Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Жестокий вопрос на общеевропейском уроке

Насилие в школе можно искоренить, если дать ученикам возможность доказать свою состоятельность иными способами

В начале марта 2001 года в Париже под эгидой ЮНЕСКО состоялась первая международная конференция «Насилие в школе и социальная политика». Разумеется, проблема насилия в школе и подростковой агрессии важна не только для Европы, но и для современной России. В обществе на переломе, переживающем кризис идентификации, ключевое значение имеет способность людей к диалогу и сотрудничеству, терпимость и солидарность. Нам кажется, что многие темы, затронутые в выступлении министра образования Франции Жака Ланга на открытии конференции, будут весьма любопытны русскому читателю (материал печатается в сокращении).

Еще десять лет назад в Европе инциденты, связанные с насилием в школах, были скорее исключением, нежели правилом. Однако в 90-е годы все чаще и чаще случались трагические происшествия. Следует иметь в виду, что мы живем в эпоху СМИ, и всякое несчастье вызывало эмоциональную реакцию по всей стране. Широкий общественный резонанс подогревал нездоровый ажиотаж вокруг проблемы, в том числе в среде школьников и преподавателей. Мы были поставлены перед тяжелым выбором: нельзя было драматизировать ситуацию, и в то же время ни в коем случае не следовало делать вид, что ничего не происходит. Мы стали вести открытую статистику и смогли перейти от нагнетания мрачных сенсаций к конструктивному обсуждению проблемы в целом, в связи с другими вопросами социальной политики.
В процессе изучения различных аспектов детского и подросткового насилия выяснилось, что учебные заведения, как и прежде, достаточно надежно защищают ребенка от агрессии окружающего мира. Только в 6% французских школ случались серьезные происшествия. Но дело не в цифрах. Различные проявления нетерпимости и жестокости поражают в самое сердце наш образовательный идеал, наше видение ребенка.
После Второй мировой войны европейская педагогика строится на доверии к маленькому человеку, на признании его прав и свобод. Взрослые стараются свести к минимуму подавление личности, больше не апеллируют к власти, они стремятся к диалогу. Однако нарастающая волна агрессии и насилия со стороны детей заставляет задуматься: не напрасно ли отказываемся мы от своих естественных прав воспитателей? Не переборщили ли мы с либерализмом? Не забыли ли о глубинных основаниях порядка и закона? Существует некоторое общее недоверие к самим понятиям «закон и порядок», когда речь идет о детях. И это меня очень беспокоит.
Нам было бы тяжело отказаться от своего образовательного идеала, выяснить, что мы ошибались. Именно поэтому следует вести беспощадную борьбу с насилием. Агрессоры должны быть наказаны. Другого выхода не существует.
Преподавание – диалог. Нас должно занимать не только обеспечение прав учеников, но и гарантии преподавателям. Молодые люди, которые сегодня агрессивно настроены по отношению к своему учителю, не только способны психически и физически ранить другого человека, они – и это, быть может, важнее – посягают на культуру и базовые ценности цивилизации. Тот, кто передает знания, действует не от своего имени, он олицетворяет всю историю, коллективный опыт человечества.
Несмотря на социальные проблемы, порождающие подростковую агрессивность и лежащие далеко за границами чистой педагогики (наследие экономического кризиса, неблагополучная ситуация в городских предместьях, множество сцен насилия в СМИ, разрушающих детскую психику), много можно сделать и в сфере образования:
1. Внешний облик и размер школы.
Давно замечено, что школа должна быть красивой, интересной, оригинальной. Архитектура и окружающая среда воздействуют на учеников. Дети должны гордиться своей школой, чувствовать ее лицо и характер, знать историю и традиции. К тому же здания, где учатся 600–700 человек, подобны кораблям без капитана. Строя учебные корпуса, следует сразу думать о безопасности.
2. Учебный процесс.
Невозможно бороться с насилием в школе, не решив проблему неуспеваемости. Не секрет, что именно худшие ученики, обреченные на хроническое отставание, чаще всего терроризируют учителей и своих сверстников. В некоторых семьях неудачи детей накладываются на социальную обреченность родителей. Это еще больше усугубляет ситуацию, так как чревато усилением экстремистских настроений и серьезными общественными потрясениями.
Следует отдельно заниматься успеваемостью учеников из неблагополучных семей. Простым исключением из школы проблемы не решить. Ее можно только загнать внутрь. В средней школе мы во многом определяем будущее человека. Проявляя необходимую жесткость в случае откровенных правонарушений, в других ситуациях следует руководствоваться врачебной максимой: «Не навреди!»
3. Роль государства и местных органов власти.
Государство и местные органы власти должны уделять особое внимание школам в проблемных районах. С начала 90-х гг. мы стали увеличивать там штат преподавателей, привлекать новых специалистов (врачей, психологов, социальных работников) – и это дает положительные результаты. Чем труднее взрослеть ребенку, тем больше он должен быть окружен вниманием со стороны взрослых.
4. Развитие педагогики.
Мы обязаны создать новую педагогику, направленную на предупреждение насилия. Она призвана сочетать высокие требования и идеи корпоративной солидарности. Нужно преодолеть отчуждение, которое – что греха таить – все чаще отделяет ребенка и подростка от мира взрослых. Общая участь людей и единый язык культуры – вот естественное основание для нашего творчества. Будущее вызывает тревогу. Мы сможем гарантировать его для себя только в том случае, если наши дети окажутся способными воспринять наши ценности.
Корни всех проблем лежат в начальной школе, в изучении родного языка. Ребенок, не способный свободно путешествовать в мире слов, заранее обделен. В средней школе мы часто видим умных и восприимчивых подростков, которые просто не владеют языком взрослых. Они говорят на молодежном арго, путаются в семантических полях и соответственно совершенно отчуждены от мира большой культуры.
Однако дело не исчерпывается лингвистикой. Школа должна воспитать человека, который свободно владеет родным языком, языком цифр, языком искусства и языком тела. Тогда ему не нужно будет доказывать свою состоятельность иными способами.
Другое существенное направление – воспитание коллективизма и солидарности. Школьная жизнь не может ограничиться только учебным процессом. Необходима совместная деятельность, работа, позволяющая преодолевать отчуждение детей друг от друга, способствующая взаимопониманию подростков и взрослых.
5. Взаимоотношения с родителями.
Последние десятилетия ХХ века совершенно изменили взаимоотношения детей и родителей. Раньше было достаточно вызвать отца в школу, чтобы добиться послушания сына. Теперь, напротив, часто родители ищут поддержки у школы, профессиональных педагогов.

* * *

Насилие в школах можно и нужно победить. Однако было бы легкомысленно недооценивать серьезность этого вызова. Развитие современных информационных технологий, разрывы между поколениями, новые социальные условия требуют от педагогов, организаторов образования, от всего общества целенаправленной работы во имя смягчения подростковой агрессивности, торжества идеалов терпимости, взаимопонимания и согласия.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru