Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Экспедиция куда угодно

Они не хотели быть учениками, они не хотели быть туристами – они хотели быть исследователями

– Почему ты написала «икспедиция»?
– Потому что мы ищем неизвестное,
а неизвестное обозначается – икс.

(Из разговора на уроке русского языка)

Все началось с везения. Я с коллегами благодаря работникам юннатского кружка Дарвинского музея смогла повезти свой 5 класс в биологический заповедник в костромских лесах с целью экологического просвещения и воспитания. По окончании мы с детьми выпустили книгу чудесных историй под названием «Ага, Кострома!» и решили ездить в лес каждый год.
Вот только организовать эти поездки надо было как-то по-другому.
Дети не очень-то хотели часами шататься по лесу с руководителями, учить птичьи голоса и звериные следы. Зато с восторгом обследовали окрестности в свободное время, задавали кучу глупых вопросов и сами придумывали бредовые ответы.
Они не хотели быть учениками, они хотели быть исследователями, покорителями лесов.
Что ж? Мы решили дать им эту возможность и следующую поездку превратить в научную комплексную экспедицию. Вот из чего она сложилась.
В обычный ноябрьский день в классе я объявила о наборе желающих изучать в суровых условиях новые земли. На общее собрание научных сотрудников пришло очень много народу.
Мы сформулировали цели путешествия, выяснили возможные направления работы. Например, изучение растений, мхов, обитателей водоемов, птиц, зверей и даже обитателей ближних деревень: как жили, живут, что поют. Список составлялся на основе интересов присутствующих.
Затем собранию был прочитан краткий курс всех наук, объясняющий, какая наука изучает мхи в лесу, а какая песни и сказки в деревне; какие методы исследований уже известны; какие главные учебники и справочники написаны.
Аудитория задумалась. Как же исследовать новые земли, когда в них так много непонятного? В одиночку не справиться. Возникла насущная потребность в кооперации.
Началось формирование комплексных групп, каждая из которых в поездке возьмет себе один район в заповеднике и составит его полное описание, изучит жизнь не отдельных частей, а целого.
Мы советовали объединяться в группы людям с разными научными интересами, но умеющим найти общий язык. Задача сложнейшая. Ребятам пришлось всерьез разводить личные и деловые отношения. Некоторых знающих «отличников» не хотели брать в команду: «Неженки и воображают о себе много». Классным заводилам тоже досталось: «Ты все бросишь, а я за тебя вкалывать буду?»
В каждой группе выбрали координатора и перешли к созданию научных лабораторий по отраслям знаний. Лабораторий получилось столько, сколько было реальных специалистов, способных помочь новым сотрудникам набраться опыта. Например, специалист по птицам и животным у нас был один – руководитель Дарвинского кружка Екатерина Преображенская. Поэтому все орнитологи и зоологи пошли к ней.
Сотрудники лабораторий, посоветовавшись со специалистами, начали поиск необходимой информации в справочной литературе, в музеях, у знающих людей.
Чья-то находка становилась общим достоянием – начиная с выяснения этимологии названия «Кострома» и кончая адресом магазина, где продаются дешевые лыжи. Будущая экспедиция обрастала живыми подробностями.
За несколько дней до отъезда произошла последняя проверка готовности, уточнили программу. И вот мы в поезде.
Первые два-три дня научные сотрудники с помощью специалистов соотносили книжные знания с реальностью. Читать про жанры фольклора и записывать у деревенской бабушки местные игры и песни – большая разница.
А по вечерам собирались комплексные группы обменяться впечатлениями: кто что узнал нового, чему научился, что случилось необычного.
Городские дети не привыкли к физическим трудностям, не привыкли просто терпеть. Здесь это приходилось делать постоянно. Терпеть холод, усталость на маршруте, голод и жажду, даже больное горло. А что делать? Лес. Терпеть и мыть грязные тарелки – надо же накормить людей, которые скоро вернутся из леса. Терпеть свои обиды и лень. Все было по-настоящему трудно и по-настоящему здорово.
Мир леса – живой, хрупкий и прекрасный. Пусть потом забудутся мудреные названия лишайников – останется бережное внимание, сознание неслучайности всего вокруг.
В последние дни комплексные группы отправляются по своим маршрутам совершенно одни в свободный полет. Без взрослых. Это ужасно страшно, но принципиально важно. Конечно, есть страховка. Маршрут тщательно планируется и обсуждается с участниками, проводится подробный инструктаж по технике безопасности. Проверяется экипировка. Свое исследование группа выполняет сама, и это один из ярчайших моментов путешествия. Вот одна группа возвращается: четверо уже обедать садятся, а двоих еще и на горизонте нет. «Мы замерзли, они еле тащатся», – оправдываются «передовики», но им все же неловко. Вечером будет возможность поговорить спокойно. Последняя группа совсем не расстроена, наоборот, горда: «У нас самый длинный маршрут. Мы такую песню записали. Следы волка видели!» Накидываются на горячий суп.
Взрослые в это время заняты по хозяйству или снимают учебный фильм для будущей успешной работы, как делала Светлана Темненко, учительница географии. В этот момент они тоже испытывают новые ощущения. Странно никем не руководить – делать все самому, ничего не объяснять – самому думать.
Комплексная группа, пройдя маршрут, обрабатывает данные, обобщает, оформляет все, что наработала. Готовится к докладу на конференции, к стендовому докладу или какому-либо другому заранее оговоренному предъявлению результата.
В конце «раздача слонов»: призы, дипломы, удостоверения, и разбор полетов по группам.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА



Рейтинг@Mail.ru