Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Воспитание успехом

Метод опережения не просто разрешает стандартные проблемы начальной школы – он создает иную педагогику, в которой этих проблем нет

Народный учитель Софья Николаевна Лысенкова за свой более чем пятидесятилетний стаж работы в начальной школе участвовала во всех экспериментах: работала и с семилетками по программе 1–4, и с шестилетками по программе 1–4, и с семилетками – по программе 1–3, и всегда ее классу вполне хватало времени. Она опережала программу в самых разных вариантах.
Лысенкова считает, что главная трудность при переходе в среднюю школу – это не разные учителя, не кабинетная система, не излишняя нагрузка, а отсутствие методик, позволяющих ребенку успешно двигаться вперед, и хвосты, которые тянутся за учеником из начальной школы. Их появление неизбежно при работе по традиционной методике: объяснение материала, закрепление, контрольная, а потом работа над ошибками – малоэффективная для тех, кто с проверочной работой не справился. Следом – объяснение нового материала, а хвост уже повис.
Еще одна трудность – несостыковка программ начальной и средней школы. Такое впечатление, что авторы учебников по русскому языку и по математике для пятого класса не в курсе того, какие темы были изъяты из программы начальной школы. Так, в программе начальной школы нет темы «Сложные предложения», нет темы «Прямая речь», наречия проходятся только в словарной работе, а в пятом классе это бегом, как повторение. То же с уравнениями, которые сейчас остались только самые простые во втором классе (даже средней трудности нет), а учебник пятого класса пронизан уравнениями. Упрощения, которые вводили ученые в программы начальной школы, ученикам Софьи Николаевны не нужны.
Во главе угла у Лысенковой – воспитание успехом. А чтобы все все поняли и у всех все получилось, нужно больше времени на каждую тему. Так же считают и те, кто сейчас решил растянуть программу начальной школы на четыре года. Но у Лысенковой-то все наоборот: на каждую тему времени намного больше, а в сумме – намного меньше. При этом опережение – это вовсе не гонка.
Например, на тему «Склонение имен существительных» в третьем классе положено 50 часов. И всегда бывают ребята, которые не усваивают тему за эти часы. А у Софьи Николаевны на нее – 150 часов. Откуда? Начинает она тему намного раньше, чем положено по программе. По несколько минут на каждом уроке отводит перспективной теме. Раскрывается она медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. По теме, которую начали изучать на перспективу, спрашивает только тех, кто сам поднимает руку. Получается, что дети учатся друг у друга, а к тому моменту, когда пора проходить тему по программе, она всеми уже усвоена. Здесь идет обобщение, можно спрашивать любого. Поэтому на уроке все активны, никто не отсиживается, не прячется в страхе за спинами товарищей.
Тех часов, которые заложены на ту или иную тему по программе, для класса Софьи Николаевны оказывается очень много. Остается время на отработку навыка. И, конечно же, на новые перспективы. В конце каждого года остается время для работы с самой трудной темой будущего года. И никогда никаких заданий на лето! И никогда никаких дополнительных занятий с отстающими!
Учебный год с семилетками заканчивается до 1 апреля. И тут наступает время подхода к самым трудным темам будущего года. Первый год обучения подает руку помощи второму, второй – третьему. По математике, например, 40 уроков в третьем классе отдается десятичным дробям – центральной теме следующего года. Это мостик в среднюю школу.
Лысенкова категорически против разделения детей, классы коррекции считает просто преступлением. Метод опережения дает возможность всем, даже самым слабым, к тому времени, когда тема завершается по программе, написать проверочную работу успешно. И сокращение, упрощение программы тоже совершенно ни к чему, если учитель владеет методикой.
Софья Николаевна Лысенкова подошла к своим открытиям почти тридцать лет назад. Опорные схемы, комментированное письмо, а самое главное – метод опережающего обучения – те киты, которые позволяют ей удерживать на плаву всех без исключения учеников любого ее класса, не увеличивая время учебы в начальной школы, а сокращая его.
Софье Николаевне очень важно, чтобы дети учились радостно. Она считает, что перегрузка – это далеко не только лишние учебные часы.
Пять уроков – не перегрузка? А шесть – перегрузка? А разве для нервной системы ребенка все равно, что происходит на этих уроках? Нервная перегрузка может наступить и от одного урока, если на нем ученик получил двойку или жестокий разнос, если все успели, а он не успел, если все решали, а он не знал как и был вынужден заглядывать в тетрадку соседа, а тот еще и закрывался. Софья Николаевна спасает своих учеников именно от таких перегрузок.
Хотя и пятые, не говоря уж о шестых, уроки для своих маленьких учеников она считает лишними. Когда была введена обязательная динамическая пауза, а попросту говоря, учителей начальной школы обязали час гулять с детьми в середине школьного дня, включив этот час в оплату учителю, Лысенкова от гуляний отказалась. Она видела: как бы ни отдохнули дети на прогулке (а организовать прогулку позволяет двор далеко не каждой школы), из-за нее появляется пятый урок, а на этом уроке дети просто-напросто хотят есть и спать. Им пора домой. Софья Николаевна рассказывает, что ее дети единственные уходили домой в полпервого. Идею динамической паузы компенсировало умно составленное расписание – в середине дня обязательно урок, на котором сменяется вид деятельности: рисование, труд, физкультура, музыка.
Благодаря открытиям Лысенковой ее ученики не задавлены домашними заданиями. У детей, считает Софья Николаевна, может и должна быть жизнь вне школы, вне учебы. И родители не должны с ужасом ждать каждого нового домашнего задания. Ее дети дома делают только то, что уже хорошо понимают, в чем им не потребуется помощь мамы и папы.
Софья Николаевна не делает замечаний, она просто включает каждого в работу. Для этого – комментированное письмо. И на письме, и на математике дети хором или под комментарий то одного, то другого ученика пишут, разбираются в правилах, считают. Тот, кто соображает быстро, сделает все сам. А тому, кому труднее, поначалу поможет комментарий – каждое правило, которое встречается на пути, проговаривается: «Пишу «Саша», первая буква заглавная, имена собственные пишутся с заглавной буквы». День за днем каждое трудное место комментируется, сопровождается повторением правила. Кто-то быстрее, а кто-то пусть и не сразу, но обязательно запомнит.
Еще одна помощь – опоры, специальные схемы, которые развешаны на стенах класса или выставляются на доску по мере надобности.
Софья Николаевна все время говорит, что работать ей очень легко. Легко и радостно. Кто хоть раз видел ее урок, согласится, что и детям у нее очень легко.
Не забыть бы, не потерять этот важный опыт, переходя на четырехлетнюю начальную школу. Даже увеличивая время учебы, надо очень внимательно смотреть, на что расходовать драгоценное детское время.



Рейтинг@Mail.ru