Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Ольга АЛЕКСАНДРОВА

Расскажи про Кеглю, которая боялась

Нет нужды нам, родителям, прибегать к командным методам воспитания, а тем более к какому бы то ни было насилию. Достаточно в трудной ситуации посочувствовать детям и придумать что-нибудь неожиданное.

Например, хорошим подспорьем в разрешении всех конфликтных и вообще затруднительных ситуаций нам была Кегля. Идея возникла неожиданно, когда дочке было всего два года, и эксплуатировалась мной несколько лет, пока Кеглю не заменил в нашем воображении Ежик. На смену Ежику пришел Михаил Боярский, а ему на смену – Жан-Поль Бельмондо.
Откуда взялась Кегля? Из игрушечного ящика. В один из острых моментов, когда двухлетняя Оксанка во все горло протестовала в очередной раз против мытья головы, измученный папа сдался. Он принес из комнаты большую красную пластмассовую кеглю и стал с удовольствием мыть ей «голову». В ванной вместо привычной нервотрепки воцарились мир и покой. Кегля нежилась и попросила даже (моим голосом, естественно) еще раз помыть ей головку. Закончилась эта процедура тем, что Оксана, на которую никто больше не обращал никакого внимания, вдруг попросила: «И мне – головку!»
С тех пор Кегля стала зеркальным отражением Оксаны. Я проецировала на нее все затруднительные для дочери ситуации, чтобы она могла взглянуть на них со стороны. Маленькая Оксанка скоро и сама научилась использовать рассказы про Кеглю, чтобы избавляться от всего, что ее тревожило и пугало. «Мама, расскажи про Кеглю, которая боялась...» – просила она и весело смеялась над злоключениями Кегли, освобождаясь от страха и беспокойства.
Потом появился Ежик. Оксане было пять лет, она болела и скучала, когда произошло чудо: ей пришло письмо от Ежика! В тот же день случилось другое чудо, которому я была свидетель: дочка прочла письмо! Без моей помощи. Поверьте, ее никто не учил читать. Просто в доме было много книг, это подготовило момент, а интерес и неожиданная радость дали толчок.
На другой день Оксанка потребовала ручку и бумагу. Собралась писать Ежику ответ. И, к моему изумлению, написала. Большими буквами, некоторые из которых были изображены зеркально, повернуты в другую сторону. И опять без чьей-либо помощи. А впрочем, что тут удивляться? Ведь говорить дети учатся тоже сами. Если, конечно, слышат вокруг себя человеческую речь.
Вот какие возможности заложены в наших детях. А мы на этих гениальных созданий, бывает, орем.
Завязалась переписка. Каким счастьем для дочки было каждое письмо от Ежика! Каюсь, где-то в первом классе мне надоело переписываться, и это было для Оксаны очень большим разочарованием.
Был у нее в друзьях, как я уже сказала, еще и Михаил Боярский. Видимо, дочке в трудной ее детской жизни не хватало вот такого теплого, ободряющего участия, которое излучал с экрана Боярский. Она часто просила меня говорить с ней во время наших прогулок от его лица. Ей становилось в такие моменты легче и радостнее жить.
Но и мне такие игры помогали понять состояние дочери, ее проблемы и свои ошибки.
И вот в каком-то классе, не помню, в каком именно, сердце моей дочери покорил другой артист – Жан-Поль Бельмондо. Фильмы с его участием для нее стали источником веры в способность человека преодолевать любые препятствия. Все то же дружелюбие обаятельного взрослого и сильного человека, как и у Боярского, все та же лихость в борьбе со злом, все та же надежность. А главное – человечность, которой нашим детям так часто не хватает в окружающей жизни. Портреты Бельмондо стояли, да и сейчас стоят у нее на столе, на пианино, на книжных полках, на подоконнике. Отовсюду он, улыбаясь, говорит ей: «Ничего, не отчаивайся. Все будет хорошо. Жизнь прекрасна. Мы победим».



Рейтинг@Mail.ru