Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ШАГ НАВСТРЕЧУ

Нарисованные обиды
и пластилиновая злость

Как научить детей бережному отношению друг к другу?

Воспитывая детей, мы так отчаянно порой стремимся к идеальному, что теряем чувство реальности. Но стоит лишь признать за детьми, как за всеми людьми, право ссориться, не любить, драться – тут же все меняется и встает на свои места. Ведь все это нормально и необходимо для роста и развития каждого ребенка: иначе как бы он узнавал себя, учился общаться, решать конфликты и понимать, что допустимо, а что запрещено по отношению к другим.

Конечно, бесконечные ссоры и войны детей друг с другом счастливее никого не сделают. Обычно они изматывают, раздражают, злят родителей и заставляют думать, что дети так поступают специально и назло. Будьте поосторожнее: гоните прочь подобные мысли, не увлекайтесь выяснением их отношений и как можно достойнее и спокойнее реагируйте на их возню. Если что – спасайтесь смехом, а не криком.

Правда, все это не значит, что их ссоры и нелюбовь стоит пускать на самотек – ни в коем случае. Во-первых, нужно всегда быть уверенным в безопасности младшего. Поэтому, строго говоря, речь идет не о независимости детей, а о нашей способности создать видимость независимости, при которой ответственность за их отношения друг с другом лежит на них же. И даже если дело дошло до драки, не спешите жалеть одного и расправляться с другим – разведите их в разные стороны и держите паузу, не подсказывая решений. Дайте им понять, что они вас очень расстроили, и ждите. Для разговора и примирения каждый должен созреть.

Попытайтесь точно определить для себя, что именно привело детей к ссоре. Хорошо, если дело лишь в том, что они не поделили игрушку, случайно обидели друг друга. Чаще же бывает так, что истинная причина сложнее и запутаннее. Обижать младшего, не любить старшего, драться с сестрой они могут потому, что им недостает внимания, ласки родителей; потому, что они одиноки или измучены ревностью. А на поверхности – бестолковая драка из-за паровозика, бешеная злость на безобидные слова, слезы, крики и плач, которым нет конца.

Лучше с каждой из враждующих сторон поговорить наедине, по душам, выбрав подходящее время и место. Начав издалека, ласково, потихоньку подбирайтесь к конкретной ссоре. Старайтесь не подсказывать правильных решений – пусть ребенок думает и оценивает все сам. Ведь сейчас важно не то, к какому выводу он в конце концов придет, а то, что он сам по поводу всего случившегося думает, как оценивает собственную вину и насколько допускает, что прав, может быть, не он один.

А может, их нужно вместе посадить рисовать обиду, лепить из пластилина злость. Или пусть оба напишут о том, как было дело и почему, что показалось обидным в поступках другого, а что правильным в собственном поведении. А вы, пока они творят, подумайте о том, не провоцирует ли невольно на ссоры, драки, взаимные обиды, упреки и нелюбовь ваш стиль общения с детьми. Ведь они охотно подражают командному голосу родителей, быстро усваивают громкие интонации и небрежную манеру поведения.

И помните, что старший – большой только по сравнению с младшим, а по сути такой же ребенок. Поэтому не накидывайтесь на него с обвинениями, угрозами и наказаниями. Он станет только еще агрессивнее. А младшему и подавно вредно слушать, как ругают брата или сестру. Заметив, что младший научился быть невинной жертвой, а старший командует и применяет силу, просите его почаще завязывать младшему шнурки, застегивать куртку; пусть учит его рисовать море, играть в морской бой. Ведь бережному отношению друг к другу всех нас кто-нибудь когда-нибудь учил.

Марина НИКОНОВА



Рейтинг@Mail.ru