Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Педагогическая польза
медицинского взгляда на мир


Черносвитов Е.В.
Социальная медицина. –
М.: ВЛАДОС, 2000

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина книг издательства «Феникс» PhoenixBooks. Посетив интернет магазин PhoenixBooks, Вы сможете по выгодной цене приобрести учебные пособия, учебники и другую литературу по медицине, ветеринарии, фармакологии и здоровью. Возможность безналичного расчета платежа и доставка товаров по всей России позволят совершить покупку, не покидая кресла за Вашим компьютером. Интернет магазин PhoenixBooks располагается по адресу http://www.phoenixbooks.ru

На глазах изумленных университетских преподавателей старой закалки, а потом и учителей в течение десяти последних лет возникло немало экзотических предметов и всяческих «логий». К большинству из них мало-помалу привыкли, а некоторые из них до сих пор веселят своей нелепостью как отечественных, так и зарубежных ученых.
Предмет же «социальная медицина», тоже совсем недавно появившийся в российских вузах, избавлен от необходимости оправдывать свое существование. Потому что институты социальной медицины давно и успешно действуют на Западе – как в Америке, так и по всей Европе. Они возникли в 40-х гг. вместе с инфраструктурой социальной защиты населения. Кстати сказать, институтов социальной медицины до сих пор нет только в Голландии, Швейцарии, Дании, Швеции.
И давно уже, кажется, настала пора и России. Социальных работников, социальных педагогов в российских университетах готовят уже несколько лет и читают им курс социальной медицины. Но только сейчас вышел первый учебник по социальной медицине для российских вузов. Его автор, заведующий кафедрой социальной медицины, профессор медицины и философии, Евгений Черносвитов, объясняет появление этой дисциплины в университетских курсах и института социальной медицины в нашем обществе, цитируя Сэлинджера: «Все вдруг поняли, что общество больно, и эта боль не от ран» (с. 19).
И весь учебник по сути – это своеобразный, очень тяжелый экскурс, путь по нервам современного общества, по его болевым точкам. В центре внимания будущих социальных работников, педагогов и социальных медиков – социопатии – болезни, обусловленные особенностями и катаклизмами социума. И обычные врачи-клиницисты зачастую оказываются безоружными перед такими болезнями. Социопатия, давно и успешно сформулированное за рубежом понятие, впервые развивается на страницах этого учебника. Автор учебника, принимавший активное участие в лечении ликвидаторов чернобыльской аварии, первых больных СПИДом, иллюстрирует примерами из собственной практики те надломы, которые общество может вызвать в человеке. Вообще учебник полон историями болезней, шокирующими примерами различных аномалий, которые могут ужаснуть неподготовленного читателя. Но дело, конечно, не в них.
Впервые в одной книге, в учебнике, научному анализу (медицинскому и социологическому) подвергается то, что доселе было лишь «жареным» материалом прессы. Раскрываются, пускай пока только примерно, а где-то описательно, основные социомедицинские проблемы нашей современности. А этот подход предполагает и обращение к правовой стороне вопроса – в учебнике цитируются все относящиеся к поднимаемым вопросам документы, автор также осуществляет и глубокие экскурсы в историю, мифологию. Кто, например, знает, что первое свидетельство о психических эпидемиях (которые то и дело напоминают о себе) относится к древнегреческой мифологии? Три дочери тиринфского царя Прэта покинули родительский дом и бродили по лесистым предгорьям, утверждая, что они превратились в коров. К ним присоединились женщины из Тиринфа и Арагоса. Все они чувствовали себя коровами (с. 61). А белый халат (халат халифа) был впервые одет на Авиценну (с. 11). В книге много таких, не просто любопытных, но придающих синтетический характер этому новому предмету, подробностей.
Здесь в одной книге собрано множество проблем – и ни одна не может оставить равнодушным современного взрослого человека. Некоторые мы стремимся по возможности не видеть (как, например, положение наркоманов, бомжей или переселенцев, проблемы стариков, инвалидов), какие-то в ажиотаже обсуждаем (нетрадиционная медицина, клонирование, эвтаназия), какие-то просто наскучили от постоянного пережевывания их в СМИ (как факты сексуальных перверсий, инплантанции органов), а какие-то, как проблема смертной казни, вообще делят наше и мировое общество на два лагеря. И клубком Ариадны в этом безумном лабиринте, в который может попасть сегодня каждый (!) человек, может стать социальная медицина.
Учебник «Социальная медицина» ориентирован не на студентов-медиков, а прежде всего на будущих социальных работников и социальных педагогов. И минимальные, общие медицинские понятия они смогут почерпнуть из учебника: перечислены все основные типологии конституции человека, характера, темперамента и т.п. Однако здесь автор уже не пугает читателя, а старается проиллюстрировать свои наблюдения анатомиста, психолога примерами из мировой культуры, отправляя его то к произведениям Боттичелли, то к трудам Дюрера, призывая прочесть Золя и Бальзака, Эдгара По и Достоевского и т.п. Здесь у автора есть свой «иконостас» художников, писателей, вообще деятелей искусства, которые сделали прорывы в познании человека, намного опередив свое и в чем-то наше время.
Надо сказать, социальная медицина делает только первые шаги в нашем государстве. И это только первый учебник из серии задуманных автором пособий, в которых он намерен рассказать более подробно собственно о методах лечения социопатий, о методах, которыми должны пользоваться социальные медики в своей практике, вообще о назначении социальных медиков. Много здесь еще остается неясным – можно ли вырастить новых специалистов, социальных медиков, не на базе медицинского образования, а просто открыв для социальных работников и педагогов специализацию, как это предлагает делать автор. Правомерно ли сводить методы социальной медицины к психотерапевтическим, как это делается в учебнике. Как это обычно бывает, неизбежен шквал альтернативных учебных изданий по новой для нас специальности, который может просто потопить эту первую, но совсем не похожую на «первый блин» книжку.
…Помнится, у Стругацких в романе «Отягощенные злом» будущие педагоги по своей программе, вне зависимости от специальности, должны были ухаживать за тяжелобольными. По замыслу писателей, только увидев и получив опыт целительства настоящих человеческих язв, можно чему-то научить других.

Вера ТЛИБ