Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2001

Первая тетрадь. Политика образования

“Посетили компьютер всей семьей!..”

Туда, где пока не удается создать образовательное пространство, его можно... привезти

В первых школах, созданных самим народом, – крестьянских школах грамоты, старообрядческих «мастерицах», «вольных» школах и прочих – были так называемые «бродячие дьяки» – своеобразный исторический прообраз выездной школы. В конце девятнадцатого – начале двадцатого века кое-где еще сохранялся «волостной учитель», подчас состоявший на службе в уездном земстве; он периодически объезжал удаленные деревни и хутора и вел занятия с детьми. Еще живо поколение, которое помнит, что и в советское время в штате местных органов образования существовала должность запасного учителя на случай отсутствия, например по болезни, основного.
Вообще говоря, выездной учитель – фигура, известная во многих странах мира. В Нидерландах разъезжавший по разным районам преподаватель, консультант или инструктор являлся едва ли не центральным лицом массового фермерского (аграрного) образования. Периодически выездная школа в той или иной форме появлялась и у нас, когда нужно было решать экстраординарные задачи, как правило, экстенсивного характера. Например, ликбез 20-х годов или компьютерный всеобуч середины 80-х. В Свердловской области в эти годы действовал «компьютерный десант» – колесивший по селам автобус с компьютерами (студенты и преподаватели политехнического института и университета назвали его «шессерафим»). Автобус приезжал в село, компьютеры устанавливались в школе или клубе, и кто хотел – учился. Запомнилась одна запись в книге отзывов: «Посетили компьютер всей семьей. Приезжайте еще».
В годы перестройки сотрудниками Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИКа) «Школа» был проведен конкурс идей, проектов и программ развития сельской школы. Было получено около четырехсот проектов, и среди них, кстати, получившая одну из первых премий модель с названием «Выездная школа», разработанная сотрудниками Полтавского инженерно-строительного института.
Суть проекта в следующем. В городе находится крупная базовая школа. Ее учителя выезжают к детям хуторян и фермеров, консультируют, помогают литературой, пособиями, привозят видеофильмы. В остальное время ученики занимаются самостоятельно и (или) используя методы взаимного обучения, помощь взрослых. Несколько раз в году дети съезжаются в базовую школу на сессии. Учителя при этом должны быть дифференцированы по своим склонностям и выполняемым функциям: методисты, лекторы, наставники, экзаменаторы, специалисты по производственной практике.
Опыт показал, что важнейшее условие развития такой организационно-педагогической системы – это создание в крестьянском доме учебно-информационной зоны, оборудованной компьютером, видеомагнитофоном, книгами и видеофильмами; использование транспорта, соответствующего специфическим условиям сельского района: автотранспорт, вертолет или аэросани, вездеход; применение специальных учебных программ: игровых, наглядных, специализированных, которые могут передаваться при помощи средств массовых коммуникаций (местное радио, ТВ). Один из возможных вариантов – организация в райцентре консультационного пункта с многоканальным телефоном, где учитель-консультант отвечает на вопросы ребят и родителей, обеспечивая обратную связь при обучении по местному телевидению.
Насколько нам известно, варианты такой выездной школы опробовались в ряде районов страны. В Карелии сегодня возрождается в новых формах идея волостного учителя, передвижной учебно-методической лаборатории и медико-психолого-педагогической службы. В Республике Алтай пробуют создать передвижную школьную библиотеку-медиатеку…
Все эти опыты, на наш взгляд, сегодня особенно важны. Ведь передвижная школа помогает решить трудную проблему – преодолеть противоречие между экономической и подчас педагогической целесообразностью развития относительно большой нормальной школы на центральной усадьбе хозяйства и жизненной необходимостью сохранения маленькой школы в малой деревне.

Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ



Рейтинг@Mail.ru