Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Ольга Александрова

“Выпускай радость, не выпускай слезы!”

В силу несовпадения интересов моих и мужа в нашей семье установилось такое правило: один из двух выходных каждый из нас проводил по своему усмотрению, а в другой выходной сидел с маленькой дочкой. Муж мог удовлетворить свою страсть к рыбалке, грибам, волейболу, а я выезжала на этюды.
Если дочка была здорова, муж отправлялся в лес вместе с ней. Его друзья поражались самостоятельности нашего ребенка. Пока папа играл в волейбол, она могла часами чем-нибудь заниматься, не требуя внимания.
Казалось, всем при таком раскладе было хорошо. Но однажды я нарушила традицию и поехала вместе со всеми в лес. Не могу сказать, что это привело в восторг мужа, а вот дочь... “Мамочка, как я тебя люблю!” – Она без конца кидалась мне на шею.
Что случилось? Такой горячий всплеск любви и благодарности! Значит, ее счастье до сих пор было неполным? То мамы нет, то папы... Но ведь дочка ни разу даже не заикнулась, чтобы я составила им компанию. Хотя... это было в ее характере, она вообще ни о чем не просила, тем более не капризничала. Была уверена в нашей к ней любви и считала, что если ей неуютно и чего-то недостает, вины родителей в том нет и надо просто потерпеть.
Но вина, оказывается, была, я ее, слава Богу, почувствовала и, подумав, решила в конце концов отказаться и от этюдов, и от многого другого в пользу дочери.
Правда, семью это не спасло, с мужем наши дороги через несколько лет разошлись окончательно. Но к тому времени я была готова стать для дочери и за маму, и за папу. И при этом не чувствовала, что приношу себя в жертву. Так что, когда меня спрашивали: “А когда же вы будете жить для себя?”, я искренне отвечала: “А я и живу для себя”.
Нет, не жертва нужна ребенку. Нужно просто по-человечески относиться к нему, вот и все. Самое главное, чтобы ребенок не ощущал одиночества, безразличия к себе со стороны родителей и был включен в общий круговорот семейной жизни. Пусть он чувствует себя рядом с вами не только защищенным, но и равноправным членом семьи и в праздники, и в будни.
В семье каждый трудится по своим силам. Моя Оксанка, еще гуляя в коляске, когда ей пытались надеть носочки, сердито протестовала: “Сама! Сама!” А в три года стирала в тазике свое белье. Если ей не давали этого делать, дочь обижалась.
Иногда ей приходилось даже воспитывать взрослых.
Например, застегиваю пальтишко на двухлетней Оксанке, а она требует: “Мам, сядь по-человечески”. Это значит, мне надо не на корточках перед ней сидеть, а присесть на стул.
Проснувшись ночью, дочка видит меня за письменным столом. Тут же командует: “Мама, ложись. Спать надо”. Не успокоится, пока не послушаюсь.
Увидев, как папа жует на ходу, она замечает: “Кушать надо за столом и все подряд”. А когда он был сильно расстроен, обняла его и сказала: “Папа, выпускай радость, не выпускай слезы”.
Сейчас дочь – взрослая девушка, и я горжусь не столько ее успехами на профессиональном поприще, сколько тем, что, например, не помню случая, чтобы после нее осталась неубранной постель или невымытой посуда. Убеждена, что человек начинается с таких вот мелочей, о которых знают только домашние.
Бывает, мы по невниманию к этим мелочам во имя более серьезных целей либо просто по глупости ломаем врожденные установки своих детей.
У одних моих знакомых дочь годами жила среди нагромождения чемоданов от пола до потолка. Взрослым, очень ответственным в части своих профессиональных обязанностей, и в голову не приходило, как одни эти чемоданы могут повлиять на жизнь ребенка. А если к ним добавить раковину, всегда до краев заполненную грязной посудой, много дней мокнущее в ванной белье, то не приходится удивляться, что девочка, став уже пятиклассницей, решала задачки, чертя фломастером на двери собственной комнаты.
Как же так? Выходит, родители, хорошие, добрые, честные, так заняты своими делами, что им и не до детей своих? Не задумываемся мы над тем, что приносит ребенку наш семейный уклад.
А ведь ему, кроме еды, одежды и ласки, еще требуется приобщение к семейному микрокосмосу. И тем больше, чем он пока что беспомощнее. Именно в это время он с радостью будет учиться заботиться и о себе, и обо всех членах семьи. И в этом тоже состоит воспитание его человеческого достоинства.



Рейтинг@Mail.ru