Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Заменит ли учителя человек в погонах?

Четыре субъекта Российской Федерации из 89 примут участие в широкомасштабном эксперименте по введению единого государственного экзамена. Свердловская область в их число не вошла, хотя официальное предложение принять участие в эксперименте было.
«Мы готовы рассмотреть предложение, если нам предоставят возможность ознакомиться с программой, порядком его проведения, этапами и научно-педагогическим обоснованием процесса, – рассказал на пресс-конференции министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Нестеров. – До 2000 года изменения в образовании нигде не обсуждались. Они возникли как часть экономической программы, с тем чтобы появилась возможность уйти от бюджетного обеспечения системы образования. Предполагается, что государство будет оказывать молодому человеку поддержку при обучении в вузе в зависимости от того, сколько баллов он ухитрился получить при тестировании. Это не бесплатное удовольствие, за сдачу каждого теста выпускник будет платить около 100 рублей. А если учесть, что только в Свердловской области, например, в этом году школу закончат около 40 тысяч учащихся, то сумма, собранная с выпускников всей страны, получается немалая».
Предполагается, что тестирование будет проходить в присутствии специально подготовленных представителей ФСБ и МВД. Возникает вопрос: необходимо ли удаление из школы учителей, ведь открытое выражение недоверия учительству, на котором сейчас держится система образования, таит в себе опасность? «Присутствие двух прапорщиков внутренних войск на экзамене никого не смутит, – считает Ярослав Кузьминов, руководитель инициативной группы по разработке программы модернизации образования, – они уж точно ничего подсказать не смогут». Экстраординарные меры по обеспечению секретности будут таковыми до поры до времени: находчивые дети и их заботливые родители со временем найдут способы или обмануть компьютер, или обойти прапорщиков. Есть и другие «но». Вызывает сомнение объективность оценки знаний. В конце концов, правильный ответ можно просто угадать, а есть ли у выпускника способности к осмыслению и рассуждению – этого никто и никогда не узнает.
Сторонники грядущих изменений говорят, что сейчас выпускник испытывает стресс дважды – при сдаче экзаменов в школе и в вузе, а при тестировании этого можно будет избежать. Но волнение абитуриента, осознающего, что от правильности его ответа зависит материальное положение семьи на ближайшие пять лет – доплата в вузе будет напрямую зависеть от набранных баллов, – будет еще большим, и стресса в любом случае избежать не удастся.
Поскольку массовое внедрение единого экзамена предполагается с 2003 года, нынешние учащиеся 9 классов, вероятно, будут проходить тестирование, хотя начинали образование по другим правилам и готовились к другим условиям аттестации. Кроме того, Центр тестирования Министерства образования РФ определяет сроки проведения экзаменов с 26 мая по 1 июня, что противоречит санитарным правилам и нормам организации образовательного процесса, ведь сдавать экзамены придется каждый день.
«Мы внесли свои предложения по проведению единого госэкзамена, в частности, предложили Свердловскую область как экспериментальную территорию, где процесс подготовки к тестированию начинался бы с 5 класса и постепенно в соответствии с требованиями психолого-педагогической науки, – продолжает министр образования Свердловской области. – Что касается перехода на 12-летний срок обучения, позиция регионального министерства такова: это надо делать по мере создания условий. К примеру, надо принять общероссийскую программу строительства и возрождения зданий школ, заменить двадцати-тридцатилетней давности мебель, оснастить образовательные учреждения хоть каким-то уровнем электронной техники, надо принципиально решить проблему достойной оплаты труда педагогов. Наконец, надо реально «вычистить» содержание общего образования, убрать явно устаревшее, ненужное. Вот тогда можно будет поговорить о том, как и в какие сроки это все реализовать и помещать. Поэтому первичная задача заключается вовсе не в том, чтобы нынешнюю кучу нагромождений в содержании общего образования разместить в большем периоде, а в том, чтобы сначала разобраться, что есть общеобразовательная программа хотя бы первой четверти ХХI века».

Лариса АМБАЕВА



Рейтинг@Mail.ru