Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

«Особым» детям –
равные права на жизнь и развитие

Каждый человек, ребенок или взрослый, здоровый или больной, обделенный или одаренный способностями, имеет равные права на жизнь и развитие. В этой связи обучение детей с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и интеграция не менее важны для общества, чем другие направления в деятельности системы образования. А тех, кто родился несколько отличными от нас, привыкших считать себя абсолютно нормальными, год от года становится все больше. Может быть, в этом есть и определенный вселенский смысл, заставляющий человека корректировать свое мировоззрение, задумываться о смысле своей жизни, исправлять духовные ориентиры?

Система специального образования России нуждается в изменениях, которые могли бы повернуть ее на цивилизованный путь развития, приблизить к общечеловеческим ценностям. В мировое сообщество мы должны войти с новым отношением к отстающим в развитии детям, решая в разных аспектах вопросы их интеграции в общество.
Поэтому составной частью общей концепции развития образования Псковской области является концепция специального образования и реабилитации детей, нуждающихся в особой поддержке государства. Она основывается на положениях Закона РФ «Об образовании», которые требуют внедрения в практику комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий развития, предоставления детям с особыми образовательными потребностями равных со всеми прав на образование.

Общая ситуация в регионе

В настоящее время 5,5% детей, проживающих в Псковской области, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Из них 3 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 16 лет. Ухудшение социально-экономической и демографической ситуации способствует увеличению количества детей с нарушениями интеллекта, которые составляют основную часть общего количества детей с отклонениями в развитии.
На сегодня в регионе создана широкая сеть специальных учебных учреждений, оказывающих весь спектр помощи детям с проблемами в развитии, за исключением слепых детей. На территории региона действуют 22 специальных (коррекционных) образовательных учреждения, среди которых – школы с продленным днем обучения, школы-интернаты, УВК детский сад-школа, дошкольные учреждения. Адекватной формой обучения охвачено 8710 детей и подростков – 6% от общего количества детского населения области, или каждый 9-й ребенок.
Параллельно с совершенствованием сети специальных образовательных учреждений велась и работа по открытию специальных (коррекционных) классов при массовых общеобразовательных школах. В настоящее время при них действуют 294 класса коррекционно-развивающего обучения, 70 классов для детей с нарушениями интеллекта.
Кроме того, более 300 детей с умственной отсталостью занимаются в обычных классах массовых школ, используя свое право на интегрированные формы обучения. Однако качество обучения этой категории школьников вызывает у нас большую озабоченность, так как методика работы педагогов в таких условиях отечественной наукой практически не разработана, а известный нам зарубежный опыт достаточно фрагментарен. Нам крайне не хватает нового стандарта специального образования, который бы определил соотношение норм образованности и норм жизненной компетентности для разных возрастных групп и разных категорий детей с ограниченными возможностями.
Обучение детей с множественными нарушениями

Характерной особенностью современной действительности является рост числа детей с комбинированными множественными нарушениями развития, глубокими нарушениями интеллекта. Традиционно в России реабилитационная работа с этой категорией детей организуется, как правило, в закрытых учреждениях социальной защиты населения – детских домах-интернатах. Основные усилия специалистов в них сосредоточены на социальном надзоре, а психолого-педагогическое сопровождение остро нуждающихся в этом детей, как правило, отсутствует.
Так было и в нашей области до 1993 года, когда Евангелической церковной общиной города Вассенберга (Германия) и администрацией Пскова был открыт Лечебно-педагогический центр для пятидесяти детей со множественными нарушениями развития в возрасте от 6 до 18 лет. В это же время были установлены связи со школой «Рурталь» (Северный Рейн–Вестфалия). Началась подготовка специалистов, которых до того у нас не было в практике ни социальной, ни педагогической работы. Сейчас сотрудники центра владеют уникальными методиками, в основе которых – умение определять зону ближайшего развития ребенка (по Выготскому), выбирать объективные звенья формирующего действия и субъективные шаги (по Гальперину) и т.д.
Пятилетний опыт работы псковских педагогов, опирающихся на разработки своих немецких коллег, подтвердил: реабилитация средствами образования при медицинском сопровождении позволяет ребенку с особыми потребностями реализовать в доступных для него сферах свое право наследования социального и культурно-исторического опыта человечества. Мы убедились – абсолютное большинство детей-имбецилов обучаемо, когда сам процесс обучения умело направлен на формирование у них физических, речевых, умственных действий, необходимых для решения жизненных задач.
Весь вопрос здесь в том, что понимать под термином «обучение»? Узкое понимание учения как овладения навыками письма, чтения, счета мы можем и должны переосмыслить. Ведь известно, что процессы, развивающие ребенка, происходят и при его учении более элементарным видам деятельности – умению обслуживать себя, ориентироваться в пространстве, познавать окружающий мир, принимать помощь других и т.д. Формирование именно этих жизненно необходимых способностей у детей с глубокими умственными нарушениями мы и имеем в виду, говоря об их успехах. В этом и есть, на наш взгляд, суть социальной реабилитации.
Этот опыт дал определенную уверенность в том, что не решаемая долгие годы задача обучения детей с глубокими умственными нарушениями может быть осуществлена. С этой целью в 1996 году в Пскове, а затем и в Великих Луках при специальных школах для детей с нарушениями интеллекта были открыты филиалы для детей с глубокой умственной отсталостью. Приступив к решению данной проблемы, в настоящее время мы активно ведем разработку региональной программы обучения глубоко умственно отсталых детей.
Кроме того, уже началось внедрение разработанной ранее в рамках международной программы «Темпус» (Россия, Германия, Голландия, Италия) концепции создания в Пскове специальных социально защищенных интеграционных мастерских, в которых предусмотрены места для выпускников ЛПЦ и где вместе с ними будут работать мастера-профессионалы и социальные педагоги. При этом финансирование и содержание этих мастерских будет обеспечено управлением социальной защиты населения. Таким образом, мы вышли на учреждение нового типа, полноправными хозяевами которого станут образование и соцзащита. Мы глубоко убеждены, что только в этом сотрудничестве, при поддержке медиков могут и должны решаться проблемы детей-инвалидов.

Система «раннего вмешательства»

В 1998 году нам удалось реализовать еще одну идею «Темпуса» – открыть в Пскове Центр психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с выраженными проблемами развития «Призма». Работа специалистов центра направлена на оказание услуг, которые ранее никогда не предлагались в наших дошкольных специальных образовательных учреждениях.
Создание «Призмы» открыло путь к комплексному подходу в социально-педагогическом сопровождении людей с множественными нарушениями здоровья на всех этапах: младшем и дошкольном возрасте, периоде школьной и взрослой жизни, трудовой активности.
Не стоит в стороне и система социальной защиты области. В ее учреждениях стали открываться реабилитационные центры для детей-инвалидов, в основном для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они получают медицинскую, психологическую, педагогическую помощь по поликлиническому типу или в загородных стационарах матери и ребенка со сроком пребывания 24 дня.

Кадры решают все

Проводимая работа поставила перед нами и еще один вопрос – как обеспечить себя специалистами соответствующей квалификации. В связи с тем, что традиционная подготовка специальных педагогов не ориентирована на работу с данной категорией детей, нам необходимо было создать более гибкие программы подготовки специалистов, которые могли бы работать не только в типовых образовательных учреждениях, но и в коррекционных учреждениях «новой волны». Эта задача легла в основу развития факультета коррекционной педагогики, открытого в Псковском государственном педагогическом институте в 1994 году.
Факультет включился в международное сотрудничество в рамках программы «Темпус» и сделал одним из направлений своей деятельности подготовку специалистов по работе с глубоко умственно отсталыми детьми через соответствующие интегрированные курсы, спецсеминары, стажировку студентов по этим вопросам в Германии, Голландии, Италии. Такая подготовка позволит выпускникам оказывать дополнительные образовательные услуги по концепции «Гулливер», опорной и поддерживающей коммуникации, тош-терапии, компьютерной программе «Био-Байтс» и др.

Задачи второго этапа

Проводимая работа изменила и нас. На разных управленческих уровнях мы стали по-новому подходить к решению проблем детей с отклонениями в развитии, сделав приоритетной интеграцию их в общество. Без этих изменений в нас самих невозможно создать условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности ребенка-инвалида, признать его право на соответствующий уровень жизни, необходимый для его адекватного физического, умственного, духовного и социального развития.
Мы вполне реально оцениваем существующее в регионе положение дел и прекрасно понимаем, что для решения проблем детей-инвалидов с множественными нарушениями развития сделано еще очень мало. Модель комплекса: «родительский дом – центр «Призма» – ЛПЦ – трудовые мастерские» далеко не совершенна и требует своей доработки, она не может охватить образовательными услугами всех нуждающихся в этом детей-инвалидов на территории области.
Нас крайне тревожит, во-первых, отсутствие в России комплексных государственных социальных программ обеспечения жизнедеятельности людей, имеющих глубокие умственные и множественные нарушения, – программ, которые позволяли бы каждому из них самореализовываться и не чувствовать себя лишним в обществе. Во-вторых, остро дает себя знать отсутствие необходимых законодательных условий для реализации конституционного права каждого на образование и для включения действительно всех детей в систему образования.
В-третьих, беспокоит то, что в общественном сознании преобладает понятие об инвалиде как «человеке, не способном частично или полностью участвовать в производстве материальных благ», и в гораздо меньшей степени – как «человеке, нуждающемся в особом внимании и помощи». Без участия средств массовой информации в формировании общественного мнения относительно инвалидов как людей, имеющих равные права с другими, без новой образовательной политики Российского государства, при которой образование действительно включало бы всех, школе и педагогической науке будет очень сложно решить эти проблемы.

Николай СОЛОВЬЕВ,
первый заместитель начальника
Главного управления образования
администрации Псковской области



Рейтинг@Mail.ru