Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2001

Третья тетрадь. Детный мир


Ждать, когда сами предложат помощь, больше не могу
Александр БАННИКОВ,
директор средней школы № 7
Октябрьского района
г. Екатеринбург

Все время думаю о создании попечительского совета. Нам просто необходимы организации, физические лица, которые могут материально осчастливить школу. Ждать, когда сами предложат помощь, не могу, некогда. Что ж, буду ходить к одному, к другому, договариваться с коммерческими организациями, выбивать, выпрашивать. Школе без материальной поддержки не выжить.
Родители сами редко проявляют инициативу. Если что-то директор или завуч поручат – сделают. Конечно, у нас собирается общешкольный родительский комитет. Но активнее всего родители все равно реализуют свои возможности в классе, где учится их ребенок. Я считаю, что это нормально. Будет развиваться класс – будет и школа развиваться!
А бывают случаи, когда с родителями лучше вообще не встречаться. Воспитательная работа иногда гораздо полезнее с детьми, чем с родителями. Вот у нас мальчишечка в пятом классе, он может исчезнуть на неделю, не ходить в школу. Семья сложная: отца нет, мама редко бывает трезвой. Мы с парнем побеседовали – хватило на месяц, потом опять стал прогуливать. Пригласили его вместе с мамой, а та явилась, мягко говоря, неадекватная, вела себя вызывающе. Разговора не вышло. Парень от позора опять на неделю исчез. Вышло только хуже. В работе с родителями следует соблюдать осторожность.

Могу ли я учить уму-разуму взрослых людей?
Елена КАДУЖИНА,
завуч средней школы № 1
г. Зерноград, Ростовская область

Я доброжелательно отношусь к родителям своих учеников. Внимательно выслушаю, постараюсь, когда возможно, помочь. Если возникает конструктивный диалог, искренне радуюсь. Хотя правильнее будет сказать так: я терпима и терпелива в отношениях с родителями. Ведь не всегда одинаковое восприятие одной и той же ситуации у учителя и родителя. Стараюсь найти баланс – разумное сочетание учительских амбиций, родительского уровня притязаний и реальных возможностей конкретного ребенка.
Наша школа потенциально открыта для встреч. Но пока в слово «встречи» вкладывается только понятие «родительское собрание как форма встречи учителя и родителя».
Мы не практикуем переговоры с родителями по телефону. Телефон не передает всех нюансов и оттенков диалога, может исказить интонации. Разговор носит формальный характер и чаще всего дает нулевой результат. Предпочитаем возникающие проблемы решать вместе с ребенком. Но если уж потребуется вмешательство родителей, заблаговременно в письменной форме посылаем приглашение посетить школу в удобное для них время.
Родители не участвуют в обсуждении финансовых вопросов школы и в определении целей работы и развития школы тоже.
Как предметник, я, если честно, особо не стремлюсь, чтобы визиты родителей в школу были регулярными. Все вопросы, возникающие в ходе учебного процесса, можно решить и с учеником или с классным руководителем. Думаю, родители сами придут ко мне как к учителю химии, когда почувствуют в этом необходимость.
Как классный руководитель, довольствуюсь регулярностью родительских собраний. Общение с родителями – большой труд. Вот вы заходите в класс. Сколько в нем умненьких? Сколько восприимчивых к новому? Сколько безразличных? Сколько тугодумов? Уверяю вас, что такое же соотношение сохраняется и в родительских группах. К сожалению, со скидкой на возраст и жизненный опыт, убавляется детская открытость, зато амбиции прибавляются. Я часто задавалась вопросом: имею ли я право учить уму-разуму других? Думаю, нет. Поэтому при встречах с родителями стараюсь показать примеры позитивного общения. Хотя все равно в глазах родителей я прежде всего останусь учителем, от которого зависят оценки их детей. У родителей всегда есть предубеждение о предвзятости, необъективном отношении педагога к их ребенку.
Педагогический всеобуч для родителей необходим. Но его должны взять на себя люди, нейтральные по отношению к образовательному процессу: в классе – психолог, освобожденный классный руководитель.
И еще одна причина во взаимоотношениях классный руководитель – родитель мешает работать. Как завучу, мне унизительно быть постоянным просителем: на ремонт, на замок, на веник, на классные нужды... И родители справедливо сердятся: когда же закончатся все эти поборы...



Рейтинг@Mail.ru