Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Реальное будущее образования рождается вдали от столицы

Оно не в глобальных проектах, а в жизни конкретных школ, стремящихся к переменам

Прошлая неделя, как обычно, была для вашего обозревателя очень насыщенной.
Главное событие – это, конечно, послание президента, его «образовательная часть». Оно могло задать общеполитическое направление реальных изменений в области образования. Наверное, мое разочарование сказанным президентом об образовании вызвано завышенными ожиданиями.
Но кроме общегосударственных событий были и менее масштабные. В начале недели в Ижевске прошла первая в России конференция, посвященная синергетике в образовании, в это же время в Москве состоялась крупнейшая конференция «Модернизация экономики России», в рамках которой прошел круглый стол «Модернизация образования».
А 4 апреля в московской школе «Центр образования «Царицыно» прошло заседание попечительского совета, по содержательности и, главное, эффективности ставшее для меня главным событием недели.
Но обо всем по порядку.
Очевидно, я слишком многого ожидал от послания президента Федеральному собранию. Относительно большой политики – и оценок, и перспектив, – наверное, правы те политики, которые в один голос хвалили и продолжают хвалить текст, с которым В.Путин перед ними выступил. Наверное.
Но я, с понятным нашим читателям вниманием, читал ту часть послания, которая посвящена образованию, школе.
И как только текст стал доступным – я думаю, что не меня одного постигло чувство глубокого разочарования.
В очередной раз приходится констатировать, что проблематика образовательной политики чрезвычайно далека от президента и его «мозгового штаба» (выражение В.Путина). Вместо политической рамки и стратегических направлений, вместо оценки состояния самой системы и причин, породивших такое состояние, вместо новой точки зрения, новых предложений, новой позиции власти относительно образования – повторение давно и хорошо известных намерений. Судите сами – предлагаем вашему вниманию этот небольшой текст в полном объеме.
В.В.Путин – об образовании: «Одной из таких сфер, где следует расширять действие экономических механизмов, является образование. В него постоянно вовлечено более четверти населения страны. С одной стороны, это – много. С другой стороны, совершенно недостаточно. Темпы развития современной экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному – в течение всей жизни – образованию.
Считаю, что должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий – это не просто социальная сфера. Это – вложение средств в будущее страны, в котором участвуют компании и общественные организации, все граждане без исключения, все заинтересованные в качественном образовании наших детей. Образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное финансирование учреждений образования (другими словами, плата за обучение, скажем об этом прямо) во многих случаях стало нормой жизни. Однако этот рынок остается непрозрачным. Это нелегальный рынок. Директора школ используют его на свой страх и риск. Официальная «бесплатность» образования при его фактической, но скрытой платности развращает и учеников, и преподавателей.
Мы должны четко разграничивать сферу бесплатного образования, сделав доступ к нему справедливым и гарантированным, и платного, дав ему адекватную правовую основу.
Поэтому задача этого года – разработать государственные образовательные стандарты. Они должны стать основой для последующего введения нормативного подушевого финансирования предоставляемых образовательных услуг. Одновременно – в целях повышения качества образования – следует сформировать независимую систему аттестации и контроля качества образования.
И разумеется, не менее важная задача – повысить доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей путем выделения и введения адресных социальных стипендий».
Главный вопрос: как президент относится к конституционной норме о праве на образование и к фактическому его нарушению – остался без ответа.
Либо надо менять Конституцию, либо надо объяснить свою позицию относительно того, что бюджет не может гарантировать соблюдение этого конституционного права. Ведь это послание не образовательного политика, а гаранта Конституции.
К огромному моему сожалению, господин президент высказал в своем послании все то, о чем наш читатель уже хорошо знает: государство не в состоянии обеспечить ресурсами систему образования, она должна стать инвестиционной сферой, бесплатность – это миф, а дальше – краткое изложение основных норм Закона «Об образовании». Стандарты, нормативное финансирование и независимая аттестационная служба. И разумеется – доступность для детей из малообеспеченных семей. Разумеется.
Все это давно известные вещи. Президент не выступил в роли «делателя новостей» в области образования. Это означает, что, повторив тезисы, уже много раз высказываемые другими, в том числе, кстати говоря, и нами, он вызвал абсолютно предсказуемую реакцию оппонентов. Президент не обобщил ситуацию, не предложил новое решение, а вернул дискуссию на прежний круг. Нет никакого сомнения, что левая часть спектра образовательной политики немедленно объявит образовательную часть послания президента антинародной.
Зачем нужен очередной виток усиления образовательной напряженности? Мы все это уже проходили: в боях амбиций, в ситуации непримиримости тонут и реформы, и меры по стабилизации.
Есть такой анекдот про методологов. Шерлок Холмс и доктор Ватсон летели на воздушном шаре и заблудились. Спустились к земле и спросили первого встречного: «Где мы?» Тот подумал и ответил: «Вы на воздушном шаре».
– Кто это был? – спрашивает Ватсон.
– Это был методолог, – отвечает Холмс.
– Почему вы так думаете?
– Во-первых, он ответил, подумав, во-вторых, – совершенно правильно, в-третьих, его ответ никому не нужен.
Что сказать? Президент ответил, подумав...
У меня ощущение, что высокопоставленные чиновники вставили в текст президентского послания тезисы, облегчающие им продвижение буксующих направлений реформы. Все правильно: пока у президента высокий рейтинг, надо, очевидно, воспользоваться им, чтобы придать ускорение тяжело идущей реформе. Повторяю, у меня ощущение, что в образовательной части своего послания В.Путин обреченно повторил всем известные, многократно звучавшие декларации, которые и без этого послания так или иначе должны быть реализованы.
Хочу быть правильно понятым: все сказанное совпадает с нашей позицией. Но вкладывать это в уста президента – означает превращать его в толкача труднопроходимых проектов, а не в источник нужных гражданам новых идей и предложений.
С каждым отдельно взятым тезисом никто и спорить не будет, но в какую общую рамку, в какую систему образовательно-политических ценностей это укладывается и, самое главное, как эту систему ценностей можно реализовать?
Единственное действие, к которому призывает президент, – принятие государственных образовательных стандартов.

Чиновники получили для себя конкретное указание, и теперь на всех совещаниях, в публикациях начнется: «Президент поставил задачу в этом году принять стандарты». Ну раз президент поставил – конечно, примут. И что?
От этого работа по разработке норматива пойдет веселее?
Или появятся новые источники финансирования? Или исчезнут тромбы внутри системы образования? Или станет выгодной благотворительность? У меня таких «или...» – с десяток. А вывод один: вторичность образовательного сюжета в послании президента означает, что изменений в нашей сфере не предвидится. Не до нас. Зато оппозиция получила прекрасный шанс отыгрывать и дальше свои позиции относительно того, что в стране происходит приватизация образования и власть хочет сделать образование платным.
Мы бы хотели ошибиться, но прогноз наш неутешителен: вреда от такого образовательного послания будет больше, чем пользы. И реформе, и президенту.
Что ж, подождем до будущего послания. Пока нам на президента рассчитывать не приходится. Попробуем сами.

Синергетика в образовании

За последние годы синергетика стала активно пробиваться в школьное дело. Несколько лет назад одна из самых авторитетных ученых-педагогов, Людмила Ивановна Новикова, академик, наш лидер в области теории воспитания, обратилась к синергетике и стала первой, кто на высоком теоретическом уровне начал обсуждать методы самоорганизации в образовании.
Независимо от этой линии в Ижевске известный ученый-физик, ректор Удмуртского университета Виталий Журавлев не только стал развивать синергетику в исследованиях естествоиспытателей, но и предложил знаменитой сегодня гимназии № 56 – федеральной экспериментальной площадке – попробовать познакомить учителей с синергетикой. Сейчас 56-я гимназия – почти единственная школа в России, где синергетика является базовым основанием экспериментально-инновационной деятельности. И небывалое дело – в гимназии есть даже класс, в котором ребята получают образование на синергетической основе.
Ольга Санникова и Игорь Меньшиков, ученые из Удмуртского университета, помощники Виталия Журавлева, ведут огромную экспериментальную работу в школе, а во главе всего – Валентина Харитонова, директор гимназии, лидер инновационной образовательной деятельности в Удмуртии.
...К огромному сожалению, проблематика образовательной политики почти всегда и почти во всех инстанциях рассматривается на уровне здравого смысла и без глубокой теоретической проработки. Парадоксально, но факт – самая, казалось бы, наукоемкая отрасль оказывается практически необеспеченной в теоретическом смысле. При этом происходит совершенно закономерное явление: непроработанные положения образовательной политики появляются в поле общественного обсуждения в виде абсолютно непонятных, чрезвычайно усложненных, очень далеких от нормального восприятия формул и тезисов. Простой пример: как ни бьются разработчики модернизации над тем, чтобы убедить граждан, что основной пафос модернизации не в переходе на 12-летку, а в изменении экономики образования, причем в сторону увеличения доступности, а не в сторону приватизации, – ничего не выходит. Сейчас это будет еще раз отыграно на реакции представителей КПРФ на образовательную часть послания президента.
Из общего контекста будет выхвачено только то, что находится на уровне понимания масс: «Образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов». Или: «Это – вложение средств в будущее страны, в котором участвуют компании и общественные организации, все граждане без исключения (выделено нами. – А.А.), все заинтересованные в качественном образовании наших детей». Вот это подарок агитаторам социального равенства и всеобщей справедливости! Как это – «без исключения»? Это что же – оброк? А налоги, которые платят все граждане без исключения, не считается? А у кого нечего вкладывать?
Таких примеров можно привести множество. Образовательная политика в России пока не существует как область теоретического анализа, она забалтывается, закрикивается, захлопывается, она стала объектом политического манипулирования, в ней нет метода, нет столкновения теоретических взглядов, а есть сиюминутные споры о сиюминутных выгодах, столкновение политических амбиций – не более.
И здесь становится понятным, что образовательная политика в России складывается по законам замкнутой системы, в которой все происходит по предсказуемым причинам и описывается системой простых детерминистских правил и определений, которые отражают обратимость и симметричность замкнутой системы.
А система образования, и это становится все более и более очевидным, не представляет собой замкнутую систему – там происходят процессы, не подчиняющиеся простой линейной детерминистской логике. И чем больше система образования становится непредсказуемой и чем больше в ней действуют законы неопределенности, тем более эффективной она становится для людей, для общества и для страны в целом. Потому что в точке стабильного равновесия – как неподвижный висячий маятник – у такой системы минимум свободной энергии, а в точке неустойчивого равновесия малые изменения могут привести к большим переменам.
Управлять системой так, чтобы ее устойчивость определялась способностью к изменениям, чтобы и малые факторы могли влиять на всю систему в целом, – это особый метод образовательной политики.
Например, вся ситуация с сетью федеральных экспериментальных площадок показывает, что пока системе образования, в ее ведомственной интерпретации, случайные флуктуации скорее мешают, чем помогают. Общая динамика определяется не случайными, хаотичными, творческими, инновационными инициативами, а мерами по возвращению системы в точку устойчивого равновесия. Осознанно или бессознательно, но образовательная политика ведомства основана именно на этом методе, применимом, как мы уже сказали, к замкнутым системам.
...Почти во всех нормально развивающихся науках наступил так называемый неклассический период. В общем виде это означает, что линейные связи перестают быть эффективными, что сложные системы – это открытые, с высокой степенью неопределенности, нелинейные системы.
Что это, с нашей точки зрения, означает для образовательной политики?
Два основных вывода: во-первых, линейная система управления по принципу: министерство – областное управление – гороно – районо – школа – неэффективна. И во-вторых, линейный принцип построения учебного предмета: упорядоченное расположение учебных тем и график, календарный план, их прохождения – образовательного эффекта уже не достигает.
Повторим: нелинейность системы вызвана ее принципиальной открытостью и влиянием на процесс многих непредсказуемых факторов.
В такой ситуации линейно устроенные факторы проигрывают, становятся формальными, неэффективными.
Кроме того, если принять синергетический метод как основу образовательной политики, следует, с нашей точки зрения, признать, что единицей развития системы образования является школа – ей принадлежит право определения целей, право определения содержания образования и выбор способов соорганизации с другими школами или вузами и с самой системой.
Как вы думаете – это возможно?
Об этом и была конференция в Удмуртском университете и гимназии № 56. При этом отдельной и чрезвычайно перспективной, с нашей точки зрения, была линия на разработку синергетического содержания образования, в которой активное участие принял известный ученый В.Буданов.
Синергетика начинает входить в образование. Медленно-медленно, с огромными трудностями, но начало положено.
Не зря ведь конференцию в Ижевске открывала министр образования Л.Захарова. Кстати – председатель попечительского совета гимназии № 56.
И это хороший переход к следующему сюжету – заседанию попечительского совета в «Центре образования «Царицыно», в Москве. Но газетного места нам уже не хватает, поэтому рассказ об этом фантастическом событии – в следующем номере.

Что будет в апреле?

...22 апреля начнется традиционный эвриканский сбор авторов культурно-образовательных инициатив. Он пройдет в виде учебно-экспертной сессии. Новое «Положение о Федеральной экспериментальной площадке» пока не готово, насколько это нам известно, поэтому, по каким правилам проводить конкурс на статус «ФЭП-2001», неизвестно.
А 26 апреля в Государственной Думе пройдет заседание Комитета по образованию и науке, где один из вопросов – о работе сети ФЭП. Законодателям тоже небезынтересно, какова дальнейшая судьба инновационных разработок и самой сети. Если у кого-то есть на этот счет свои соображения – присылайте, мы все передадим и даже огласим на заседании комитета.
27 апреля – очередные выборы в Российскую академию образования. Мы хотели подробнее познакомить наших уважаемых читателей, с чем пришла академия к своему итоговому ежегодному собранию, но ее президент г-н Н.Никандров отказался дать интервью нашей газете. Сказал, что мы отражаем только одну точку зрения. Согласитесь, трудно публиковать другую точку зрения, если ее отказываются высказать.
С 25 апреля в Красноярске будет проходить традиционная конференция «Педагогика развития» – одна из самых интересных научных встреч года. Пока педагогические академики будут заполнять вакансии в своих рядах, учителя и ученые соберутся в центре Сибири рефлектировать свою экспериментальную практику.
...Еще и еще раз убеждаешься: бурные события в столице – высочайшие послания, масштабные конференции, академические заседания – оказывают ничтожно малое влияние на развитие образования. А малые события – не в столице, не в Кремле, не в академии – это и есть самое главное.
Малозаметное главное, которым и живет наша школа.
И будет жить.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru