Расскажи про Кеглю, которая боялась
Нет нужды нам, родителям, прибегать к
командным методам воспитания, а тем более к
какому бы то ни было насилию. Достаточно в
трудной ситуации посочувствовать детям и
придумать что-нибудь неожиданное.
Например, хорошим подспорьем в разрешении всех
конфликтных и вообще затруднительных ситуаций
нам была Кегля. Идея возникла неожиданно, когда
дочке было всего два года, и эксплуатировалась
мной несколько лет, пока Кеглю не заменил в нашем
воображении Ежик. На смену Ежику пришел Михаил
Боярский, а ему на смену – Жан-Поль Бельмондо.
Откуда взялась Кегля? Из игрушечного ящика. В
один из острых моментов, когда двухлетняя
Оксанка во все горло протестовала в очередной
раз против мытья головы, измученный папа сдался.
Он принес из комнаты большую красную
пластмассовую кеглю и стал с удовольствием мыть
ей «голову». В ванной вместо привычной
нервотрепки воцарились мир и покой. Кегля
нежилась и попросила даже (моим голосом,
естественно) еще раз помыть ей головку.
Закончилась эта процедура тем, что Оксана, на
которую никто больше не обращал никакого
внимания, вдруг попросила: «И мне – головку!»
С тех пор Кегля стала зеркальным отражением
Оксаны. Я проецировала на нее все
затруднительные для дочери ситуации, чтобы она
могла взглянуть на них со стороны. Маленькая
Оксанка скоро и сама научилась использовать
рассказы про Кеглю, чтобы избавляться от всего,
что ее тревожило и пугало. «Мама, расскажи про
Кеглю, которая боялась...» – просила она и весело
смеялась над злоключениями Кегли, освобождаясь
от страха и беспокойства.
Потом появился Ежик. Оксане было пять лет, она
болела и скучала, когда произошло чудо: ей пришло
письмо от Ежика! В тот же день случилось другое
чудо, которому я была свидетель: дочка прочла
письмо! Без моей помощи. Поверьте, ее никто не
учил читать. Просто в доме было много книг, это
подготовило момент, а интерес и неожиданная
радость дали толчок.
На другой день Оксанка потребовала ручку и
бумагу. Собралась писать Ежику ответ. И, к моему
изумлению, написала. Большими буквами, некоторые
из которых были изображены зеркально, повернуты
в другую сторону. И опять без чьей-либо помощи. А
впрочем, что тут удивляться? Ведь говорить дети
учатся тоже сами. Если, конечно, слышат вокруг
себя человеческую речь.
Вот какие возможности заложены в наших детях. А
мы на этих гениальных созданий, бывает, орем.
Завязалась переписка. Каким счастьем для дочки
было каждое письмо от Ежика! Каюсь, где-то в
первом классе мне надоело переписываться, и это
было для Оксаны очень большим разочарованием.
Был у нее в друзьях, как я уже сказала, еще и
Михаил Боярский. Видимо, дочке в трудной ее
детской жизни не хватало вот такого теплого,
ободряющего участия, которое излучал с экрана
Боярский. Она часто просила меня говорить с ней
во время наших прогулок от его лица. Ей
становилось в такие моменты легче и радостнее
жить.
Но и мне такие игры помогали понять состояние
дочери, ее проблемы и свои ошибки.
И вот в каком-то классе, не помню, в каком именно,
сердце моей дочери покорил другой артист –
Жан-Поль Бельмондо. Фильмы с его участием для нее
стали источником веры в способность человека
преодолевать любые препятствия. Все то же
дружелюбие обаятельного взрослого и сильного
человека, как и у Боярского, все та же лихость в
борьбе со злом, все та же надежность. А главное –
человечность, которой нашим детям так часто не
хватает в окружающей жизни. Портреты Бельмондо
стояли, да и сейчас стоят у нее на столе, на
пианино, на книжных полках, на подоконнике.
Отовсюду он, улыбаясь, говорит ей: «Ничего, не
отчаивайся. Все будет хорошо. Жизнь прекрасна. Мы
победим».
|