Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Особенности миграционных процессов в образовательном пространстве многонационального региона

Сочинский регион представляет на территории Краснодарского края один из вариантов полиэтнической среды, где взаимодействуют несколько национальных культур. Многочисленный этнический состав региона встретился в начале 90-х годов с проблемами, связанными с ростом миграционных потоков и прибытием в регион большого числа переселенцев и беженцев из зон военного конфликта. Многие из этих проблем по своей значимости выходят за рамки узкорегиональных интересов и имеют непосредственное отношение к задачам сохранения политической и социальной стабильности на юге России.
Правовой режим пребывания детей из семей переселенцев и беженцев на территории края в целом и Сочинском регионе в частности нельзя было назвать сбалансированным. Нормы международного права (Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции о беженцах и др.), законы федерального уровня (Законы “Об образовании”, “О языках народов РФ”) и постановления краевой администрации (в особенности в области политики учета и регистрации беженцев и переселенцев) иногда противоречили друг другу. В результате жесткость миграционной политики породила серьезные проблемы для детей переселенцев (обеспечение права на образование вообще и права на получение образования на родном языке в частности). Проблемы эти были фактически решены на уровне местных администраций, однако, как правило, такие решения строились на компромиссах между противоречащими друг другу нормами законов в области образования и миграционной политики.
Был необходим комплексный подход к подготовке нормативно-правовой базы, действующей в специфической области обеспечения прав детей переселенцев.
Отдельной проблемой в этой сфере является инфраструктурная и финансовая поддержка школ с этнокультурным компонентом, принимающих детей-переселенцев. В первое время часть этих школ оказалась в экстремальных условиях (в некоторых школах, рассчитанных на 400 учащихся, обучались до 1000 школьников за счет перевода школ на двухсменное обучение и переукомплектации классов).
Часть финансовых проблем, связанных с обеспечением детей-переселенцев школьными пособиями и подготовкой учителей были решены с помощью местной администрации с соответствующими министерствами Армении, Грузии, Адыгеи и за счет поддержки со стороны национально-культурных обществ и центров региона. Однако возникло немало вопросов о месте этнокультурного образовательного компонента в базисном учебном плане, выделении соответствующего количества часов для преподавания родного и русского языка и т.п.
При отсутствии конкретных данных о судьбе школьников, закончивших национальные школы разных типов (с преподаванием родного языка как предмета либо с введением преподавания на родном языке), и острой нехватке данных о языковых ориентациях семей выбор той или иной модели национальной школы в каждой конкретной ситуации представляется затруднительным. Из этого вытекает необходимость программы социологических исследований этнокультурного образования в регионе.
В 1993 году в школах Сочи психологи провели исследования адаптации детей-мигрантов, вскрывшие остроту проблем социально-психологической адаптации, и в особенности детей, выехавших из зон вооруженного конфликта. Результаты исследования подтвердили необходимость разработки программы коррекционного обучения детей-мигрантов, которая должна была обеспечить ребенку поддержку в преодолении нагрузок, связанных с переменой места жительства, а для детей иных языков и культур, чем русские, в преодолении языкового и культурного барьеров.
Задачи психологической помощи детям из зон вооруженного конфликта часто выходили за рамки стандартных задач школьной психологии и в целом ряде случаев не могли быть решены школьными психологами (там, где они были) без соответствующих консультаций психотерапевтов и психиатров. Открытие городского психолого-медико-социального центра помогло обеспечить комплексный подход к решению задач психолого-педагогической адаптации этой группы учащихся и позволило продолжить исследования особенностей адаптационного синдрома детей-мигрантов.
Помимо этого в настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации выбора стратегии обучения для детей-мигрантов (обучение с другими детьми или в отдельных классах; научное обоснование коррекционных программ при обучении русскому языку, другим предметам и т.п.).
Таким образом, существует настоятельная потребность в развертывании исследований, связанных с комплексом проблем психологической адаптации детей-переселенцев в условиях обычной и национальной школы.
В Сочинском регионе действуют 35 национальных школ. Свыше пяти тысяч детей приобщаются к знанию родного языка и культуры. Однако решение задач, связанных с обеспечением права ребенка на получение образования на родном языке, не лишено проблем. В частности перевод всего обучения на национальный язык, по мнению некоторых специалистов и практиков, препятствует в дальнейшем безболезненной социальной интеграции школьника и предоставляет выпускникам таких школ более низкие шансы при поступлении в вузы России. С другой стороны, проблема выбора модели национальной школы требует как научной, так и практической экспертизы в каждом конкретном случае, имеет выраженные политические и международные аспекты (например, поддержка грузинских школ и классов со стороны Грузии увязывается с национальной политикой Грузии по отношению к русским школам и т.п.). Такие проблемы требуют сбалансированных решений, достигаемых в результате тщательного изучения, и консультаций со всеми заинтересованными сторонами. Такого рода консультации требуют проверенной и надежной социологической информации (например, о профессиональной ориентации выпускников национальных школ и послешкольной адаптации), которая в настоящее время отсутствует.
В связи с этим необходимость разработки соответствующей программы мероприятий как научных специальных социологических исследований, так и практического характера очевидна.
Проблемы координации деятельности ведомств и общественных организаций в сфере национального образования стоят весьма остро, поскольку единый механизм или орган, который осуществлял бы такого рода координацию, отсутствует. В связи с этим городское Управление по образованию и науке взяло на себя инициативу по созданию межведомственного координационного Совета, куда вошли представители практически всех сфер городского хозяйства по решению проблем финансирования и развития инфраструктуры школьного образования, развертывания соответствующих научно-исследовательских программ.
Такая работа позволила создать новую организацию сотрудничества между Управлением культуры, национально-культурными центрами и другими заинтересованными сторонами в обеспечении нормального развития национальных школ, в сближении национальных культур региона.

Антонина ЖУКОВСКАЯ
г. Сочи

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru