Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

МБАЛАХ, ВА

Это странное слово обозначает музыку, которую слышит Юссу Ндур. Он слышит ее, ловит в свое сердце – и отдает нам...

Писать о певце – все равно что петь о писателе. Об африканских певцах пишут редко, зато они часто сами поют о себе. Поют о своей жизни, о своих родственниках и знакомых, о том, что им вообще нравится и как бы они хотели, чтобы все было. Это как раз и составляет основное содержание песен в стиле мбалах.
Поэтому, рассказывая о самом популярном исполнителе мбалаха, Юссу Ндуре, мы решили представить себе, как бы сам он спел эту статью в одной из своих песен. Попробуйте сами мысленно воспроизвести инструментальные партии. При пении имейте в виду, что русская транскрипция слабо воспроизводит имя певца, и в оригинале оно произносится примерно так: “Юсу-соу Нду-дур”, хотя и этот набор букв ни о чем толком не говорит.

ЮССУ НДУР

Песня

Я – Юссу Ндур,
Родился в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году
В городе Дакаре.
Ох, какое там большое и красное солнце!
Я – Юссу Ндур,

Родился в тысяча девятьсот почти сорок лет назад году
В городе Дакаре.
Ах, какие там синие и мокрые волны океана!

С двенадцати лет я пою песни
О счастье и горе моей Африки,
А в двадцать лет я уже собрал свою группу.
Моя группа называлась сначала просто: “Звезда Дакара”.
Потом еще проще: “Суперзвезда Дакара”.
А потом совсем просто: “Суперзвезда”.
Потому что, если звезды не будут светить, мы потеряем дорогу.

А в двадцать пять лет я познакомился с одним англичанином,
Мы с ним поговорили и поехали в Англию.
И там записывали песни в студии.
Его звали Питер Габриэль, я его знаю, и вы его знаете.
Я спел на его пластинках “So” и “Shakin’ the Tree”,
Принимал участие в записи музыки к знаменитому фильму
“Последнее искушение Христа” Мартина Скорсезе,
А потом еще пел с англичанином Полом Саймоном
И японцем Рунши Сакамото.
Мой видеоклип с песней про “Семь секунд”,
Которую я пел вместе с Нене Черри,
Попал даже на русские телеэкраны.
Ах, как я был удивлен!

Теперь мои пластинки выходят на крупных европейских фирмах.
Я, сын дакарского плотника, стал знаменитым певцом.
Я был бедным, а стал богатым.
Но я и раньше был счастливым, и дальше буду счастливым.
И теперь, когда меня слушают и черные, и белые,
Я могу ко всем вам обратиться:
Какая разница, какого цвета у вас кожа,
Лишь бы вы человеком были хорошим.

Хор: Ай, Юссу, ой, Юссу,
Вот такой он, наш Юссу.
Ва-ва.

Повторение первого куплета.

Три вопроса о мбалахе
(с ответами и дополнительными мыслями)

Вопрос. Что такое мбалах?
Ответ. Сложный вопрос. Формально это музыкальный стиль, в основе которого лежат традиционные ритмы народа уолоф, проживающего на территории современного Сенегала. Практически это определенное состояние восприятия пространственно-временного континуума, или, проще выражаясь, образ жизни.
Вопрос. Как отличить мбалах от нембалаха?
Ответ. Интересный вопрос. Формально для этого надо прослушать оба музыкальных фрагмента и сравнить их между собой. Практически – исследовать ритмический рисунок произведения. Для облегчения задачи исследователь может похлопать в ладоши, постучать ногами, совершить несколько движений корпусом. Секрет африканских ритмов кроется в их полиритмии. Проще говоря, музыканты одновременно играют в разных ритмах. Например, одной рукой вальс, а другой – мазурку. В целях безопасности не стоит делать нечто подобное без специальной тренировки. Мозгу, привыкшему обдумывать свои действия, придется совершать в единицу времени множество арифметических действий, быстро делить четные числа на нечетные, а те – опять на четные. Он непременно запутается в дробях и бесконечных величинах и может полностью парализовать деятельность центральной нервной системы. Потому что мбалах можно понять, выучить его невозможно. Исследователю важно уловить, что музыка с первых же звуков ураганом понеслась из динамиков по кочковатому африканскому бездорожью, а потом появился голос певца (или певицы, но это реже), выводящего на хорошем уолофе “Ву лоу дьямо-оно иента. Алимату Салиа-а”, что означает “Вчера зашел я в гости к Алимату Салия”, причем голос взлетает над музыкой и будто парит над гладью океана и белыми улочками прибрежных сенегальских городов. Если все эти факторы налицо, исследователь может с определенной долей уверенности сказать, что это скорее мбалах, чем нембалах.
Вопрос. Когда, кто и что?
Ответ. Своевременный вопрос. Формально история мбалаха уходит в седую древность. Практически слово “мбалах” впервые раздалось в Европе лет десять назад. Глашатаем и живой легендой этого стиля, безусловно, является Усуф Ндуор, который уже лет десять пользуется всеафриканской известностью, а теперь активно покоряет мир. Но сами сенегальцы утверждают, что цех мастеров-мбалахистов с каждым днем ширится и растет и вопрос с пальмой первенства еще отнюдь не решен. Немалой известностью пользуется представитель романтического крыла мбалаха сердцеед Измаил Ло, который своим вибрирующим тенором покоряет в последние годы томных француженок. Из года в год выпускает мастерские альбомы группа “Супер Диамоно” под руководством блистательного Омара Пене. А самый выдержанный мбалах в наиболее традиционном первозданном виде можно услышать в исполнении певца Тиона Сека, лидера группы “Раам Даан”. К сожалению, в силу своей посконности он пока практически неизвестен за пределами Африки, хотя его дискография, а точнее “кассетография”, что более типично для африканского шоу-бизнеса, начинается с семьдесят пятого года. Говорят, что поет он на таком древнем и сложном языке, что современные сенегальцы с трудом его понимают (как англичане своего Шекспира), тем более что сегодня большинство сенегальской молодежи гораздо лучше знают общепринятый французский, чем свой родной.
Дополнительные мысли: Мбалах – музыка серьезная, требует виртуозного владения инструментом и особого чувства ритма. Сочетание ритмического фейерверка и протяжных медитативных мелодий сенегальцев приводит в трепет души европейских меломанов, погружает их в грезы о бескрайних просторах и вечных истинах. Еще через пару лет этот стиль имеет шансы стать одним из самых популярных в мире и, глядишь, доживет до своего Вудстока, на котором в мбалахе попрактикуются не только черные, но и белые. А в свете завершения истории ритм-н-блюза, определившего музыку последних десятилетий, встает вопрос о том, какие ритмы придут ему на смену. Кажется, мбалах готов предложить свои варианты.

Георгий АНАНОВ



Рейтинг@Mail.ru