Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Евгения СОКОЛОВА

Страна экзаменационного культа

В Корее система образования устроена настолько жестко, что скорее напоминает индустриальный конвейер...

Не будет большим преувеличением сказать, что в Корее, а речь пойдет о Южной Корее, судьба человека во многом определяется тем, как он учился в школе в возрасте 12–17 лет. Это золотое для школьников большинства стран мира время их корейские сверстники всю оставшуюся жизнь вспоминают с содроганием. Не случайно на улицах корейских городов редко увидишь подростков. Они занимаются: сначала в школе, а потом на бесчисленных курсах и факультативах. По данным корейского министерства просвещения, около шестидесяти процентов учеников старших классов проводят в школе в среднем 11 часов ежедневно. Это в полтора раза больше, чем в Японии, и в два раза больше, чем в США.
Но если представить, что будет происходить со школьниками дальше, такое напряжение становится понятным. Шансов нагнать упущенное в школьные годы скорее всего уже не будет. Если подросток не сумеет подготовиться к экзаменам на достаточно хорошем уровне, он не сможет поступить в престижный университет, а не будучи выпускником ведущего вуза, он никогда не сможет рассчитывать на работу в хорошей компании: в отделе кадров с ним просто не станут разговаривать. Раз попав на второстепенную должность во второстепенной фирме, человек практически не имеет шансов вырваться оттуда.
Репетиторство в Корее развито очень сильно, оно превратилось в целую индустрию. Но среди репетиторов нет ни одного преподавателя вуза: это запрещено законом, и никто не нарушает запрет. Профессора не хотят рисковать своим положением и немалой зарплатой. Родители же терпеливо несут финансовое бремя дополнительных занятий для своих чад.
Один американский журналист так описывает сценку, которую он наблюдал в метро: “На станции вагон заполняют школьницы в форме. Вот одна из них. Она рада, что хорошо написала контрольную по математике. А ее соседка плачет, потому что написала плохо и мама будет очень сердиться. Она думает, что из-за этой контрольной ее балл будет настолько низок, что у нее уже больше нет шансов поступить в Сеульский государственный университет. А это значит, что она уже никогда не сможет получить хорошую работу и кучу денег или на худой конец выйти замуж за выпускника Сеульского государственного. Она думает, что жизнь ее разбита. Как же это все на самом деле грустно! Ей ведь всего 13 лет”.
Несмотря на явную иронию, по сути дела, все верно: и жесткий марафон подготовки к вступительным экзаменам, в который школьники втягиваются с 11–12 лет, и культ высшего образования, которое одно дает надежды на серьезную карьеру и материальное преуспевание, и особый статус Сеульского государственного университета, поступление в который для молодых корейцев является такой же мечтой, какой для их прапрадедов был успех на экзаменах на чиновничью должность.
При этом для корейской системы образования характерен последовательный эгалитаризм, (стремление дать всем поступающим равные шансы независимо от финансового положения семьи и места проживания абитуриента). Основным, а в идеале единственным критерием должны быть его личные знания и способности. Элитарность в среднем образовании не приветствуется, и попытки создания элитарных школ преследуются в Корее куда более жестко, чем это делалось в Советском Союзе. Здесь прослеживается конфуцианская традиция, которая считает, что каждое новое поколение должно заново доказывать свое право на вхождение в состав элиты и что в принципе это право может заслужить любой.
Поступление в вузы носит замечательно честный характер. В тех редких случаях, когда кто-то все-таки поступает по блату и это становится известно, разражается серьезный скандал, и жесткие меры властей не заставляют себя ждать. Причем расследования требуют сами студенты вуза. Дело в том, что слухи о якобы имеющих место поступлениях за взятку чрезвычайно подрывают репутацию университета и сильно снижают шансы его выпускников на получение приличного места.
Решающую роль в определении судьбы абитуриента играет проводящийся раз в год, в конце ноября, общенациональный экзамен по основным предметам школьной программы. Поскольку учебный год начинается весной, самое горячее время для абитуриентов – корейская зима. Все школьники сдают экзамен одновременно на специально оборудованных экзаменационных пунктах. Задания одинаковы по всей Корее. Их цель – выявить, насколько у школьника велик объем учебной информации и насколько он владеет стандартными методами решения задач.
Чтобы обеспечить условия для благополучного проведения общенационального экзамена, по всей стране в этот день проводятся чрезвычайные мероприятия. Увеличивается количество поездов в метро, выводятся на линии все автобусы. Все крупные фирмы начинают рабочий день на час позже обычного. И все это для того, чтобы утром перевезти к экзаменационным пунктам более миллиона школьников и их родителей. Одновременно по всей стране запрещаются все полеты самолетов, потому что их гул может помешать школьникам писать диктант и делать упражнения по восприятию на слух английского языка. В общем, мероприятия граничат чуть ли не с введением в стране чрезвычайного положения...
Служители всех культов – от протестантских проповедников до шаманов – в предэкзаменационные дни тоже не остаются без работы. Женщины средних лет, матери абитуриентов, устремляются в храмы всех вероисповеданий, порой по традиции восточного религиозного синкретизма сразу в несколько и разных.
После того как экзаменационный марафон пройден, бывшие школьники могут вздохнуть свободно. Корейские студенты, мягко говоря, не отличаются особым энтузиазмом в учебе. По учебному плану они занимаются в году 140–150 дней, а остальные 200–210 отдыхают самым разнообразным образом.
Университетский период в жизни большинства корейцев – своего рода глоток свободы. Позади осталась школа с ее жестокой дисциплиной и муштрой, во многом ослабло и давление семьи: студент часто живет в общежитии или снимает комнату. В то же время большинство студентов знают, что эта свобода не будет вечной: не случайно Корея отличается самой большой продолжительностью рабочей недели среди развитых стран. Поэтому четыре года университетской свободы большинство студентов стремятся использовать на все сто процентов.

По материалам сайта www.russ.ru



Рейтинг@Mail.ru