Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Институт учительского мнения

1. За что в своей работе вы бы хотели получать зарплату?
2. Что в вашей педагогической деятельности должно оцениваться прежде всего?

Опять и опять в коридорах власти обсуждается модернизация российской системы образования. Главный вопрос, который волнует почти всех, – решает ли новый проект кардинальные вопросы современной школы. И в нашем Институте учительского мнения тоже развернулись дебаты.
Многие считают точкой отсчета стоимость обучения в школе одного ученика. Правильно ли это? И сколько денег надо потратить, чтобы обеспечить освоение детьми школьной программы, хотя бы на уровне минимальных требований? Они полагают, что, имея такие подсчеты, государство сможет оплачивать учителю не прожиточный минимум, а реально проделанную работу. Согласны ли учителя с такой позицией?
Предлагаем вам, уважаемые читатели, включиться в обсуждение.

Профессионализм – это умение сделать любой предмет интересным

Екатерина КРАСНОВА,
учитель английского языка,
г. Казань

За что я хотела бы получать зарплату? Наверное, только за одно – за крепкий профессионализм. Для меня это очень просто: если мой кусочек знаний достоин передачи следующему поколению, то это нужно сделать с минимальными “транспортными потерями”. Остается два непростых вопроса: что именно достойно того, чтобы быть переданным, и как именно это сделать. О первом моя голова не болит – содержание образования определяет программа, а что касается второго, вот именно за это мне, как учителю, и надо платить деньги.
Современный образовательный процесс мне здорово напоминает “детокормление” – сначала я иду в супермаркет, и кто-то, чья компетентность не вызывает сомнений, берет с полок разные продукты и кладет в мою тележку, постепенно набивая ее доверху. Я гордо шествую от отдела к отделу, лишь слегка сомневаясь, действительно ли то, что выбрано, – самое лучшее для моих детей в этом учебном году. Когда наконец мы с тележкой выкатываемся из магазина и я вижу лица ожидающих меня ребят, то понимаю, что, пока я отоваривалась крупами и нежирным мясом, дети не теряли времени даром в кондитерском отделе, то есть насмотрелись телевизора, наигрались на компьютере и наслушались музыки. Далее следует немая сцена, во время которой каждый думает о своем.
Дети: “Мы не хоти-и-и-им это есть!”
Я: “Что делать?”
Компетентное лицо: “Старайтесь, милочка, вам за это платят!”
Добросовестный, но, увы, нетворческий учитель в этой ситуации пойдет по пути наименьшего сопротивления: приготовит все точно так, как рекомендует книга для учителя, поставит тарелки перед детьми и скромно удалится, а убирая со стола, горестно или недовольно заметит: “Ну вот, опять ничего не съели!” Он будет утешать себя тем, что все приготовил методически правильно и не его вина, что еда осталась нетронутой (материал не усвоенным).
Тот, кто неравнодушен и хочет честно зарабатывать свои деньги, постарается придумать, как накормить чем-то полезным объевшегося сладким ребенка. Оказывается, способ всегда есть, и даже не один.
Я считаю правильным получать зарплату за то, что с моей помощью ребята научились тому, что без меня они отпихнули бы как скучное и недостойное их драгоценного времени. Хотя чем дольше я работаю, тем чаще мечтаю о том, чтобы получать деньги за самостоятельный выбор исходных продуктов на полках образовательного супермаркета и за написание своей собственной поваренной книги.

Можно принимать в расчет знания, а можно – развитие

Елена КУЦЕНКО,
учитель русского языка в начальных классах
школы развивающего обучения

– Думаю, что сейчас мне платят даже больше, чем стоит нынешняя моя работа. Не могу не признаться, что я плохой исполнитель. Забываю, например, выставить оценки в журнал в конце урока. Да и не только это. А вот если помечтать об идеальной школе, то зарплату я хотела бы получать за то, что на самом деле умею делать хорошо: за создание детям условий для развития в области языка. За работу в том темпе и в том направлении, какие ребенку присущи внутренне. За обеспечение комфортности процесса развития. Продолжая мечтать, я представляю, как разыскиваю учителя для ребят из своего класса. Несколько лет назад, когда и дикторы по телевизору, и родители дома часто говорили о войне в Кувейте и об энергетическом кризисе, мои третьеклассники заинтересовались: что такое нефть? как она выглядит? почему из-за нее воюют? Я пригласила подругу, преподавателя химии, и она стала показывать в классе опыты. Всем до одного было интересно поджигать настоящую нефть.
Всегда, когда занимаюсь своим делом – именно тем, за которое хочу получать зарплату, – могу гарантировать, что личностный рост проявится у каждого ребенка, продвижение почувствуют все.
Можно кому-то платить за объем переданных-полученных знаний, за сроки достижения результата. А мне, пожалуйста, – за продвижения детей, которые я могу объяснить и себе, и родителям. Учитель, работающий в этом режиме, выкладывается так, что больше нигде работать не может. И платить тогда надо ему так, чтобы средств хватало для полноценного восстановления сил.
Невозможно бесконечно черпать из себя: необходимо покупать книги, ходить в театр. Учителю, особенно если он не живет в крупном городе, нужны поездки, чтобы видеть чужую практику. И, наконец, – настоящий отдых летом.
При достойной оплате учитель может прекрасно работать с каждым ребенком.
Еще бы вспомнить, что учителя – чаще всего женщины, а иногда и воспитывающие ребенка. О такой зарплате и не мечтается...

Что, если уроки станут товаром, качество которого учитель гарантирует?

Евгения СОКОЛОВА,
учительница истории
московской школы № 734

– А я вообще не хочу получать зарплату!
???
– Не хочу получать деньги от государства.
– А с кем же тогда иметь дело?
– Учителю имеет смысл работать на общество. Важно учитывать мнение родителей. Но я не хочу работать по заказу государства.
– Чем же плох этот заказ? Разве он не может совпадать с общественным?
– Будучи профессиональным историком, я знаю, что интересы общества очень часто не совпадают с интересами государства. Работа учителя в школе – не конвейер. Это штучная работа.
Педагогика, которой я хочу заниматься, называется педагогикой сотрудничества. Действительно, если ребенок находится «на пансионе» у родителей, то педагога, сотрудничающего с ним в школе, должно обеспечивать государство. Мне нужна литература по предмету, поездки с детьми к историческим памятникам, Интернет. Может быть, даже питание в школе и одежда для “выступления” перед детьми, как диктору на телевидении.
– А если, продолжая мечтать, попробовать представить педагога, который хорошо зарабатывает в школе. Это, по-вашему, возможно?
– Почему бы и нет? Хорошая работа учителя – работа творческая, вдохновенная, и конечно, «не продается вдохновенье»! Но, следуя мысли великого поэта, учитель-творец может «рукопись продать». Талантливый педагог может представить разработанные им методики и технологии, подать заявку на грант и после соответствующей экспертизы получить деньги, которые он заслужил.
– А как быть учителю, желающему зарабатывать больше, в ситуации ежедневных уроков?
– И здесь все столь же просто, сколь и фантастично. Собираясь провести занятие «Россия времени Ивана Грозного», я разрабатываю ход урока, форму представления знаний, нахожу тексты, составляю список литературы, готовлю источники – и предлагаю это как товар директору школы. Или другому директору школы. Покупайте!



Рейтинг@Mail.ru