Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Как научиться слушать учителя

Вивюрский В.Я.
Учись приобретать и применять знания по химии:
Книга для учащихся М.: ВЛАДОС, 2000

В самом начале этой книги для учащихся сказано, что она поможет “эффективно и качественно усваивать знания” и в результате побеждать на олимпиадах. Поэтому, увидев книгу на учительском столе, мои школьники тут же попросили ее почитать. Поскольку в ней почти нет химических ошибок (только в задаче “пример 4” дано неправильное решение со средней солью вместо кислой), школьники 11 химического класса Специализированного учебно-научного центра МГУ книгу получили, а в качестве “платы” выдали свои комментарии. Непосредственный автор приводимого ниже текста – многократный призер химических олимпиад Алексей Финский.
Основная идея книги: толк от изучения химии будет только тогда, когда ученик научится работать самостоятельно. Однако умение ученика работать самостоятельно не связано с конкретным предметом, химия это или история. Поэтому внимание самостоятельной работе ученика нужно уделить не в 8 классе, когда он начинает изучать химию, а когда он впервые идет в школу.
Автор накрепко связывает то, что он называет самостоятельной работой ученика, с уроком и школьной программой, с домашним заданием, которое дает учитель. При этом читатель-ученик видит не творческий, а формальный подход к решению задач, изложению законов и понятий химии и т.д. Текст очень сух, и это серьезный недостаток, если учитывать круг возможных читателей. Единственный литературный изыск – неподражаемые эпиграфы. Например, такие русские народные пословицы, как “Мало аттестат взять, надо его оправдать” или “Не хвались началом, хвались концом”, компенсируют всю “сухость” книги.
Попадись мне эта книга в 8 классе, особого интереса к химии она бы у меня не вызвала. А ведь заинтересованность ученика в предмете – залог успеваемости. Ученик сам может дойти до большинства советов, которые дает эта книжка, если ему интересно изучать химию.
Половина книги занята сведениями, которые можно почерпнуть в школьном учебнике. Разбираемые задачи очень просты и решаются исключительно с помощью пропорций – не показано, как решать более сложные олимпиадные задачи.
Тем не менее советы автора правильны и могут в некоторых случаях помочь ученику. Так, удачно приведены примеры изомеров из разных классов органических веществ (с. 77) – обычно “средний” школьник не догадывается об этом.
Самые удачные главы – “Моделирование” и “Границы применимости теорий, законов и понятий”. Только про закон Авогадро напрасно сказано, что он не имеет смысла, если два газа взяты при разных температуре и давлении (с. 53), – ведь в задачах обычно газы приводят к нормальным условиям, пользуясь расчетными формулами.
Книгу можно рекомендовать ученикам 8 и 9 классов, которые химией не интересуются, но не хотят проблем с оценками по химии. По крайней мере они могут научиться правильно слушать учителя.

Алексей Финский (11 класс СУНЦ МГУ)
Вячеслав Загорский (доцент СУНЦ МГУ)