Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

“Школа века” – это звучит!

Пять учебных заведений Новгородской области стали лауреатами конкурса “Школа века”, учрежденного Министерством образования РФ, Комитетом по образованию Госдумы и Совета Федерации и международной газетой “Педагогический вестник”. Чем заслужили наши земляки право называться “Школой века”? И каков соответственно ее идеал? Это мы постарались выяснить у преподавателей средней школы № 1 города Валдая.
Помимо валдайцев таких титулов были удостоены еще четыре учебных заведения области: гимназия “Новоскул” и средние школы № 13 и 32 Великого Новгорода, а также Порожская школа из деревни Взгляды Волотовского района. Сразу скажем, почему из пяти лауреатов мы выбрали именно валдайскую школу. Даже людям, далеким от системы школьного образования, понятно, что гимназия или школа в областном центре совсем не то, что, скажем, сельская восьмилетка. Валдайская первая школа оказалась среди лауреатов-новгородцев во всех отношениях учебным заведением из “золотой середины”.
Как удалось стать “Школой века”? Этот вопрос я адресовала сразу нескольким завучам и бывшему директору школы (нынешняя пребывала в тот момент в командировке). Прежде всего в течение последнего десятилетия валдайским педагогам пришлось неоднократно добиваться звания “Школа года”. Для этого отправляли в Москву на конкурс целые пакеты документов: описания новых педагогических методик, применяемых в школе, разработки тем и уроков учителей-новаторов, справки по истории школы, подборки фотографий…
Однажды Лидии Калининой, бывшей в то время директором школы, пришлось даже выступать перед коллегами-лауреатами с докладом по разработанной в школе теме “Духовное воспитание учащихся”. Отправляли в Москву документы по теме “Гуманизация школы”, разработки по развитию речи учащихся, составляли планы
интегрированных уроков, сочетая не только традиционно литературу с музыкой, но и, например, математику с физкультурой. “И всем этим заинтересовались в Москве, – говорит Лидия Александровна. – Да и с коллегами из разных регионов – от Норильска до Чечни, от Сахалина до Калининграда – я чувствовала себя на равных”. А потому помимо дипломов за победу в конкурсе “Школа года” бывший директор школы получила звания директора года и заслуженного педагога. Обидно только, что, по словам коллег из других регионов, обладатели подобных званий получали от своих властей разного рода льготы, новгородцам же не досталось ничего материального.
Однако методические разработки – вещи, интересные, как правило, самим педагогам. А для родителей, которые отправляют ребенка в школу, гораздо важнее, чему его научат и сможет ли он поступить в дальнейшем в университет. Мы поинтересовались у педагогов: кем из выпускников разных лет они могли бы гордиться? Учителя назвали директора Новгородского государственного музея-заповедника Николая Гринева, директора Первой новгородской университетской гимназии Аркадия Гормина, кандидата физических наук преподавателя Новгородского государственного университета Игоря Ланцева, других людей, известных в регионе своей высокой культурой и образованностью. “Почему наши выпускники добились таких высот? – говорят учителя. – Потому что Ланцев был учеником нашего преподавателя физики Алексея Степанца, который к своим урокам подходил творчески, одним из первых в области своими руками сделал все физические приборы для кабинета и демонстрировал их потом ученикам. Гриневу повезло в свое время с историком, Гормину – с преподавателем химии”.
Свои традиции в качестве преподавания знаний школа сохранила. В последние годы не меньше половины ее выпускников поступают в высшие учебные заведения, в том числе и столичные. Если валдайские старшеклассники не участвуют в какой-то из областных предметных олимпиад – то только по причине отсутствия финансов на проезд и проживание в Новгороде. Золотая и шесть серебряных медалей у выпускников прошлого года – это тоже достижение, и медали эти – настоящие, поскольку оценок здесь стараются не “натягивать”, заботясь о перспективе учеников и добром имени школы. Однако для того чтобы дети заканчивали учебное заведение грамотными, педагоги стараются применять и новые методы работы. Например, на законных основаниях они занимаются репетиторством прямо в стенах школы: и знания у детей крепче, и учителю прибавка к зарплате. Для ребят из начальных классов предусмотрены платные занятия по изучению иностранных языков, для выпускников работает группа “абитуриент” по подготовке к поступлению в институт.
Словом, “школа века” сегодня – это коллектив учителей-новаторов, не забывающий к тому же о своих традициях. Здесь не только учат, но и воспитывают детей: бывают с ними на экскурсиях в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, водят в походы. Именно ребята из первой валдайской школы традиционно несут вахту у Вечного огня. Для родителей же помимо традиционных собраний проводят тематические родительские конференции, хотя это делать нелегко – ведь часть семей учеников живут в пригороде и ближайших поселках, и собраться на общешкольные конференции папам и мамам довольно трудно. Учителя очень гордятся тем, что школа носит звание одного из первых в Валдае деятелей советского просвещения – Михаила Аверина (правда, смеются они, на школьную печать вкралась опечатка – получилось “имени Аверкина”, так зовут председателя областного комитета образования). И гордость эта обоснованна: крепкие знания ребят, получение почетных званий и наград учителями, победа в нынешнем конкурсе.
А я спросила о другом: почему люди участвуют в конкурсах, разрабатывают новые методики, ходят в многодневные походы? Зачем, если учитель начальных классов зарабатывает 400 рублей, а преподаватель высшей категории со всеми надбавками – 1200? Почему не ищут более “теплых” и спокойных мест? Как ответили они сами: таков их образ жизни. “И вечный бой, покой нам только снится”, – процитировала Лидия Калинина. И уже за одно это можно давать такому коллективу звание “Школа века”. А еще за то, что и в будущем году, и еще через 10, 20, 50 лет в Валдае местным ребятам будет где получать качественные знания и настоящие “путевки в жизнь”.

Ольга ВАСИЛЬЕВА