Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Без соревнования уже не обойтись...

Но как ввести в школьные состязания мотив сотрудничества?

У иных педагогов бывают универсальные рецепты на все случаи жизни. Предположим, в школе грядет праздник, взрослые решили, что детям хорошо бы выучить к торжеству по десять пословиц и поговорок, а ребята особого интереса к этому не испытывают. Учителя задумываются: как быть? А у завуча или директора решение уже наготове: “Какие проблемы? Вы им устройте соревнование между классами (группами), они вам не то что по десять – по сорок пословиц выучат!”
И правда выучат. Вот только какой ценой? Над этим действительно стоит задуматься.

Начнем с того, что за человеческими поступками всегда стоит конкретная мотивация. Присутствует она и в соревновательных отношениях. А называется эта мотивация конкурентной.
Конкуренция – это такие отношения, когда мой успех означает проигрыш соперника, а моя неудача – его победу. В соревновании кроется опасность свести все происходящее к альтернативе: кто выиграет – я или мой соперник?
Если меня победят, это ударит по моему положению среди сверстников и по моей самооценке.
И тогда для ребенка становится главным уже не стремление проявить себя с лучшей стороны, а любыми путями помешать врагу стать победителем: “Уж тогда-то я точно выиграю”.
И мы нередко наблюдаем в школах, что дети во время соревнования не радуются своим успехам, а идут на разные уловки, чтобы лишить соперников шансов на победу. Если это происходит в одном классе, ученик может мешать своему однокласснику при ответе, жаловаться на него, уличать в каких-то мелочах...
Так что же выходит: соревнование – негодное средство для решения педагогических задач?
Вовсе нет: соревнование способствует творческому развитию детей, вызывает у них всплеск положительных эмоций, оживляет школьную жизнь. Но только грамотно организованное соревнование.
В нашей школе, например, недавно прошел интеллектуальный марафон, который понравился и учителям, и детям.
Предварительно во всех классах с 5-го по 11-й прошел конкурс. Ученики, показавшие лучшие результаты в своей параллели, распределились по группам, и получилось шесть равных по возможностям команд.
Целый день накануне главного соревнования мы посвятили подготовительной работе с этими командами. Нам хотелось, чтобы главным для каждой команды стал мотив сотрудничества, основанный на чувстве собственной оригинальности и уникальности. Ребята придумали название своей команде, девиз, нарисовали эмблему, сочинили презентацию в форме театрального представления.
Причем представление команд не оценивалось: это была не ситуация конкуренции, а возможность себя показать и на других посмотреть.
А потом начался настоящий марафон: команды переходили со станции на станцию, выполняли задания и завоевывали очки.
А что же в это время делали остальные ученики, которые не вошли в команды.
Для них параллельно шли различные конкурсы болельщиков. У каждого была возможность заработать очки в личный зачет или подарить их понравившейся команде.
И еще одно соревнование шло в этот день между классами: учителя тоже ставили баллы за работу на уроке.
Детям было интересно участвовать в этой веселой чехарде, где все постоянно меняется, как на карусели: то ты член команды, то класса, то наблюдаешь за конкурсом болельщиков. В результате получился большой интеллектуальный праздник. Участники, полностью поглощенные процессом, уже перестали считать свои очки и просто веселились.
По завершении игры каждой команде был подарен торт, ребята расселись за большим столом и еще долго с удовольствием обсуждали самые яркие ее моменты.
Это пример, как можно провести соревнование, которое становится праздником для каждого, так как в нем есть и конкуренция, и сотрудничество.
Есть еще один прием, помогающий этого достичь: создание ситуации, когда конкурирующие команды в процессе должны пересечься и сделать что-то вместе. Вот они соревнуются друг с другом, бегут от этапа к этапу, и вдруг оказывается, что в результате в какой-то момент их маршрутные листы сходятся, им дается общее задание и говорится, что очки будут общими. То есть конкуренты на время вступают в кооперативные отношения, и в этот чудесный момент расширяется видение происходящего: я настроился, что этот человек мне соперник, а оказывается, что это временное состояние: пять минут назад мы конкурировали, а теперь – сотрудничаем.
В соревновании большой потенциал для педагогики: эмоциональный, культурный, адаптационный.
Конкуренция – это же часть нашей культуры, той социальной среды, в которой уже несколько тысячелетий живет цивилизация.
Даже если запретить детям вступать в соревнования, они все равно останутся в детском мире. Обязательно возникнет ситуация, когда один мальчик скажет другому: а давай наперегонки до того дерева – кто быстрее?!
А чей-то папа непременно предложит это своему сыну. И когда ребенок бежит наперегонки, у него нет желания, чтобы папа споткнулся и упал. Это нормальная конкуренция.
Хотим мы того или нет, а выйдя из школы, дети попадут в конкурентный мир. И в этом мире они должны быть конкурентоспособными.
Поэтому надо учить детей умению конкурировать, при этом настраивая на то, чтобы конкуренция помогала им стать лучше.

Марина БИТЯНОВА, психолог