Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Искусство для масс и для элиты


Энциклопедия для детей. Т. 7. Ч. 3:
Музыка. Театр. Кино.
М.: Аванта+, 2000

В заключительной книге тома «Искусство» «Энциклопедии для детей» объединены наиболее массовые виды искусств – кинематограф, театр и музыка. Здесь можно найти сведения о том, как зародились музыка и театр несколько тысячелетий назад как часть ритуала, как произошло разделение музыкального и театрального искусства в эпоху античности и как в конце XIX возникло кино благодаря открытию братьев Люмьер. Последнее является сегодня самым массовым из искусств, если причислить к кино отпочковавшиеся от него телевидение и видео. Кстати, искусству телевидения можно было бы в дальнейшем посвятить специальный том.
Бросается в глаза различная структура трех основных разделов. «Театр» и «Кино» начинаются со статей, объясняющих сущность соответствующих видов искусств. А вот раздел, посвященный музыке, сразу начинается с исторических статей. Правда, в качестве компенсации в приложении дана очень полезная статья «Язык музыки», однако она носит сугубо технический характер и не может заменить обзорную статью об эстетике музыки. Если уж речь зашла о технических статьях, то замечу также, что в «Словаре терминов» слова «авангард», «авангардизм» характеризуются как «общее название направлений в искусстве ХХ столетия». И только. Интересно, а реализм или импрессионизм – это что, не «общее название направлений»? И можно ли понять из этого определения, что такое авангардизм?
Вообще музыкальный раздел энциклопедии написан слишком сложно для понимания теми, кто профессионально не занимается музыкой, а для профессионалов он, наверное, слишком примитивен. Конечно, музыка – это более абстрактный, а потому гораздо более сложный вид искусства, чем театр и кино, и нужную меру популярности здесь найти особенно трудно, но надо все же попытаться это сделать. Хорошо, что к тому впервые приложен компакт-диск с записью фрагментов музыкальных шедевров XVII–XX веков, но здесь представлена только классика. Возможно, записи современных музыкантов отсутствуют из-за проблем с авторскими правами. Что же касается текстов, то наиболее удачны те из них, которые посвящены музыкальному театру.
В разделе о театре справедливо отмечается, что на протяжении многих веков людей «пугала сама сущность актерского ремесла – умение стать другим человеком, сегодня – веселым и добрым, а завтра – мрачным и злым». Мастерство актера считали дьявольским даром. Режиссеры, что интересно, гонениям не подвергались, поскольку на сцене не присутствовали.
Кинематограф, по мнению авторов энциклопедии, стал самым массовым видом искусства, поскольку не требовал для своего восприятия того интеллектуального и духовного напряжения, как театр, музеи или классическая музыка. Возможно, правильнее выделить в каждом из перечисленных видов искусства «массовую» и «серьезную» составляющие. В некоторых шедеврах этим составляющим действительно удается слиться воедино. Жаль, что многие фильмы и спектакли описаны лишь аннотациями, без анализа, а биографические очерки некоторых актеров и режиссеров напоминают рекламные буклеты. Зато в лучших образцах этих очерков читатель действительно получает новое знание. Например, рассказ о первом фильме Лени Рифеншталь – «Голубой свет», который наш зритель вряд ли увидит, передает символический смысл художественной картины великой кинодокументалистки: голубой свет горного хрусталя – это духовное богатство, овладеть которым может лишь человек честный и бескорыстный. Позднее такого человека Рифеншталь увидела в Гитлере, ничего не зная, впрочем, о концлагерях и газовых камерах.
Авторы энциклопедии убеждены, что «не деньги и не техника решают успех фильма, а талант и фантазия». Но и чисто технической стороне кинематографа в томе уделяется достаточно внимания. Этому посвящены такие статьи, как «Кино – искусство монтажа», «Компьютер пришел в анимацию», «Фотографика», «Как делается кино» и др. Мало кто знает, что создать «движущиеся картинки» – прообраз современной анимации – люди пытались еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Такие изображения в 1870-е годы были обнаружены в пещере Альтамира в Северной Испании. А вот будущее кино видится в преодолении его манипуляционной функции: «Погружаясь в темноту кинозала, зритель теряет свою волю, становится всего лишь потребителем экранной информации, которую ему диктуют. Новый дигитальный экран изменяет сам принцип взаимоотношений зрителя с автором. Эти отношения станут интерактивными, т.е. зритель будет не пассивным получателем впечатлений, а творческим соавтором фильма». К сожалению, степень воздействия кино- и телепропаганды вряд ли зависит от размеров экрана.

Александр ВЛАДИМИРОВ