Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Даже малыши готовы учиться

И есть методики, позволяющие их учить

Запас на долгую дорогу

Все эти вступительные испытания вызывают возмущение, потому что с их помощью идет отбор детей, их просеивание и отбрасывание неугодных, а точнее – неудобных. А то, что ребенок может к школе знать уже очень много, несомненно. Вопрос только в том, как, какими методами его учили этому.
В обучении, как и в воспитании, за что ни возьмись, все надо было сделать еще вчера: начинать готовить ребенка к школе тоже надо с раннего детства – ведь это самые продуктивные для развития годы.
Все от Бога, но не без нашей помощи. Память, внимание, восприятие, мышление, речь – развитию всех этих необходимых для успешной учебы психических процессов можно и нужно помочь. Кто это сделает, при том что детские сады посещают далеко не все, да и далеко не в каждом саду готовы решать эти задачи? Это скорее вопрос управленца, а в жизни он уже решился. Мамы и папы, все, кто окружает малыша, включая даже его игрушки и стены комнаты, сегодня во многих семьях работают на малыша. Правда, от родителей это требует очень серьезных усилий, больших душевных затрат.
Может быть, не сегодня родился, но сегодня постепенно становится реальностью термин «сознательное родительство». Новое экономическое положение семьи, которое привело молодое поколение к необходимости самостоятельно решать возникающие проблемы, породило у этих самых молодых и потребность отвечать за себя и за все, что с ними происходит.
На потребность тут же отозвался рынок: возникли, например, многочисленные школы для будущих пап и мам, или, как теперь принято говорить, для беременных пар. Вот отсюда, с беременности, с родов, за которые отвечают сами родители, а не медперсонал роддома, начинает сегодня уже немалая часть родителей заботиться о своих будущих детях. И о том, как они придут через какое-то время в школу в том числе.
Пожалуй, и завышенные требования школ при приеме первоклассников – это ответ на сложившееся положение, когда многие дети уже приходят в школу, хорошо читая и свободно ориентируясь во многих вопросах.
Сознательные родители не рассчитывают на то, что детский сад подготовит детей к школе, а школа выучит. И опять же рынок реагирует на новый запрос: возникают всевозможные студии, мини-школы, кружки и клубы, где занимаются с дошкольниками. Да и сами мамы и папы сегодня с интересом осваивают методики раннего развития детей. Благо книг, пособий и всевозможных самодеятельных объединений сегодня появилось достаточно.

С шести лет?
С девяти… месяцев!

«Я сам» – один из московских центров раннего развития. Организовали его две выпускницы пединститута. Приводят и привозят, причем даже из Подмосковья, детей от девяти месяцев и до школы. У самой младшей группы, в которой детям от девяти месяцев до полутора лет, занятия по часу, у остальных по полтора–два раза в неделю. Цены не низкие, но желающих хоть отбавляй. Сейчас открыли филиал, и, кроме того, педагоги центра стали выезжать на дом.
Организаторы центра Юля Алексеева и Ульяна Кокоткина говорят, что работают по авторской методике. Пожалуй, путь, по которому они пошли, – самый выгодный и самый приемлемый для родителей, когда они берутся заниматься со своими детьми. Это синтез разных методик. Например, есть немало методик обучения чтению. Авторы их обычно не признают своих же коллег, но на практике соединение их достижений дает замечательные результаты.
Глен Доман советует показывать младенцам с первых недель жизни слова, написанные крупными красными буквами на отдельных карточках. Это развивает, создает в сознании малыша образ слова, он запоминает, словно фотографируя его. В Монтессори-педагогике дети много работают с образом буквы, то обводя пальчиком вырезанный из наждачной или бархатной бумаги алфавит, то прописывая его пальчиками на поверхности манной крупы, то вылепляя из пластилина. Многим известны кубики Зайцева со слогами, распевая и переставляя которые дети при заинтересованной помощи быстро осваивают слоговое чтение. Лев Толстой-учитель много внимания уделял переходу от механического чтения к чтению с пониманием. Когда дают начинающему читателю прочесть абзац даже в любимой и интересной ему книжке, он не получает удовлетворения, такое чтение не увлекает, потому что усилий требуется много, а результат – продвижение в сюжете, возможность понять, что же произошло, – ничтожен. А у Толстого несколько строк – уже целый рассказ: с завязкой, кульминацией и развязкой. Усилия вознаграждены, есть о чем поговорить, можно с гордостью рассказать: «Я прочел о том, как…»
Элементы всех этих методик можно узнать на увлекательных занятиях в центре «Я сам». Тут, пожалуй, стоит посмотреть, как можно заниматься с маленькими, не нанося ущерба их здоровью. Весело, в игре, продумана и спланирована каждая минута занятия. Педагоги говорят, что такая работа – большое напряжение для учителя. Это как выход на сцену. Надо овладеть вниманием взыскательных зрителей, видеть каждого и держать в голове общие задачи сегодняшнего занятия, при этом интерпретируя их для каждого ребенка в соответствии с особенностями его развития.

На рынке образовательных услуг

Запрос родителей образовательному центру: обеспечить гармоничное развитие детям, с одной стороны, а с другой – подготовить к школе так, чтобы они прошли вступительные испытания да и дальше продвигались успешно.
Педагоги центра «Я сам» прекрасно знают, что и как спрашивают у малышей в московских школах, что проверяют. И ориентируются в своей работе на то, что потребуется при поступлении, и на то, что необходимо в учебе. На занятиях развивают память – и слуховую, и зрительную, внимание, работоспособность. Тренируют зрительное восприятие. Учат мыслить: находить аналогии и несоответствия, группировать предметы по определенным признакам и выявлять признаки, по которым сгруппированы предметы, находить лишний предмет в группе, устанавливать логические связи между понятиями.
Еще одна важная задача – формирование пространственных представлений и работа на понимание предлогов. Нарисуй в середине листа круг, под кругом – прямоугольник, над кругом – квадрат, слева от квадрата… и т.д., а потом еще и дополнительные задания: раскрась фигуру, которая была нарисована первой, а предпоследнюю обведи в кружок… Это обычное задание на вступительных испытаниях. Занимаясь с подготовишками такими задачками, учат их очень важному для школьника умению: воспринимать на слух с первого чтения инструкцию.
Понимают ли дети прочитанный текст, переносный смысл метафор, пословиц, поговорок, сюжетной картины? Всем этим надо заниматься.
Ставят в центре и еще одну важную задачу: развивая мышление, речь, память, наблюдательность, приучая самостоятельно работать, точно выполнять инструкции, вырастить еще и эмпатию – умение понимать другого и сопереживать. Это качество поможет и в общении с комиссией, а потом и с учителем, и с одноклассниками.
А еще важно научить малышей понимать себя, почувствовать, например, когда устал. Уметь разрядиться нормальным способом, не опасным для окружающих и никого не шокирующим. Это понадобится при многочасовом сидении в школе и за домашними заданиями.
Школа ответила на реальный рост уровня подготовки детей повышением требований к первоклашкам или родители стали серьезнее относиться к своим малышам, потому что школа стала жестче требовать?
Так или иначе – это произошло. Можно говорить, что требования школы к шести-семилеткам – это ужасно, а можно радоваться, что родители реально стали заботиться о развитии малышей.
Можно говорить, что есть дети, о которых некому в силу каких-то причин проявлять такую заботу. Но они были всегда. Можно говорить, что хорошее образование в таких условиях получат только богатые, но это не совсем так. Немало родителей, потерявших работу, приобрели то время, которое требуется для серьезных занятий с детьми, вообще для серьезного к ним отношения. Кто-то вызывает педагогов на дом, посещает престижные центры, а кто-то объединяется, чтобы создать домашние школы для своих малышей, объединив интеллектуальный потенциал нескольких семей. Кто-то покупает дорогие развивающие игры, а кто-то те же задачи решает с помощью картона, шнурков и пуговиц. Это для развития не главное. Так или иначе, дети становятся центром внимания в семье.
Может быть, следующий этап – когда они станут центром внимания в обществе? Хочется верить, что движение идет именно в эту сторону.



Рейтинг@Mail.ru