Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Химия для БУПа

Габриелян О.С.
Настольная книга учителя химии. 8 класс. –
М.: Блик плюс, 2000

Начинающим учителям химии теперь работать гораздо легче – в течение 2000 года появилось два полных учебных комплекта для 8 класса (с одним, выпущенным Л.М.Кузнецовой, мы уже знакомили читателей). Теперь для тех, кто учит восьмиклассников химии на основе учебника заслуженного учителя РФ Олега Сергеевича Габриеляна, вышла его “Настольная книга учителя химии”. Это действительно подробное и обстоятельное пособие – на 223 страницы учебника для 8 класса приходится 270 страниц руководства по его использованию.
В пособии подробно описан каждый урок, даны два варианта учебного поурочного плана – на 68 часов при двух уроках в неделю и на 102 часа при трех уроках. В приложении описаны лабораторные работы, приведены карты-инструкции для выполнения практических работ (А.В.Овсянников). Кроме того, предложен интересный и продуманный комплект заданий, развивающих мышление учащихся (А.В.Яшукова).
Начинающим (и не только) учителям будет очень полезным знакомство с проведением “сольных” уроков (“солист” – учитель) по темам “соли”, “почва”, а также детальные описания ряда демонстрационных экспериментов (например, классическое получение сульфида железа).
Как и полагается первому изданию, пособие содержит опечатки, в большинстве своем несущественные (ведь это не учебник, а книга для учителя). Среди ошибок следует отметить неправильное утверждение, что “1 моль любого газа при н.у. занимает один и тот же молярный объем = 22,4 л/моль”. Такой объем при н.у. занимают немногие реальные газы, поэтому очень важно добавить слово “приблизительно”. В пособии (и соответствующем учебнике) повторена стандартная ошибка, что степени в кинетическом уравнении равны коэффициентам в реакции, – это утверждение справедливо только для элементарных реакций или элементарных стадий сложных реакций. Методически сомнительным представляется утверждение, что “не следует рассказывать о том, как велико число Авогадро”, поскольку ребята “отвлекаются от основного объяснения”. На основании проверки огромного количества олимпиадных работ школьников могу утверждать, что подавляющее большинство девятиклассников не чувствуют реальной величины этого “десять в двадцать третьей степени” и поэтому совершают грубые ошибки в расчетах.
В целом стиль пособия для учителей, как и учебника, строг, логичен, суховат и... недостаточно интересен. Химия – наука о превращениях веществ, а в курсе О.С.Габриеляна она начинается с абстрактных формул, понятий атомной и молекулярной массы, строения атома. Учащимся показывают небольшую коллекцию веществ на первом уроке, не слишком яркие два эксперимента на втором уроке, а затем следующие интересные демонстрационные эксперименты можно увидеть лишь на 29, 33–34-м уроках (68-часовая программа)! Уроки с 3-го по 14-й не сопровождаются ни экспериментами, ни даже демонстрациями веществ. Но ведь это восьмиклассники, они еще не готовы к теоретическим абстракциям.
По поводу подобного подхода к преподаванию один из самых выдающихся физиков-теоретиков XX века, В.Гайтлер, высказался так: “В Америке предложили начинать изучение физики сразу с элементарных частиц материи, то есть электронов, протонов и т.д. Потом постепенно в школе строят атом (мысленно, конечно), из атома – молекулы, а уж из молекул наконец кусок мела или камень, который падает на землю. Это полностью противоречит моим представлениям. Исходной точкой, как мне кажется, должно быть само пережитое явление, затем наблюдение нужно дополнить экспериментом, и только после этого можно переходить к абстракции. Понятие атомов и молекул в химии следовало бы вводить в самом конце”.
Вполне возможно, что этот “абстрактный” подход в массовой школе правилен – потребность в профессиональных химиках в современной России невелика, а желающих “похимичить” после таких уроков химии не прибавится. А базовый учебный план проработан в пособии великолепно, школьники справятся с ним не ради интереса, а для оценки. И специально для тех, кто учится ради оценок, здесь обстоятельно дана технология проведения переводного экзамена и предлагается вариант экзамена-лотереи – с правом на выигрыш “счастливого случая”.

Вячеслав ЗАГОРСКИЙ