“Посетили компьютер всей семьей!..”
Туда, где пока не удается создать
образовательное пространство, его можно...
привезти
В первых школах, созданных самим
народом, – крестьянских школах грамоты,
старообрядческих «мастерицах», «вольных» школах
и прочих – были так называемые «бродячие дьяки»
– своеобразный исторический прообраз выездной
школы. В конце девятнадцатого – начале
двадцатого века кое-где еще сохранялся
«волостной учитель», подчас состоявший на службе
в уездном земстве; он периодически объезжал
удаленные деревни и хутора и вел занятия с
детьми. Еще живо поколение, которое помнит, что и
в советское время в штате местных органов
образования существовала должность запасного
учителя на случай отсутствия, например по
болезни, основного.
Вообще говоря, выездной учитель – фигура,
известная во многих странах мира. В Нидерландах
разъезжавший по разным районам преподаватель,
консультант или инструктор являлся едва ли не
центральным лицом массового фермерского
(аграрного) образования. Периодически выездная
школа в той или иной форме появлялась и у нас,
когда нужно было решать экстраординарные задачи,
как правило, экстенсивного характера. Например,
ликбез 20-х годов или компьютерный всеобуч
середины 80-х. В Свердловской области в эти годы
действовал «компьютерный десант» – колесивший
по селам автобус с компьютерами (студенты и
преподаватели политехнического института и
университета назвали его «шессерафим»). Автобус
приезжал в село, компьютеры устанавливались в
школе или клубе, и кто хотел – учился.
Запомнилась одна запись в книге отзывов:
«Посетили компьютер всей семьей. Приезжайте
еще».
В годы перестройки сотрудниками Временного
научно-исследовательского коллектива (ВНИКа)
«Школа» был проведен конкурс идей, проектов и
программ развития сельской школы. Было получено
около четырехсот проектов, и среди них, кстати,
получившая одну из первых премий модель с
названием «Выездная школа», разработанная
сотрудниками Полтавского
инженерно-строительного института.
Суть проекта в следующем. В городе находится
крупная базовая школа. Ее учителя выезжают к
детям хуторян и фермеров, консультируют,
помогают литературой, пособиями, привозят
видеофильмы. В остальное время ученики
занимаются самостоятельно и (или) используя
методы взаимного обучения, помощь взрослых.
Несколько раз в году дети съезжаются в базовую
школу на сессии. Учителя при этом должны быть
дифференцированы по своим склонностям и
выполняемым функциям: методисты, лекторы,
наставники, экзаменаторы, специалисты по
производственной практике.
Опыт показал, что важнейшее условие развития
такой организационно-педагогической системы –
это создание в крестьянском доме
учебно-информационной зоны, оборудованной
компьютером, видеомагнитофоном, книгами и
видеофильмами; использование транспорта,
соответствующего специфическим условиям
сельского района: автотранспорт, вертолет или
аэросани, вездеход; применение специальных
учебных программ: игровых, наглядных,
специализированных, которые могут передаваться
при помощи средств массовых коммуникаций
(местное радио, ТВ). Один из возможных вариантов –
организация в райцентре консультационного
пункта с многоканальным телефоном, где
учитель-консультант отвечает на вопросы ребят и
родителей, обеспечивая обратную связь при
обучении по местному телевидению.
Насколько нам известно, варианты такой выездной
школы опробовались в ряде районов страны. В
Карелии сегодня возрождается в новых формах идея
волостного учителя, передвижной
учебно-методической лаборатории и
медико-психолого-педагогической службы. В
Республике Алтай пробуют создать передвижную
школьную библиотеку-медиатеку…
Все эти опыты, на наш взгляд, сегодня особенно
важны. Ведь передвижная школа помогает решить
трудную проблему – преодолеть противоречие
между экономической и подчас педагогической
целесообразностью развития относительно
большой нормальной школы на центральной усадьбе
хозяйства и жизненной необходимостью сохранения
маленькой школы в малой деревне.
Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ
|