«Особым» детям –
равные права на жизнь и развитие
Каждый человек, ребенок или взрослый, здоровый
или больной, обделенный или одаренный
способностями, имеет равные права на жизнь и
развитие. В этой связи обучение детей с
ограниченными возможностями, их социальная
адаптация и интеграция не менее важны для
общества, чем другие направления в деятельности
системы образования. А тех, кто родился несколько
отличными от нас, привыкших считать себя
абсолютно нормальными, год от года становится
все больше. Может быть, в этом есть и определенный
вселенский смысл, заставляющий человека
корректировать свое мировоззрение, задумываться
о смысле своей жизни, исправлять духовные
ориентиры?
Система специального образования России
нуждается в изменениях, которые могли бы
повернуть ее на цивилизованный путь развития,
приблизить к общечеловеческим ценностям. В
мировое сообщество мы должны войти с новым
отношением к отстающим в развитии детям, решая в
разных аспектах вопросы их интеграции в
общество.
Поэтому составной частью общей концепции
развития образования Псковской области является
концепция специального образования и
реабилитации детей, нуждающихся в особой
поддержке государства. Она основывается на
положениях Закона РФ «Об образовании», которые
требуют внедрения в практику комплекса мер,
направленных на своевременное обеспечение
каждому ребенку адекватных условий развития,
предоставления детям с особыми образовательными
потребностями равных со всеми прав на
образование.
Общая ситуация в регионе
В настоящее время 5,5% детей, проживающих в
Псковской области, относятся к категории лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
нуждаются в специальном (коррекционном)
образовании. Из них 3 тысячи детей-инвалидов в
возрасте до 16 лет. Ухудшение
социально-экономической и демографической
ситуации способствует увеличению количества
детей с нарушениями интеллекта, которые
составляют основную часть общего количества
детей с отклонениями в развитии.
На сегодня в регионе создана широкая сеть
специальных учебных учреждений, оказывающих
весь спектр помощи детям с проблемами в развитии,
за исключением слепых детей. На территории
региона действуют 22 специальных (коррекционных)
образовательных учреждения, среди которых –
школы с продленным днем обучения,
школы-интернаты, УВК детский сад-школа,
дошкольные учреждения. Адекватной формой
обучения охвачено 8710 детей и подростков – 6% от
общего количества детского населения области,
или каждый 9-й ребенок.
Параллельно с совершенствованием сети
специальных образовательных учреждений велась и
работа по открытию специальных (коррекционных)
классов при массовых общеобразовательных
школах. В настоящее время при них действуют 294
класса коррекционно-развивающего обучения, 70
классов для детей с нарушениями интеллекта.
Кроме того, более 300 детей с умственной
отсталостью занимаются в обычных классах
массовых школ, используя свое право на
интегрированные формы обучения. Однако качество
обучения этой категории школьников вызывает у
нас большую озабоченность, так как методика
работы педагогов в таких условиях отечественной
наукой практически не разработана, а известный
нам зарубежный опыт достаточно фрагментарен. Нам
крайне не хватает нового стандарта специального
образования, который бы определил соотношение
норм образованности и норм жизненной
компетентности для разных возрастных групп и
разных категорий детей с ограниченными
возможностями.
Обучение детей с множественными нарушениями
Характерной особенностью современной
действительности является рост числа детей с
комбинированными множественными нарушениями
развития, глубокими нарушениями интеллекта.
Традиционно в России реабилитационная работа с
этой категорией детей организуется, как правило,
в закрытых учреждениях социальной защиты
населения – детских домах-интернатах. Основные
усилия специалистов в них сосредоточены на
социальном надзоре, а психолого-педагогическое
сопровождение остро нуждающихся в этом детей,
как правило, отсутствует.
Так было и в нашей области до 1993 года, когда
Евангелической церковной общиной города
Вассенберга (Германия) и администрацией Пскова
был открыт Лечебно-педагогический центр для
пятидесяти детей со множественными нарушениями
развития в возрасте от 6 до 18 лет. В это же время
были установлены связи со школой «Рурталь»
(Северный Рейн–Вестфалия). Началась подготовка
специалистов, которых до того у нас не было в
практике ни социальной, ни педагогической
работы. Сейчас сотрудники центра владеют
уникальными методиками, в основе которых –
умение определять зону ближайшего развития
ребенка (по Выготскому), выбирать объективные
звенья формирующего действия и субъективные
шаги (по Гальперину) и т.д.
Пятилетний опыт работы псковских педагогов,
опирающихся на разработки своих немецких коллег,
подтвердил: реабилитация средствами образования
при медицинском сопровождении позволяет ребенку
с особыми потребностями реализовать в доступных
для него сферах свое право наследования
социального и культурно-исторического опыта
человечества. Мы убедились – абсолютное
большинство детей-имбецилов обучаемо, когда сам
процесс обучения умело направлен на
формирование у них физических, речевых,
умственных действий, необходимых для решения
жизненных задач.
Весь вопрос здесь в том, что понимать под
термином «обучение»? Узкое понимание учения как
овладения навыками письма, чтения, счета мы можем
и должны переосмыслить. Ведь известно, что
процессы, развивающие ребенка, происходят и при
его учении более элементарным видам
деятельности – умению обслуживать себя,
ориентироваться в пространстве, познавать
окружающий мир, принимать помощь других и т.д.
Формирование именно этих жизненно необходимых
способностей у детей с глубокими умственными
нарушениями мы и имеем в виду, говоря об их
успехах. В этом и есть, на наш взгляд, суть
социальной реабилитации.
Этот опыт дал определенную уверенность в том, что
не решаемая долгие годы задача обучения детей с
глубокими умственными нарушениями может быть
осуществлена. С этой целью в 1996 году в Пскове, а
затем и в Великих Луках при специальных школах
для детей с нарушениями интеллекта были открыты
филиалы для детей с глубокой умственной
отсталостью. Приступив к решению данной
проблемы, в настоящее время мы активно ведем
разработку региональной программы обучения
глубоко умственно отсталых детей.
Кроме того, уже началось внедрение разработанной
ранее в рамках международной программы «Темпус»
(Россия, Германия, Голландия, Италия) концепции
создания в Пскове специальных социально
защищенных интеграционных мастерских, в которых
предусмотрены места для выпускников ЛПЦ и где
вместе с ними будут работать
мастера-профессионалы и социальные педагоги. При
этом финансирование и содержание этих
мастерских будет обеспечено управлением
социальной защиты населения. Таким образом, мы
вышли на учреждение нового типа, полноправными
хозяевами которого станут образование и
соцзащита. Мы глубоко убеждены, что только в этом
сотрудничестве, при поддержке медиков могут и
должны решаться проблемы детей-инвалидов.
Система «раннего вмешательства»
В 1998 году нам удалось реализовать еще одну идею
«Темпуса» – открыть в Пскове Центр
психолого-педагогического сопровождения детей
раннего и дошкольного возраста с выраженными
проблемами развития «Призма». Работа
специалистов центра направлена на оказание
услуг, которые ранее никогда не предлагались в
наших дошкольных специальных образовательных
учреждениях.
Создание «Призмы» открыло путь к комплексному
подходу в социально-педагогическом
сопровождении людей с множественными
нарушениями здоровья на всех этапах: младшем и
дошкольном возрасте, периоде школьной и взрослой
жизни, трудовой активности.
Не стоит в стороне и система социальной защиты
области. В ее учреждениях стали открываться
реабилитационные центры для детей-инвалидов, в
основном для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Они получают
медицинскую, психологическую, педагогическую
помощь по поликлиническому типу или в загородных
стационарах матери и ребенка со сроком
пребывания 24 дня.
Кадры решают все
Проводимая работа поставила перед нами и еще
один вопрос – как обеспечить себя специалистами
соответствующей квалификации. В связи с тем, что
традиционная подготовка специальных педагогов
не ориентирована на работу с данной категорией
детей, нам необходимо было создать более гибкие
программы подготовки специалистов, которые
могли бы работать не только в типовых
образовательных учреждениях, но и в
коррекционных учреждениях «новой волны». Эта
задача легла в основу развития факультета
коррекционной педагогики, открытого в Псковском
государственном педагогическом институте в 1994
году.
Факультет включился в международное
сотрудничество в рамках программы «Темпус» и
сделал одним из направлений своей деятельности
подготовку специалистов по работе с глубоко
умственно отсталыми детьми через
соответствующие интегрированные курсы,
спецсеминары, стажировку студентов по этим
вопросам в Германии, Голландии, Италии. Такая
подготовка позволит выпускникам оказывать
дополнительные образовательные услуги по
концепции «Гулливер», опорной и поддерживающей
коммуникации, тош-терапии, компьютерной
программе «Био-Байтс» и др.
Задачи второго этапа
Проводимая работа изменила и нас. На разных
управленческих уровнях мы стали по-новому
подходить к решению проблем детей с отклонениями
в развитии, сделав приоритетной интеграцию их в
общество. Без этих изменений в нас самих
невозможно создать условия, необходимые для
нормальной жизнедеятельности ребенка-инвалида,
признать его право на соответствующий уровень
жизни, необходимый для его адекватного
физического, умственного, духовного и
социального развития.
Мы вполне реально оцениваем существующее в
регионе положение дел и прекрасно понимаем, что
для решения проблем детей-инвалидов с
множественными нарушениями развития сделано еще
очень мало. Модель комплекса: «родительский дом
– центр «Призма» – ЛПЦ – трудовые мастерские»
далеко не совершенна и требует своей доработки,
она не может охватить образовательными услугами
всех нуждающихся в этом детей-инвалидов на
территории области.
Нас крайне тревожит, во-первых, отсутствие в
России комплексных государственных социальных
программ обеспечения жизнедеятельности людей,
имеющих глубокие умственные и множественные
нарушения, – программ, которые позволяли бы
каждому из них самореализовываться и не
чувствовать себя лишним в обществе. Во-вторых,
остро дает себя знать отсутствие необходимых
законодательных условий для реализации
конституционного права каждого на образование и
для включения действительно всех детей в систему
образования.
В-третьих, беспокоит то, что в общественном
сознании преобладает понятие об инвалиде как
«человеке, не способном частично или полностью
участвовать в производстве материальных благ», и
в гораздо меньшей степени – как «человеке,
нуждающемся в особом внимании и помощи». Без
участия средств массовой информации в
формировании общественного мнения относительно
инвалидов как людей, имеющих равные права с
другими, без новой образовательной политики
Российского государства, при которой
образование действительно включало бы всех,
школе и педагогической науке будет очень сложно
решить эти проблемы.
Николай СОЛОВЬЕВ,
первый заместитель начальника
Главного управления образования
администрации Псковской области
|