Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Образование для образования

Государственный образовательный стандарт второго поколения – приведет ли он к рождению нового поколения педагогов?

Первокурсников российских педагогических вузов сегодня готовят по государственным образовательным стандартам второго поколения. Новые стандарты во многом отличаются от предыдущих, срок действия которых истек к первому сентября 2000 года. В настоящее время действуют два варианта стандартов, ориентированных на разные модели подготовки учителей: моноуровневую и многоуровневую, которая предполагает обучение будущих бакалавров и магистров. Существуют и другие не менее важные отличия. В чем их суть и чем обусловлены эти нововведения?
На вопросы нашего корреспондента Анатолия Витковского отвечают ученый секретарь Совета по педагогическому образованию Людмила Васильевна Дудова, начальник учебно-методического управления МПГУ Людмила Александровна Трубина, докторант кафедры педагогики МПГУ Владимир Игоревич Блинов и заведующая кафедрой английского языка МИПКРО Каринэ Степановна Махмурян.

– Почему возникла необходимость разработки стандарта?
Людмила Трубина. Она обусловлена самой ситуацией, которая сложилась в российском образовании. Сегодня любой школьный учитель работает в условиях большого разнообразия школ, программ, авторских методик. В этом обилии трудно ориентироваться, не имея единых минимальных требований к содержанию образования будущего педагога. Назначение стандарта в том, чтобы определить этот минимум.
Важно, чтобы государство гарантировало каждому выпускнику, независимо от того, в каком городе он учился, что качество его образования будет по крайней мере не ниже минимального уровня.
– Какова структура стандарта?
Л.Т. Стандарт состоит из нескольких компонентов – федерального и национально-регионального или вузовского. Федеральный компонент составляет 70 процентов содержания образования. Оно определено жестко.
А наполнение регионального компонента зависит от особенностей территории, на которой ведется обучение, и от возможностей конкретного вуза.
При этом студенту также предоставляется большое поле выбора специализаций, курсов, факультативов.
Все 30 процентов национально-регионального компонента содержания образования предлагает вуз, а затем это делится примерно пополам: 15 процентов – обязательная часть и 15 – курсы по выбору студента.
Людмила Дудова. Стандартом предусмотрено, что дисциплины федерального компонента читаются в виде авторских курсов. То есть мы разрабатываем примерные программы, которые утверждаются министерством как ориентир, но каждый вуз их реализует по-своему.
– Что отличает стандарт второго поколения от предшествующего?
Владимир Блинов. Я бы начал с отличия от приоритетов, которые существовали в советской школе. Ныне действующий стандарт ориентирован прежде всего не на идеологическую и даже не на зуновскую, а на функциональную подготовку учителя. В стандарте второго поколения появились новые функции, к выполнению которых надо готовить будущих учителей. Всего таких функций девять: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительская, воспитательная, коррекционно-развивающая, управлеченская, физкультурно-спортивная и оздоровительная – рекреационная.
– В чем суть научно-методической функции учителя?
Л.Т. Сегодня учитель просто обязан воспитывать в себе самостоятельность. В первую очередь потому, что он образовывает более самостоятельных людей. А еще потому, что школа становится очень разнообразной и учителю приходится... не скажу подстраиваться, но адаптироваться к ней. Современный учитель должен суметь разработать свою собственную методику, написать авторскую программу, а может быть, даже и создать свою педагогическую концепцию.
Сегодня невозможно работать по старому академическому конспекту: почти каждый год что-то меняется в социальной ситуации, в запросах студентов и родителей.
– Студенты предпочитают готовые методики?
В.Б. Это будет зависеть от того, как мы их научим. Сейчас вышло много книг для учителя, где все уроки подготовлены от начала до конца. Но эти уроки подготовлены другим человеком, и, как правило, их невозможно столь же успешно воспроизвести.
Ведь главным инструментом педагогического воздействия является сам учитель, его личность.
Л.Т. Мы должны научить студентов самостоятельно находить нужную информацию и работать с ней.
Скажем, ведя курс истории зарубежной литературы, преподаватель в своей рабочей программе описывает не только то, что “читает” он сам, но также и то, что студенты будут осваивать самостоятельно.
Сегодня число аудиторных заданий значительно уменьшено и за счет этого большая часть времени отведена на самостоятельную работу под руководством преподавателя.
Л.Д. Научно-методическая функция будет еще более актуальна после перехода школы к профильному обучению. В старших классах профильной школы, особенно если это гуманитарные классы, понадобится совершенно иная методика работы, там абсолютно все учителю придется сделать самому.
– Как контролируется выполнение стандарта?
Л.Д. Выполнение стандарта – важнейшее требование при аттестации вуза, которая проходит каждые пять лет. И, разумеется, в самом вузе сохраняются традиционные зачеты и экзамены.
– Какие конкретно существуют виды контрольных заданий? Как, например, возможно проверить умение студента выполнять коррекционно-развивающую функцию?
В.Б. Это одна из самых сложных задач. По большому счету проверить это возможно только в реальной практике. Зарубежный опыт говорит, что на такую проверку требуется от одного до нескольких лет.
Например, во Франции в педагогические колледжи принимаются только выпускники университетов, и после двухлетней подготовки они отправляются на практику и работают без диплома в должности учителей. Диплом выдается только после того, как они успешно проработают два года и получат положительные характеристики от учебного заведения, коллег и детей.
Мы пока не готовы к подобной организации контроля профессиональной готовности учителей.
Но коль в стандарте закреплена функциональная подготовка учителей, значит, просто проверить знания сегодня недостаточно. Надо проверять уровень компетентности, способность осознанно выполнять функции педагога.
Это позволяют сделать те же тестовые методики, если, конечно, подходить к тесту не как к проверке знания определенных понятий, а как к испытанию.
Каринэ Махмурян. Конкретные виды контрольных заданий во многом определяются спецификой предмета. Возьмем иностранный язык. Если раньше в стандарте было просто обозначено, что учителя должны владеть четырьмя тысячами лексических единиц, то теперь им необходимо освоить определенные виды деятельности: аудирование, говорение, чтение, письменную речь.
Л.Д. У нас стали более разнообразными промежуточные формы контроля.
Экзамены проводятся в виде творческой работы, деловой игры, мастер-класса...
– Социальная функция также предполагает новые требования к профессионализму учителя?
В.Б. Самому термину “социальная педагогика” уже лет 150–200. Существует много различных подходов к этому понятию.
Во-первых, надо сказать, что учитель погружен в социальную среду и должен уметь оценивать социальные условия, в которых ему приходится работать.
Одна ситуация, если школа находится в отдаленном спальном районе, другая – если это школа-интернат для инвалидов и третья – школа-полупансион для детей богатых родителей. Мы должны научить студентов анализировать, как сказываются на ребенке те или иные социальные условия.
Л.Д. Сегодня школа в большей степени стала делать акцент на социализацию личности ученика. Раньше учителя не слишком задумывались, как сложится судьба того или иного ученика после окончания школы. А теперь остро встала задача подготовить детей к осуществлению не только профессионального, но и социального выбора.
В.Б. В настоящее время разрабатываем спецкурс по частной школе, где также много проблем. Оказывается, богатые родители еще хуже представляют, что они хотят от своих детей. Часто приходится сталкиваться с тем, что принадлежность к богатой семье дети считают панацеей от всех бед. Умные родители хотят, чтобы у их детей не было этой иллюзии.
Недавно в одной из частных школ наблюдал следующую ситуацию. В школу вошли папа и дочка, оба без сменной обуви, а на улице шел мокрый снег, и, естественно, они оставили следы на полу.
Что делать дежурному учителю? Вытереть за ученицей, за обучение которой отец платит 750 долларов в месяц. Смотрю, нет. Дежурный учитель совершенно спокойно говорит девочке, где взять тряпку, чтобы вытереть пол за папой и за собой. Она вытирает, и папа смотрит на это, довольный происходящим.
Завожу разговор с папой:
– Вы знаете, ходят слухи, что у новых русских пренебрежительное отношение к физическому труду?
А он говорит:
– Ну что вы, зачем нам нужны дети-бездельники? С нами и директор на эту тему разговаривал: мы платим деньги за то, чтобы наших детей научили работать.
Так что и для бедных, и для богатых сегодня важно, чтобы из школы вышел самостоятельный человек. И значит, нам надо подготовить самостоятельного учителя.



Рейтинг@Mail.ru