Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Аня БУЛАНОВСКАЯ,
студентка педагогического колледжа

...А может быть, это даже не профессия,
а образ жизни

У каждого есть кого любить, во что верить, к чему стремиться. Я недовольна собой, как и большинство подростков. Это мешает мне ощутить себя счастливой. Мне вообще было трудно понять себя, принять такую как есть и научиться ощущать радость бытия. Кто мне поможет? Говорят, это типично для подростков. А бывают разве “типичные”?
Дома меня любят, но хочется признания других людей. Учитель видит нас иными глазами и может помочь каждому из своих учеников обрести себя. Мне очень важно его уважение и понимание. Когда я буду учителем, постараюсь найти путь к каждой душе, для меня это не будет просто класс.
Даже страшно подумать, какой властью обладает учитель: он способен сделать меня героем и парией, может рождать добро и надежду, но также страх и унижение. Он научит дружбе, только если сам умеет быть другом. Учителю верят и хотят ему подражать, тогда как родителей просто любят. Его слово, поступок оценивается гораздо строже. Учитель указывает тебе путь к развитию собственного “я”.
Если ты сам личность, то будешь видеть личность в своих учениках. Если ты талантлив, то предполагаешь талант в других. Если помыслы твои чисты и ты способен созидать, то такими и будешь растить своих учеников и радоваться за них. Как научиться удивлять их, если ты сам утратил способность удивляться? А творчество, оказывается, очень заразительная вещь.
XXI век – время профессионалов. Нельзя быть профи во всем, надо любить и знать свое дело; быть увлеченным человеком важнее для учителя, чем для человека любой другой профессии; владеть собой, быть гибким и восприимчивым к новому, но не падким на сенсации, преданно следовать добрым традициям; осознавать свое назначение и идти к своей мечте. Уметь отстаивать свою позицию. Редкая профессия, когда все время растешь.
Учитель продолжает себя в своих учениках – разве это не путь к восстановлению гармонии в мире? Если с меня так много спросится, то что же я должна приобрести сейчас? У меня столько вопросов...
Почему в человеке столько способностей, а он так и не реализует многие из них? Откуда берется желание разрушать, а не создавать? Как заставить человека сдерживать зло в себе и открыто творить добро? Почему иногда поет душа и кажется, что ты все можешь? Как удержать это состояние? Как найти нужные слова, чтобы передать ученикам все доброе, что накоплено человечеством? Как удержать их от нигилизма, а себя от желания вешать ярлыки? Житейская мудрость, здравый смысл – не заслоняют ли они мечту? Как найти такие слова, которые преодолевают равнодушие? Говорят, с годами люди задают меньше вопросов. Почему?
Теперь я точно знаю, что учитель должен ощущать себя счастливым человеком.
Мне кажется, что учитель – это не профессия, а образ жизни.



Рейтинг@Mail.ru