Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Если он не хочет быть таким, как все

У сверстников это вызывает восхищение, у взрослых – раздражение. А что чувствует он сам?

Особые приметы

– Дети! – говорит учитель. – Кто хочет прочитать стихотворение А.С.Пушкина, которое было задано наизусть?
Поднимается несколько рук. Читают Даша, Сережа, потом Лиза. Наконец очередь доходит до Ванечки.
– Я буду читать стихотворение М.Ю.Лермонтова. Он мне очень нравится.
– Ну и что? Читай его сколько хочешь. После урока. А сейчас я хочу услышать домашнее задание.
Набычившись, Ванечка читает все-таки Лермонтова. Учитель судорожно соображает, что делать. Остановить? Отругать? Может, пусть продолжает?
– Он у вас совсем неуправляемый! – жалуется она Ванечкиной маме.
– Упрямый! – добавляет классный руководитель.
– Он очень самостоятельный, – поправляет их мать.
– Чересчур! – язвят педагоги.
В общем-то все эти определения подходят тем детям, которых очень скоро взрослые охарактеризуют коротким и сильным словом – “лидер”.
В нежном дошкольном возрасте лидер проявляет себя как хороший организатор детских игр (в песочнице, на горке, в детском саду). Он генерирует идеи, воплощая их с помощью других детей. Он предлагает им свои правила и требует подчинения. Он никогда не уступает, а если делает это, то лишь для того, чтобы через минуту вновь диктовать – только более жестко – свои условия.
Желание самоутверждаться вновь и вновь – вот главная основа лидерства.
– Давай завяжу шнурки! – предлагала мама.
– Сам! – отрезал сын и в ботинках, замотанных немыслимыми узлами и петлями, удовлетворенно направлялся в детский сад.
Нередко под железную пяту растущего дитяти попадают не только учителя, но и собственные родители.
– Мама, застегни мне платье!
– Это же твоя жизнь – сама и застегивай.
– Ладно… – уходит. – Попросишь еще у меня чего-нибудь!
Конечно, нам, взрослым, так хочется, чтобы дети подчинялись! Ведь мы не желаем им зла, а только хорошего. Мы не хотим, чтобы они совершали ошибки. Мы хотим дружеских, деловых, спокойных отношений со своими учениками. Мы вовсе не хотим с ними бороться. Все это осуществимо. Но не с ребенком-лидером. Его так просто не подчинишь и под свою гребенку не причешешь.
Непослушание, как правило, сопутствует лидеру: он не хочет подчиняться, он хочет сам вести за собой.
– Да я на стену от него скоро полезу! – не выдерживает учитель. – Может, его просто отчислить из школы?
Вот здесь стоит остановиться. Лидерство – не прихоть, а, если хотите, особое устройство личности, даже призвание. Его ремнем не вышибешь. Насилием не задавишь.
Что же остается? Самое трудное: понять и принять.

Важное дополнение

Если ваш ребенок не старше восьми, понаблюдайте за ним во время игры или в иных ситуациях общения. Чем он больше занят: самой игрой или скрытой слежкой за ее участниками?
Чтобы самоутверждаться, надо знать сильные и слабые стороны.
Поэтому дети-лидеры не только изучают человеческую природу, но и смело экспериментируют. Как правило, первые подопытные – все те же: учителя и несчастные родители. Например, вы, как обычно, просите своего сына убрать кровать. А он вдруг смотрит на вас, улыбаясь, и говорит:
– Да что-то не хочется…
– Не валяй дурака, убери!
– Да нет, я, пожалуй, сегодня не буду убирать.
Пока вы судорожно обдумываете, что же сделать, он внимательно следит за игрой чувств на вашем лице. И ждет: интересно, что будет дальше?
Вся жизнь с таким ребенком превращается в одно большое испытание, в нескончаемый поиск: где же выход из очередной щекотливой ситуации, в которую загнал меня мой малыш? Главное оружие взрослых в неравной борьбе – нет, не против ребенка, а за него – это терпение. Только оно поможет найти верный и добрый подход к своему мучителю.

Спящего лидера разбудит школа

Школа – это всегда рамки: жесткие законы поведения, обязательное выполнение заданий, требование подчиняться взрослым. В общем, школа – система, диктующая ребенку свои правила игры.
Что делает лидер, попавший в систему диктата? Он всеми силами противостоит ей. Нельзя прогуливать? Он уводит с уроков весь класс в кино. Нехорошо получать двойки? Он открыто объявляет, что ему наплевать на отметки. Надо слушать учителя? Он будет ловить его на малейшем промахе. Не думаю, что для 10–12-летних детей это сознательное диссидентство. Скорее бессознательное сопротивление. Он чувствует, что его все время куда-то “ведут”, и восстает против этого. Он доказывает, что не только не станет подчиняться, но и уведет за собой своих одноклассников. В общем, взрослым придется с ним считаться!
Часто непрерывное выяснение отношений с учителями приводит к плохой успеваемости, к нежеланию учиться. И это усугубляется, если школа не создает условий, позволяющих растущему человеку максимально проявить свои способности, в том числе и способность к лидерству.
Кто же окажется “победителем” в этой схватке – учитель или ребенок? За кем, как говорится, “пойдут массы”? Опыт показывает, что дети идут за тем, кто честнее, искреннее, а главное, справедлив.

Самое трудное – найти подход

“Как ни странно, но мои конфликты с родителями прекратились тогда, когда они дали мне полную свободу, – анализирует свои отношения со взрослыми Алексей Ю., ученик 11 класса, признанный по результатам анкетирования бесспорным лидером своего класса. – Началось все с того, что родители выделили мне отдельную комнату, где я мог создать свой собственный мир. Они предоставили мне возможность самому решать все вопросы: когда делать уроки, когда ложиться спать, ехать в спортивный лагерь или нет.
Месяца три я наслаждался собственной независимостью. Запустил учебу. Не выполнял обещаний, данных друзьям, со многими перессорился. Возникали проблемы, которые я не знал, как решать.
Тогда я начал задавать вопросы своим родителям. Их советы, как правило, очень помогали. Вообще я понял, что они хорошие люди и любят меня. Они много работают и много знают, чего я не знаю. Я стал ценить их. Теперь они мои самые близкие друзья”.
Разве это не своеобразный педагогический “рецепт”, которым можно воспользоваться и учителю? Ведь изменения, которые произошли в Алеше, – результат новой позиции родителей по отношению к своему сыну. Они прекратили навязывать ему свое мнение, стали относиться к нему как к взрослому человеку. Они дали ему столкнуться лицом к лицу с окружающим миром, отказавшись от роли “ведущих за руку”. Рискованно? Безусловно.
Воспитание ребенка-лидера – это непрерывный поиск оптимального баланса между компромиссами и требованиями. С ним необходимо быть особенно гибким. Стараться найти не прямой способ воздействия, въезжая, как на ледоколе, в его личность, а косвенный, очень ненавязчивый способ.
Допустим, ребенок попал в коллектив, где кроме него еще несколько сильных лидеров. Завязалась схватка. Ребенок стал издерганным, измученным непрерывной борьбой. Он сосредоточен только на одном: быть лучше Пети (Вовы, Лены), не уступить, опередить, доказать. Конечно, можно давать ему советы, как вести себя, вместе с ним копаться в этих отношениях. Но лучше все-таки занять ребенка делом, увлечь его чем-то более созидательным.
Например, переключить его внимание. Пусть самоутверждается в спорте, в музыке, в туристическом кружке. Пусть видит мир в его многообразии. Тогда он, быть может, быстрее поймет, что не стоит растрачивать жизнь на пустые конфликты, утверждая свои амбиции.
Столкновение с ребенком-лидером требует подчас от взрослого и вовсе нестандартного решения.
Так, в одной из московских школ до сих пор из уст в уста передается легенда о некоем Грише Пчелкине. Этот Гриша буквально тряс весь педагогический коллектив своими выходками, вовлекая в них все больше и больше других ребят.
Коронный номер у Гриши Пчелкина был такой. Учительница спрашивает его во время урока:
– Пчелкин, ты сделал задание?
Развалясь за партой, Гриша выдерживал мхатовскую паузу, глаза его становились словно рыбьими и он, растягивая слова, отвечал размашисто вопросом на вопрос:
– А на фига?
Ясное дело, урок сорван.
Гришину маму, маленькую скромную женщину, которая воспитывала его одна, непрерывно вызывал директор и ругали на всех родительских собраниях. В ответ она только тихо говорила:
– Давайте вместе над ним поработаем. Он хороший мальчик, он перерастет. Извините…
А тем временем “тихий” мальчик продолжал трясти учителей.
Однажды в класс пришла новая преподавательница русского и литературы Ирина Васильевна. На первом уроке она знакомилась с учениками. Когда дошла очередь до Пчелкина, класс вожделенно замер.
– Гриша Пчелкин. Кто? Встань, пожалуйста!
Гриша еще сильнее развалился за партой и спросил, как всегда растягивая слова:
– А на фига?
Все ждали бурной реакции учителя. Кто-то уже тихонько хихикал. Но Ирина Васильевна лишь пожала плечами и перешла к следующему.
На втором уроке она начала опрос домашнего задания прямо с Пчелкина.
– Гриша, ты хотел бы ответить? – спросила она вежливо.
– А на фига? – был ответ.
– Понятно, – заключила Ирина Васильевна.
И с тех пор вовсе не спрашивала Пчелкина, будто забыв о нем. Он очень гордился, что находится на особом положении.
Наступил конец полугодия. Открыв дневники, все разглядывали свои итоговые отметки. Ирина Васильевна диктовала список литературы на лето. Вдруг руку поднял растерянный Пчелкин:
– Ирина Васильевна! У меня нет отметки по русскому. Вы забыли! Поставьте мне!
У Ирины Васильевны вдруг стали рыбьими глаза, она развалилась на своем стуле и спросила, растягивая слова:
– А на фига?
Пчелкин окаменел, не успев дойти до учительского стола.
Класс разразился искренним хохотом.
С тех пор Ирина Васильевна стала любимой учительницей Пчелкина.
– Я сразу ее зауважал, – говорил он.
Быть может, благодаря Ирине Васильевне Пчелкин впервые увидел в учителе человека, а не просто функционера, загоняющего его в рамки школьных требований.

Парадоксы

Кто же такой лидер? Давайте попробуем, как учил Станиславский, “оправдать” своего героя.
Что влечет лидера быть первым? Корысть? Но кто, как не он, взваливает на свои плечи самый большой груз в любой деятельности, и он же способен взять всю ответственность на себя.
Может, ему просто нужна власть? Любой ценой – даже насилием и страхом? Но такому человеку существует совершенно иное определение – тиран.
Нет, лидер мечтает вести за собой людей, а не управлять ими. Лидер хочет, чтобы другие сами шли за ним. Чтобы ему верили, уважали, любили, наконец! Людское признание – вот что завоевывает лидер. Разве это плохо? Парадокс! При всей кажущейся независимости, стремлении к полной свободе ребенок-лидер, как никто, зависит от оценки окружающих. Для него самое страшное – потерять доброе к себе отношение.
Более того, при всей внешней силе он крайне уязвим: ведь он всегда на виду, в центре внимания. Малейшая слабость будет тут же замечена – и это принесет ему страдания. Именно такой ребенок особенно чувствителен. Но именно ему, так хорошо изучившему цену человеческих отношений, дано по-настоящему оценить меру тех душевных усилий, которые были отданы, чтобы вырастить его Человеком.
– Дорогие выпускники! – начал свою торжественную речь директор.
Зал, полный старшеклассников и родителей, затих. Наступала самая волнующая минута в жизни вчерашних школьников – прощание с детством.
– Можно я скажу! – поднялась вдруг рука в зале.
Все замерли. Со своего места шел к сцене Гриша Пчелкин. “Давненько он не выкидывал ничего такого”, – подумал директор.
В новом выпускном костюме Гриша выглядел особенно взрослым. В руках он держал букет цветов.
– Я хочу, – произнес Гриша в микрофон, и голос его задрожал, – отдать эти цветы человеку, которому я обязан всем хорошим, что во мне есть.
Все смотрели на Гришу, будто видели его в первый раз. А он спустился со сцены, прошел через весь зал, обнял свою мать, которая была ему уже по плечо, и отдал ей цветы.
Согласитесь, такая минута дорогого стоит…

Cветлана ТАНДИТ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru