От областных контрольных работ – к
единому госэкзамену
С 2003 года в стране вводится единый
национальный экзамен в форме централизованного
тестирования и новый порядок приема в вузы.
Естественно, что педагогов, учащихся и родителей
беспокоят грядущие нововведения. Между тем эта
идеология не будет абсолютно новой для
школьников Свердловской области. Ежегодно
проводимые в начале апреля в 3, 8 и 10 классах
областные контрольные работы не противоречат
новой идее, хотя кроме аттестационных функций
они должны сориентировать ребенка, а вместе с ним
и учителя на самооценку. Основной принцип отбора
содержания для заданий в них – отсутствие
традиционной «привязки» к конкретной учебной
дисциплине. Необходимая для выполнения задания
информация приведена в тексте. Выбор ресурсов
для выполнения задания остается за учащимся. При
подборе заданий используются знакомые учащимся
источники информации – тексты басен, сказок,
пословицы, статьи из журналов, газет,
научно-популярных изданий, словарей, реальные
жизненные ситуации. Ситуация, описываемая в
задании, как правило, проблемная и допускает
различные варианты решения и дальнейшее
обсуждение.
Задание состоит из информационного блока и серии
вопросов к нему. Информационный блок – описание
ситуации. При выполнении задания ребенку
необходимо продемонстрировать
интеллектуальные, познавательные,
коммуникативные умения, а также способность
соотносить рассматриваемую ситуацию с
собственным жизненным опытом. Задания
выполняются в разные дни, каждое – в течение 2
уроков, в 2–3 этапа.
Учителям и учащимся предлагаются различные
варианты обсуждения и оценки выполнения этой
части работы, в которой участвуют несколько
учителей, работающих с классом. Вопросы анкеты
помогут учащимся проанализировать свой ответ с
разных позиций, прежде всего выявить информацию
о своих знаниях («что я знаю» – знание каких
учебных дисциплин мне понадобилось в
рассматриваемой в задании ситуации); информацию
о своих умениях – преобразовании знаний,
способах действий («как я умею использовать
знания, самостоятельно их добывать»); понимание
смысла информации и деятельности по ее получению
(«зачем мне нужны эти знания»); самоопределение
себя относительно данного знания и
соответствующей информации («что для меня значит
это знание»); выявить возникшие при выполнении
заданий проблемы и самостоятельно найти их
причины.
Оценка выполнения заданий проводится комиссией
из учителей, работающих с классом. Комиссия также
анализирует анкеты учащихся, сопоставляя их с
результатами выполнения заданий, выявляет общие
проблемы.
Областные контрольные работы 1999–2000 года
состояли из 3 блоков. Первый – индивидуальная
письменная работа, где ученик, кроме решения
поставленной задачи, мог высказать свое личное
мнение и дать свое видение ответа, отличное от
того, которое было дано на уроке. Но для того
чтобы ответ был признан положительным,
необходимо было доказать его правильность. Это
делалось на втором этапе. В присутствии
одноклассников и педагогов ученик разъяснял,
почему он решил именно так.
Среди выявленных недостатков – поверхностное
понимание детьми проблем и общечеловеческих
ценностей. При анализе басен выявились
инфантилизм, поверхностное понимание смысла
басен, недостаточный уровень развития
социальных ориентаций. Так, учащиеся начальной
школы, анализируя басни Крылова «Трутни и пчелы»
и «Зайцы и лягушки», сделали вывод, что право – на
стороне сильного и противостоять сильному
невозможно. Одним из заданий требовалось
перечислить определенные профессии, и увы –
некоторые не смогли назвать даже 2–3 современные
профессии.
Среди тех, кому задания контрольных работ «по
плечу», прежде всего –учащиеся учреждений
повышенного статуса, в которых достаточно
большое количество предметов гуманитарного
цикла. Увеличилась доля учащихся
общеобразовательных школ крупных городов –
Екатеринбурга, Нижнего Тагила,
Каменск-Уральского, продемонстрировавших себя с
лучшей стороны. Интересно, что в ряд
образовательных учреждений с хорошим качеством
образования вошли и сельские школы. Контрольные
работы показали использование детьми учебных и
внеучебных источников информации, стремление
разобраться в ситуации, оптимизм. Выявилось, что
ведущие ценности подрастающего поколения –
дружба, сотрудничество. Дети писали: «Я узнала,
что думают обо мне мои товарищи», «Думаю, что на
некоторые вопросы я стал смотреть по-другому», «Я
впервые задумался, как я трачу свое время».
«Оценивая себя, свои возможности, – считает
министр образования области Валерий Нестеров, –
ребенок может определить: что у меня хорошо
получается, к чему лежит душа – и выстроить свой
жизненный путь».
|