Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ОПАСНОСТЬ

Как остановить эпидемию героина?

Опять cнег, заносы и грипп. Дочь добровольно вызвалась сходить в магазин за чесноком и луком. Оказывается, ее друзьям в школе прочли лекцию о гриппе, и весь вчерашний вечер они обменивались в Интернете рецептами профилактики.
– А лекцию о наркомании твоим друзьям случайно не читали? – почему-то раздражаюсь я.
Недавно столкнулась в подъезде с врачами “скорой помощи” и милицией. Соседские подростки устроили вечеринку, для одного из них она чуть было не оказалась последней. Передозировка.
Школа, в которой учится большинство детей из нашего дома, прямо под окнами. Считается благополучной, как и весь наш престижный дом на шестьсот квартир. Однако это уже не первая “скорая помощь”.
Сегодня лифт украсила надпись: “RAVE, ACID”, и консьержка, стирая ее, проворчала, что хорошо бы детей учить не английскому, а правилам поведения. Но английский здесь ни при чем. “Кислота” (acid) и техногенный “рэйв” имеют отношение не столько к языку, сколько к наркотикам. И тот, кто намалевал “ACID” на стене лифта, даже если он пока не курит травку и не колется, определенно наркотиками интересуется.
Почему же школа, обеспокоенная гриппом, не отреагировала на другую, гораздо более страшную эпидемию? Ровно год назад Министерство образования приняло Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и программу ее реализации. Концепция, программа и методические указания ушли в регионы и…тихо скончались. Во всяком случае, ни в одной школе, где я побывала за этот год, мне не смогли вразумительно рассказать, что же делает педагогический коллектив, чтобы предотвратить беду. Надо любить ребенка, убеждали меня учителя, и тогда не будет ни болезней, ни наркотиков.
Очень удобное это слово – “любить”. Кто ж станет спорить с утверждением, что ребенка надо любить?! Очень конкретное – все знают, что такое любовь. И очень абстрактное – любя, можно держать в ежовых рукавицах или, наоборот, позволять все. И разобраться, где кончается любовь и начинается насилие или равнодушие, очень трудно.
...С наступлением сумерек гаснут и окна соседней школы. Предоставленные самим себе подростки в лучшем случае сидят за компьютерами. Ни одной спортивной площадки в близлежащих дворах. Выступая на недавних парламентских слушаниях на тему “Национальная стратегия охраны здоровья детей в России и ее правовое обеспечение”, председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светлана Горячева предложила внести в градостроительный кодекс поправки, предполагающие планирование в многоэтажных домах специальных помещений для детского и подросткового досуга. Правильно вообще-то. Но вот какая штука. В нашем доме такое помещение уже есть. Если верить табличке, в нем десять лет как функционирует муниципальный “Центр досуга”. Периодически к входу центра подъезжает машина, из которой выгружаются или, наоборот, загружаются коробки с телеаппаратурой. Бизнесменам подростки, облюбовавшие нишу в трех метрах от двери, не мешают, как, вероятно, и самому центру.
Скоро растает снег, и мы всем домом выйдем на субботник. Газон, примыкающий к нише, будет усыпан пустыми пивными банками, окурками, шприцами. Придут на уборку и работники центра. Вместе и посетуем на падение нравов...