Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Лариса Соколова: «Издательство «Просвещение» не из тех, что гонятся за конъюнктурой»

Одно из старейших издательств России, издательство «Просвещение», в прошлом году отметило свое семидесятилетие. Что сегодня представляет из себя книжный ассортимент «Просвещения»? Как издательство определяет свое место на рынке и в чем заключается оригинальность новых учебников по такому актуальному в наше время предмету, как история? На все эти вопросы дает ответ заведующая отделом истории издательства, заслуженный работник культуры Лариса Соколова.

– Лариса Алексеевна, расскажите, пожалуйста, каковы основные стратегические положения, из которых исходит ваше издательство при создании учебников по истории?
– Это непростой вопрос. В прежние времена мы были единственным издательством, выпускающим учебную литературу. Сейчас литература для школ гораздо более разнообразна.
Правда, это не означает, что мы стремимся вовсе порвать с традицией. Напротив, одно из наших стратегических направлений – переиздание проверенных временем учебников. Разумеется, они выходят в переработанном виде: с новыми картами, иллюстрациями и т.д. Я имею в виду учебники Г.И.Годера, Б.А.Рыбакова по истории России, А.А.Вигасина по истории Средних веков и др. Они информативны, методически грамотно составлены и, что немаловажно, привычны для учителей. Однако среди педагогов немало и таких, которые настроены на работу с литературой нового поколения.
Поэтому вторая стратегическая линия издательства – подготовка принципиально новых учебников. Наиболее перспективно здесь сотрудничество с Академией наук. Известно: одна из основных проблем учебного книгоиздания заключается в том, что книгу пишет или ученый, далекий от школьной методики, или, напротив, учитель-практик, не всегда достаточно глубоко знающий последние тенденции развития академической науки. Мы пытаемся преодолеть эту преграду, объединяя усилия «кабинетного» ученого и опытного педагога-методиста. Надо сказать, что директор Института всеобщей истории АН А.О.Чубарьян с пониманием отнесся к этой инициативе и помог нам подобрать авторов будущих учебников по всеобщей истории. Среди них – В.И.Уколова, Л.П.Маринович, В.А.Ведюшкин, А.А.Улунян. Новый учебник по отечественной истории написан директором Института российской истории А.Н.Сахаровым. Думаю, что появление таких книг поможет школе значительно поднять уровень исторического образования.
– А каков он, по вашему мнению, этот «современный уровень»? Какие учебники вы назвали бы соответствующими требованиям времени?
– Отечественная школа долго не знала ничего, кроме формационного подхода к историческому процессу. Сейчас же на повестке дня – множество подходов: цивилизационный, антропологический, культурологический. История России не должна изучаться в отрыве от мировой. Необходимо проводить аналогии между историческими явлениями различных эпох и национальных культур. Например, принятие христианства на Руси традиционно рассматривалось само по себе, в отрыве от христианизации Европы. В этом смысле старые учебники дают учителю недостаточно материала, поэтому и актуально издание новых книг.
Но вопрос, конечно, не только в содержании, но и в форме учебника. Время требует, чтобы мы отказались от монотонного авторского монолога. Учебная книга должна быть более адресной, личностно ориентированной. А поскольку школьники – это люди с разным кругом интересов и разным уровнем подготовки, то и учебник должен быть «многоголосым». Важно, чтобы в нем различалась обязательная и дополнительная информация, а методический аппарат содержал разноуровневые вопросы и задания. В идеале книгу следует строить так, чтобы каждый потенциальный читатель нашел в ней что-то свое.
Наконец, современная эпоха не признает учебников-«одиночек». Школе нужен учебно-методический комплекс (учебники, методическое пособие, хрестоматия, рабочая тетрадь). Особенно важна преемственность учебных материалов. Мы не имеем права обрекать учителя, который начал работать по определенной программе и методике, на безнадежный поиск более или менее подходящего продолжения. Книги должны продолжать друг друга – вплоть до выпускного класса.
– Хотелось бы вернуться к содержанию учебников. История, особенно отечественная, – это предмет, тесно связанный с сегодняшним днем. За последние годы у нас в стране изменились оценки и трактовки многих исторических фактов. Как это отражается в учебной литературе? Появились ли новые темы, которые прежде не затрагивались авторами книг для школы?
– Издательство «Просвещение» – не из тех, что гонятся за сиюминутной конъюнктурой. Конечно, наши авторы следят за процессами, которые происходят и в науке, и в общественном сознании. Но учебник не журнальная статья, и главное в нем – фундаментальная информация, которая не меняется каждые несколько лет. Кроме того, надо помнить, что история – предмет не только просвещающий, но и воспитывающий, формирующий у школьников гражданские качества. Поэтому мы против создания мрачного, пессимистического представления о прошлом. Безусловно, нельзя замалчивать его темные страницы, но необходимо подчеркивать и то лучшее, что так важно сохранить в нестабильном сегодняшнем мире. Так что мы за учебники, дающие юным читателям определенную долю оптимизма.
Что касается «новых тем», то я бы уточнила формулировку. Правильнее говорить о новых подходах к историческому материалу. Так, сейчас больше внимания, чем прежде, уделяется дискуссионным моментам истории (например, в учебниках достаточно подробно излагаются различные точки зрения на процесс образования Русского государства). В современных книгах особое внимание уделяется личности в истории. Персонажи, в которых мы привыкли видеть лишь политических деятелей, рисуются живыми людьми; рассказывается об их семьях, отношениях с друзьями и так далее. Важно показать ученику, как личные качества отдельного человека влияют на его общественную деятельность, а следовательно, и на исторический процесс в целом.
Гуманизации истории как учебной дисциплины способствует публикация фрагментов из исторических источников. Они буквально наполнены дыханием времени. Велика конечно же и роль иллюстраций.
– Как вы думаете, смогут ли существующие ныне учебники вписаться в новую систему 12-летнего образования, о которой сейчас так много говорится?
– Я, признаться, против всяческих резких ломок и перестроек в области образования. Идея двенадцатилетней школы имеет много плюсов и, вероятно, со временем принесет достойные плоды. Но важно, чтобы процесс реформирования образования шел постепенно и был продуман до мелочей. Скорее начинать надо не с новых книг, а с переподготовки учителей. В конце концов квалифицированный учитель приспособит любой учебный материал к той программе, по которой работает. Так что сейчас актуально расширение сети курсов переподготовки для учителей.
В далекой перспективе хотелось бы более основательно дифференцировать учебную литературу. Например, Москве и регионам требуются разные книги. Московский учитель находится в выгодном положении: к его услугам множество библиотек, прилавки магазинов ломятся от новейшей литературы. В глубокой провинции такого разнообразия нет и пока не предвидится. Значит, возрастает роль всякого рода хрестоматий, справочников, методических разработок.
Да и школы разного типа должны учиться по книгам, подготовленным специально для них. Но сейчас экономическая ситуация не располагает к изданию относительно малотиражных пособий для специализированных школ.
– Какую позицию занимает Министерство образования? Влияет ли оно на ваши планы, выбор тем и авторов?
– Не могу сказать, что мы очень тесно взаимодействуем. Министерство предоставляет нам полную свободу. Само по себе это хорошо: нет никакого диктата. Но иногда мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: в министерстве проходят какие-то совещания, «круглые столы», связанные с перспективами развития образования, а мы получаем информацию об этом только из прессы. Хотелось бы, чтобы в этой области наше взаимодействие было более активным.
– Что в ближайшее время ожидает читателя? Какие новые проекты вы готовите?
– Я бы не стала подробно отвечать на этот вопрос. В рыночную эпоху информация стоит дорого. Любая идея, которой автор не успел воспользоваться, становится достоянием энергичных предпринимателей. Так что мы тоже учимся хранить коммерческую тайну. У нас есть очень интересные проекты. Пусть они станут сюрпризом для аудитории наших читателей.

Беседовал
Сергей Гришачев