Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

УФА

Уфа замечательный город. Это – особенный мир, расположенный в середине российской страны. Мир ухоженных улиц и затейливых чистеньких домиков, мир, где особо почитается трамвай, а в маленьких кафешках коренастые башкирские студенты неспешно поедают ароматную тушеную конину.
Официально Уфа – город мусульманский. Но в действительности он довольно ощутимо отличается, к примеру, от Казани. Здешнее мусульманство – не без примеси язычества и православия. И при этом Уфа – город гостеприимный и спокойный. В нем, безусловно, стоит побывать.

Башкортостан.
Краткая энциклопедия
Владимир: Посад, 1998

“УФА (Эфэ), столица РБ, административно-политический, экономический, научный и культурный центр республики. Расположена на берегу р.Белой, при впадении в нее рр. Уфа и Дема, в Башкирском Предуралье, в пределах Прибельской увалисто-волнистой равнины, в 100 км к западу от передовых хребтов Башкирского (Южного) Урала, вытянута с Ю.-З. на С.-В. на 50 км. Площадь 753,7 км2... Климат континентальный, достаточно влажный, лето теплое, зима умеренно холодная и продолжительная. Средняя температура января –14,60С, минимальная – 500С; июля +19,30С, макс. +400С. Среднее кол-во осадков 419 мм… Уфа основана как крепость в 1574 на месте башкирского укрепления Туратау, которое вначале носило назв. одноим. горы, но вскоре за крепостью утвердилось наим. “Уфа”. В связи с обнесением дубовой стеной башкиры именовали поселение также “Имэнкала” (“дубовая крепость”). С 1586 город. В 17–18 вв. Уфа постепенно превращается из города-крепости в политический и экономический центр края. С 1708 находится в составе Казанской губернии; с 1728 центр Уфимской провинции, воевода которой подчинялся непосредственно Сенату; с 1744 причислена к Оренбургской губернии; с дек. 1781 – ц. Уфим. наместничества. С 1796 Уфа вновь в составе Оренб. губ., с 1802 – губ. город с резиденцией гражд. губернатора и губ. учреждений; с 1865 – ц. Уфим. губернии. С июня 1922 – столица БАССР”.
Это фундаментальная книга, составляющая 70 с половиной условных печатных листов. Она прекрасно издана, ее можно не только использовать как справочное издание, но и просто поставить на полку как издание подарочное.

А. Р. Ширгазин.
Православные храмы Башкирии.
Уфа, 1995

“Г. Уфа,
Октябрьской революции ул., 39 Церковь Спасская 1824 – 1845 гг.
Уцелевшая часть некогда развитого ансамбля Спасской церкви расположена с отступом от красной линии за глухим металлическим забором. Улица Новомостовая (Спасская), примыкающая в этом месте к улице Окт. Революции (Большой Казанской), у самого перекрестка живописно изгибается, устремляясь на подъем, и как бы замирает перед статичным шестиколонным портиком главного фасада.
В этом месте на Большой Казанской улице еще в XVIII в. существовала деревянная церковь Благовещения Божией Матери. В последней четверти XVIII в. рядом с ней появился, тоже деревянный, храм святого Спаса Нерукотворного образа. Предание гласит, что после Пугачевского восстания во время перенесения из Елабуги в Уфу чудотворного образа св. Спаса неподалеку от Благовещенской церкви икона неожиданно остановилась. Несшие ее люди не могли двинуться с места, пока не было дано обещание построить на этом месте церковь”.
Труд А. Ширгазина – фундаментальное исследование, посвященное прошлому и настоящему православных храмов Башкирии. Оно охватывает 53 объекта, ряд которых находится на территории Уфы.

О. П. Пулечкина.
Прогулки по старой Уфе
Уфа, 1999

В особняке купца Костерина (Пушкина, 86), построенном в 1912 году и предназначенном для заезжих купцов, появилось стремление модерна использовать природу и как источник формообразования, желание архитектора вдохнуть “жизнь” в объем здания. Сознательно примененная автором изгибающаяся линия карниза подчеркивает живую пластику стены. В причудливых, оригинальных формах выполнения фасадов этого здания и проявился стиль модерн. Это выражается прежде всего в оформлении балконных решеток, замков оконных проемов, отличающихся сложной формой и вычурностью, оформлением небольших лопаток причудливыми масками, совмещающих в себе животный и растительный орнаменты. Очень оригинальны аттики, завершающие фасады здания. Все они разнообразной формы и отличной декоративной отделки. В художественном решении внутреннего пространства здания интересны литые чугунные лестницы с ажурными косоурами”.
Книга Пулечкиной – собрание очерков по истории архитектуры города Уфы. Принцип построения здесь выбран не топографический, а хронологический, так что название “Прогулки по Уфе” весьма условно. Тем не менее это довольно увлекательные заметки, в первую очередь предназначенные для читателей школьного возраста.

Периодика
Газета “Вечерняя Уфа”,
рубрика “Численник”

“42 года назад, 1 марта 1959 года, телезрители Уфы увидели первую передачу Башкирского телевидения. Первый выпуск состоял из подборки новостей. Конкурс профессиональных дикторов прошел летом того же года, и первой стала Людмила Шаталина. Тогда объем вещания составлял 6 (!) часов в неделю. Уфимцы с удовольствием смотрели на экранах, как нам теперь кажется, допотопных “ящиков” концерты и фильмы, привезенные из Москвы. В далеких 60-х стали популярны и беседы в студии “Спрашивайте – отвечаем”.
Город Уфа неравнодушен к собственной истории. Здесь не только постоянно издаются краеведческие книги и брошюры, но и довольно часто появляются тексты на эту тему в средствах массовой информации. В частности, в регулярной рубрике “Численник” уфимской “Вечерки”.

Открытки

“Уфа. История города в фотографиях. Начало XX в.”

Уфа: Национальный музей Республики Башкортостан, 1999
“Уфа занимает 772 десятины пространства и заметно растет в сторону железнодорожной станции. Город стал быстро увеличиваться с проведением через него железной дороги. К январю 1906 г. в нем было 72 000 человек жителей, в этом числе много магометан, преимущественно башкир. Уфа состоит из центрального или главного города, так называемой старой Уфы, и слободок – Золотухи, Турниловки, Архиерейской, Нижегородки, Северной и Софроновской.
Город Уфа за последнее время украсился большими и красивыми зданиями и изобилует садами, что придает ему живописный вид и оздоровляет воздух… Мощеных улиц в Уфе сравнительно мало, а об окраинах, в смысле их благоустройства, нечего и говорить, а потому и неудивительно, что во время весны и осени город изобилует грязью… Окрестности Уфы очень живописны и в летнее время привлекают городских жителей подышать чистым воздухом и полюбоваться природой”.
Витрины книжных магазинов города украшают неплохо изданные наборы репринтных открыток – изображения Уфы начала прошлого столетия. Это и перспективы главных улиц, и отдельные дома, и панорамные виды. Каждая открытка снабжена коротенькой и четкой аннотацией, а обложка снабжена обширнейшей цитатой из путеводителя по городу 1914 года.

Календари

“Цвети, родной Башкортостан”
Отрывной календарь на 2001 год
Уфа: Китап, 2000

“Башкирская национальная кухня Корот
Это один из продуктов, присущий только башкирской национальной кухне. Его изготовление – процесс длительный и хлопотный. Вначале снятое молоко надо сквасить и сделать катык. Изо дня в день собирать этот катык. Затем, когда наберется достаточное количество, варить в казане или другой большой емкости до получения пены.
Сняв пену, катык наливают в чистый мешок и подвешивают, чтобы стекла жидкость. Затем месят корот с солью и делают колобки. Но это молодой корот. Самый важный момент – сушка. Молодой корот, сформированный в шарики, выкладывают на смазанную сливочным маслом доску, накрывают белым полотном и ставят на несколько дней на солнце. Но если не хотите, чтобы корот затвердел, как камень, и не был сильно кислым, его лучше покоптить. Раньше так и поступали. Новый корот как минимум семь–десять дней должен коптиться дымом. Только после этого его можно употреблять в пищу и хранить”.
На стенах многих уфимских квартир висят календари, посвященные истории города и всего башкирского края. Здесь помимо памятных дат, очерков из былых времен Уфы и Башкирии, полезных советов, анекдотов и прочих неизменных атрибутов “календарного” жанра приводятся старинные национальные рецепты. Кто-то, читая их, лишь подивится трудолюбию башкирских кулинаров прошлого. А кто-то попробует самостоятельно что-нибудь приготовить.
Современной же жизни посвящается рубрика “Башкортостан в начале века”. Это пока еще, конечно, непривычно, но у нас сейчас уже начало двадцать первого столетия, а не конец столетия двадцатого.

Мнения

“Город Уфа лежит на правой нагорной стороне по течению реки Белой, которая под городом выступает излучиною, впадавшуюся несколько в нагорный берег… Герб сего города представляет бегущую куницу в серебреном поле в знак таковых зверей изобилия.
Местоположение весьма неровное. Все в нем строение разсеяно на горах, между осьми великих и глубоких оврагов, из которых в одном, идущем поперег города, течет в реку Белую небольшая речка Сутолока. Протчие овраги с небольшими в них истоками. Также по угору подле реки Белой есть ключи.
При сем примечать должно, что все здешнее строение беспорядочно. Улицы весьма узки и кривы. Купеческие и мещанские домы весьма худого строения и много между ними черных изб. Однако ж присутствующие и приказные служители начинают ныне строить изрядные деревянные домы.
Промысел граждан состоит в торговле разных мелочных принадлежащих до жителей здешнего края товаров, также и звериных здесь добываемых кожах… Садов в сем городе немного, потому что деревья на здешней земле мало плодоносят или потому что не стараются об оном. Овощи в огородах сеют… для одного домашнего расходу. Также некоторые излишки и продают”.

Тимофей Афанасьев, губернский землемер, 1800 год

“Вот уже прошла неделя, как я в Уфе, которая, несмотря на все усилия цивилизации, все та же немудреная, занесенная снегом, полуазиатская… По ней нетрудно представить себе сибирские города и городки. Начиная с обывателей, закутанных с ног до головы, ездящих гуськом в кошевках, и кончая сильными сорокаградусными морозами, яркими звездами, которые в морозные ночи будто играют на небе; им словно тоже холодно, и они прячутся…”

Михаил Нестеров, художник, 1888 год

“Я училась в 3-й школе только одну зиму 1941–1942 года, а летом сдала экстерном выпускные экзамены за 10-й класс. Учителя оказали нам очень большую консультативную помощь, поэтому мы все сдали экзамены на “хорошо” и “отлично”. Я получила аттестат с пятерками по всем предметам. Еще в памяти остался вкус пирожков и шанежек, которые мы получали на большой перемене. Но самый большой след в моей жизни оставил секретарь горкома комсомола Сарапулов. Однажды около оперного театра я увидела плачущего мальчика лет 5–6. Он мне сказал, что сирота и ему негде жить. Я повела его в горком комсомола, где и встретила Сарапулова. Он накормил мальчика и уложил спать в своем кабинете. На следующий день он устроил его в детский дом.
К этому человеку я пришла после получения аттестата, чтобы он помог мне уехать на фронт в действующую армию. Сарапулов говорил со мной часа три и убедил меня в том, что от семнадцатилетней девочки на войне толку будет меньше, чем от хорошего врача. Он сказал, что надо идти учиться в медицинский институт. Осенью я уже училась там. Все это вместе взятое заставляет меня с волнением и теплотой вспоминать чудесный город Уфу”.

Лиля Новикова, врач, конец XX века
Летопись

1574 основание на реке Белой Уфимского укрепленного поселения.
1586  придание Уфимскому укрепленному поселению статуса города.
1774  осада города войсками Емельяна Пугачева.
1782  утверждение герба Уфы.
1782  начало издания в городе первой газеты – “Губернские ведомости”.
1901  начало пароходного сообщения по реке Белой.
1843  присвоение Уфе статуса губернского города.
1858  начало работы городского водопровода.
1865  принятие решения о вводе нумерации домов на улицах Уфы.
1904  открытие первого кинотеатра.
1907  открытие Уфимского народного университета.
1909  появление первой асфальтовой мостовой.
1911  первый полет аэроплана.
1922  присвоение башкирскому языку статуса государственного (наравне с русским).
1924  открытие в городе автобусного сообщения.
1925 открытие детского туберкулезного диспансера.

Музеи
Национальный музей Республики Башкортостан
Советская улица, 14

Это один из старейших музеев не только Уфы, но и вообще России. Он был основан еще в 1864 году губернским статистическим комитетом как Уфимский губернский музей. Впоследствии музей неоднократно переименовывался – был Уфимским историко-социальным музеем народов Востока, музеем Южного Приуралья, Башкирским центральным краевым музеем, Башкирским центральным краеведческим музеем и т. д.
Открывает его вполне традиционный в таких учреждениях комплекс-реконструкция. Здесь этот комплекс называется “Башкирская изба середины XIX века” и представляет собой восковую фигуру башкирки в соответствующем интерьере.
Далее следуют макет Бородинского сражения (в нем геройски сражались 28 башкирских полков), всевозможные дореволюционные вещи, а также экспонаты, относящиеся ко времени Великой Отечественной войны.
С особенным натурализмом выполнены витрины, посвященные подавлению крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Не щадя нервов дам-экскурсанток, здесь выставлены топор палача, приспособление для зажима пальцев (оно использовалось, разумеется, во время пыток), клеймо “вор”, а также вывешены жутковатые изображения: “подвешивание за ребро”, “вырывание ноздрей”, “колесование”.
При том симпатии сотрудников музея явно на стороне участников восстания.
Недаром один из приближенных Пугачева, Салават Юлаев, вовсе не считается здесь государственным преступником, а, напротив, почитается как национальный герой,
и изображение памятника Салавату входит в официальный герб Республики Башкортостан.
КСТАТИ, в здание по улице Советской музей перебрался сравнительно недавно –
в 1991 году.

Дом-музей Мажита Гафури
Улица Гоголя, 28

Мажит Гафури – один из любимейших в Башкирии поэтов. Мустай Карим писал о нем: “Творчество Мажита Гафури сыграло особо большую роль в формировании нашей литературы и занимает виднейшее место в ее истории. К творческому наследию писателя мы относимся с большим уважением. Своим творчеством Гафури участвует не только в деле идейного воспитания людей, но и, благотворно влияя на литературу, участвует и в живом литературном процессе. Поэтому мы о нем говорим как о живом современнике”.
Музей же Мажита Гафури – один из самых симпатичных и уютных в городе Уфе. Его сотрудникам удается по-своему подтверждать фразу Карима о “вечно живом современнике” – они весьма успешно поддерживают атмосферу жилища российского интеллигента.
В эту атмосферу посетитель погружается еще с порога. Дверь не открыта постоянно – нужно позвонить в звонок, тогда кто-нибудь из сотрудников выйдет в прихожую и пригласит посетителя войти. Предложит надеть традиционные в музеях войлочные тапочки, однако же настаивать не станет – не такие тут уж и паркеты, все же не дворец.
Затем проведет по залам – кабинет, спальня, гостиная и, не утомляя посетителя долгим рассказом, будет просто отвечать на задаваемые им вопросы. А после пожелает доброго пути и запрет дверь до появления очередного гостя.
КСТАТИ, дом на улице Гоголя был подарен Мажиту Гафури в 1923 году в связи с его двадцатилетним литературным юбилеем. А в 1948-м, спустя 14 лет после смерти писателя, тут был открыт дом-музей.

Дом-музей С. Т. Аксакова
Улица Благоева, 4

Этот музей, хотя он и принадлежит к тому же жанру, что и музей Мажита Гафури, весьма ощутимо от него отличается. Если там вам предложат тапочки, то здесь заставят их надеть. Если там продается прекрасно изданный буклет, посвященный собственно дому-музею, то здесь буклета нет, зато старушки-билетерши докучливо предлагают сочинения директора музея, писателя Михаила Чванова. Да и запах здесь совсем другой – довольно резкий аромат еды, которую старушки для себя готовят где-то за стеной.
Однако же и в том музее есть свое очарование. Оно – в самом доме, оно – в экспонатах, посвященных Уфе второй половины восемнадцатого века, оно – в материалах, рассказывающих о самом Сергее Тимофеевиче и многочисленном его семействе.
Кроме того, музей ведет весьма обширную общественную деятельность. В частности, устраивает научные чтения, литературно-музыкальные вечера, концерты классической музыки, а также проводит ежегодные Аксаковские дни и участвует в организации таких православных праздников, как Масленица и Рождество.
КСТАТИ, семейство Аксаковых проживало в этом доме с 1795 по 1797 год. Музей же открылся в 1991 году.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru