Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Андрей МИРОШКИН

Елена Менегальдо
Русские в Париже 1919–1939 
М.: Н.Попова, Кстати, 2001

Жизнь русских эмигрантов первой волны во Франции обросла множеством легенд и давно превратилась в миф – несмотря на то, что поныне живы некоторые свидетели той эпохи. Елена Менегальдо, профессор университета в городе Пуатье, родилась во Франции в семье эмигрантов из России. Судьба ее отца – классический пример биографии рядового русского изгнанника: 17-летний солдат Белой армии после разгрома добровольцев оказался во Франции, где работал на заводе, разгружал вагоны, водил такси… Его дочь стала авторитетным литературоведом, знатоком довоенной эмиграции. Книга «Русские в Париже» – итог ее многолетних исследований, размышлений и воспоминаний о жизни наших соотечественников на французской земле.
Именно мемуарность, личный (порой пристрастный) взгляд отличают книгу Елены Менегальдо от множества сухих монографий на ту же тему. Автор не только дает исторический срез эмигрантской жизни, но и показывает внутренний мир русского изгнанника, его мечты, повседневные заботы… Исследовательница начинает свою книгу с экскурса в те далекие времена, когда в России начала зарождаться мода на все французское. Путешествия в «столицу мира» стали популярны в русском высшем обществе еще во времена Петра I. Немало русских приезжало в Париж и перед революцией 1917-го: накануне Первой мировой войны во французской столице проживало около сорока тысяч подданных российской короны. Те, кто приезжал в Париж, спасаясь от большевиков, встречали здесь немало соотечественников. Все вместе они начали создавать «альтернативное российское государство» на берегах Сены.
У этой «парижской России» было немало атрибутов самого настоящего государства. Были свои банки, фирмы, рестораны, магазины, церкви, школы, даже киностудия. Выходило полторы сотни газет и журналов на русском языке, функционировали различные профессиональные союзы. Было и «правительство в изгнании» – несколько десятков членов Учредительного собрания, разогнанного в свое время матросом Железняком. Наконец, была своя «армия» – офицерские организации с жесткой дисциплиной… Однако мечта воссоздать на чужой земле точную копию России была явной утопией: во Франции обосновалась в основном элита, но не было русского народа de facto.
Несмотря на сдержанное отношение французов к 50-тысячной русской колонии в Париже, Франция в двадцатые годы переживает настоящий «русский бум». В моде все, что хоть отдаленно связано с Россией. Дягилевские балеты известны парижанам еще с довоенных времен, а вот кино про «сибирских дикарей» – открытие 20-х. Елена Менегальдо подробно рассказывает о господстве стиля «рюсс» в массовой культуре Франции в ту пору, об эмигрантской киностудии «Альбатрос», основанной режиссером Ермольевым. Увы, карьера многих русских актеров во Франции оборвалась с пришествием в кино звука…
Целая глава посвящена русским таксистам Парижа, и это наиболее «мемуарная» часть книги. Профессией водителя такси зарабатывали на жизнь не только отец Елены Менегальдо и многие ее знакомые, но и такие эмигрантские знаменитости, как, скажем, неистовый вождь «младороссов» Казем-Бек и прекрасный прозаик Гайто Газданов. А в 20–30-е годы за рулем парижского таксомотора нередко можно было встретить князя или генерала… Впрочем, князья-таксисты – такой же миф, как и сам русский Париж тех времен, город не менее призрачный и фантастический, чем Петербург Гоголя или Достоевского. Недаром в конце книги появляется красивый образ русской птицы-тройки ХХ века, перевоплотившейся в такси марки «Ситроен» и продолжающей в Париже свой нескончаемый бег.



Рейтинг@Mail.ru