение школы в центр образования взрослых (использование опыта Коткоозерского социально-образовательного комплекса Карелии).
Превращение «закрытой» школы в школу-экстернат.
Создание нового рабочего места для «временно сокращенного» учителя – заместитель председателя сельсовета по образованию.


ЗАДАЧА ЧЕТВЕРТАЯ
Повышение качества и эффективности подготовки, переподготовки педагогических кадров

Проектные решения:
Государственная программа переподготовки и трудоустройства «сокращенных» сельских учителей (такого же ранга, как программа переподготовки военнослужащих).
Анализ возможных направлений переподготовки: педагог дополнительного образования, социальный педагог, социальный работник, специалист по социальному партнерству, менеджер, психолог-терапевт и т.д.
Организация «передвижного семинара» по проблемам сельской школы.
Организация в районах филиалов или консультационных пунктов педвузов.
Установление повышенной категории для молодых специалистов, отправляющихся на работу в сельскую школу (до 11-го разряда) временно, на один год, до прохождения аттестации.
Проект «Педагогическая деревня» (профориентация сельских детей на педагогическую деятельность).
Установление компьютеров в сельской библиотеке (а не в школе!).


ЗАДАЧА ПЯТАЯ
Развитие народного просвещения для всех жителей села

Проектные решения:
Организация открытых крестьянских университетов (в том числе для фермерских семей) с привлечением специалистов из высшей школы.

ЗАДАЧА ШЕСТАЯ
Обновление содержания образования и технологий обучения в малочисленной сельской школе

Проектные решения:
Анализ и оформление базисного и вариативного компонентов содержания образования в сельской школе, включающего компоненты: «крестьянская народная культура», «профессионально-трудовой», «историко-краеведческий» или «этнографический», «компенсаторный» и другие.
Организация педагогического обеспечения образования в сельской местности, включающего ряд основных образовательных институтов: общеобразовательную школу, агрокультурную («высшую крестьянскую», «высшую народную»), профессиональную сельскохозяйственную, институт агрообразовательного сервиса (информационной и консультационной службы на селе).
Разработка технологий обучения в малочисленной сельской школе.


ЗАДАЧА СЕДЬМАЯ
Совершенствование законодательной базы образования на селе

Проектные решения:
Принятие закона о государственной поддержке общественных инициатив (в том числе сельских открытых университетов), направленных на развитие народного образования.
Изменение бюджетного кодекса с целью прекращения изъятия средств, заработанных сельской школой.


ЗАДАЧА ВОСЬМАЯ
Анализ состояния современной деревни и перспектив ее развития

Проектные решения:
Региональные экспедиции: «Деревня России конца ХХ – начала ХХI века».
Составление «бизнес-планов» развития деревень с определением новых функций учителя (преподавателя для взрослых, психолога и т.д.).


ЗАДАЧА ДЕВЯТАЯ
Научное обоснование и проработка новых проектных решений

Проектные решения:
Всероссийский конкурс проектов и программ сохранения и развития образования на селе.
Создание общественно-государственной программы «Деревня и образование».
Организация междисциплинарного ВНИКа «Малая школа».
Обеспечение информационной поддержки проектов газетами «Сельская школа со всех сторон», «Первое сентября», журналом «Народное образование» и другими изданиями.

Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ,
доктор педагогических наук, профессор,
заведующий лабораторией Института педагогических инноваций РАО, главный редактор газеты “Сельская школа со всех сторон”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru