Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Псковские проекты

Инновационные решения в образовании
не всегда сопровождаются шумной рекламой

Перед командировкой в Псковскую область испытываешь некоторое затруднение. Пскову вообще не очень повезло в плане известности: во всех учебниках по истории русского средневековья он находится в тени «Новгородской боярской республики», а затем и вовсе куда-то пропадает. Та же картина и применительно к современному псковскому образованию: ссылок на положительный опыт псковичей в решении той или иной проблемы мне обнаружить не удалось. Вроде большой регион, размером превосходящий Францию (кстати, почему все наши края и области предпочитают сопоставлять свои необъятные просторы именно с Францией?), а словно какая-то terra incognita…

При этом руководители псковского образования отнюдь не страдают патологической скрытностью, напротив, охотно показывают как достижения региона (а их немало!), так и нерешенные проблемы. Если же учесть, что Псковщина пока остается одной из самых бедных российских территорий, то накопленный здесь опыт развития школы в условиях крайне ограниченного финансирования стоило бы тиражировать очень широко.

Лечебная педагогика в действии

Обстоятельство на первый взгляд малосущественное, но в действительности весьма показательное: первый заместитель начальника Главного управления образования Псковской области Николай Соловьев курирует не общее среднее, а специальное образование. Ситуация совершенно нетипичная: в большинстве региональных управлений образования зама по проблемам детства либо нет вообще, либо он не играет роли второго лица. Однако выбор шефа псковского просвещения Веры Емельяновой оказался верным: специалист с двумя высшими образованиями, профессиональный дефектолог и очень остро реагирующий на беду «особого» ребенка человек, Соловьев в этой должности оказался на своем месте. В Псковской области сейчас выстраивается региональная система помощи детям с особыми образовательными потребностями. Большое значение в этой системе придается работе с детьми, имеющими глубокие нарушения интеллекта и множественные нарушения в развитии.
До недавнего времени эта категория «особых» детей считалась необучаемой; маленькие инвалиды содержались в специнтернатах системы социальной защиты, и вопрос о возможности их интеграции в общество даже не ставился. Семь лет назад в Псковской области серьезно задумались о технологиях педагогического сопровождения таких детей. Совместными усилиями евангелической общины города Вассенберга (Германия) и администрации города Пскова был открыт Лечебно-педагогический центр. За эти годы центр прошел путь от места временного пребывания детей-инвалидов до образовательного учреждения, работающего по уникальным методикам, использующего уникальное оборудование и занимающегося формированием у своих учащихся жизненно необходимых способностей – умения обслуживать себя, ориентироваться в пространстве, познавать окружающий мир, принимать помощь других. Аналогичное учреждение – Центр лечебной педагогики – на протяжении одиннадцати лет работает в Москве, но для регионов такой опыт все еще является уникальным. Тем более что в настоящее время в Пскове создаются социальные мастерские, где с помощью рабочих-профессионалов и социальных педагогов будут работать выпускники ЛПЦ.
Сейчас при спецшколах для детей с нарушениями интеллекта в Пскове и Великих Луках открыты филиалы для детей с глубокой умственной отсталостью. В ближайшей перспективе – создание региональной программы обучения глубоко умственно отсталых детей и соответствующей сети учреждений, покрывающей существующую потребность. А на базе ЛПЦ уже несколько лет проходят обучение работники собесовских интернатов, педагоги-дефектологи, студенты психолого-педагогического факультета Псковского государственного педагогического института (кстати, там недавно при содействии международной программы «Tempus/Tacis» открыто направление по подготовке специалистов для работы с глубоко умственно отсталыми детьми).
Два года назад в Пскове был открыт центр психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с выраженными проблемами развития «Призма». Задача – помощь «особым» детям начиная с момента рождения: чем раньше произойдет вмешательство специалистов, тем оно будет эффективнее. Пока «Призма» работает в качестве структурного подразделения областного Центра внешкольной спортивной работы, но в ближайшее время будет преобразована в самостоятельное учреждение. Число регионов, имеющих аналогичные центры раннего вмешательства, крайне ограниченно (Петербург, Карелия).
Серьезные изменения происходят и в работе других коррекционных образовательных учреждений (всего их в области 22). Так, на базе Красногородской специальной (коррекционной) школы-интерната 8-го вида сейчас начат региональный проект по переходу на новые программы обучения умственно отсталых детей, в основу которых положено не уменьшенное содержание программы массовой школы, а развитие ребенка в пределах тех возможностей, которые у него есть. «Наша задача – не упустить эти возможности, а дать им маленький толчок», – говорит Николай Соловьев.
Интернаты: pro et contra

Кстати, об интернатах. Сейчас стало уже общим местом, что школы-интернаты должны быть сохранены только для детей с нарушениями в развитии: обычные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны жить в детских домах, а учиться в массовой школе вместе со своими домашними сверстниками. Считается, что это поможет воспитанникам детдомов лучше подготовиться к взрослой жизни: ведь в процессе совместного обучения их будут приглашать в гости в семьи одноклассников, они не будут чувствовать себя ущербными, обделенными etc. И в Карелии, например, все общеобразовательные школы-интернаты уже преобразованы в детские дома, воспитанники которых учатся в обычных школах.
В Пскове придерживаются иной точки зрения. Николай Соловьев долго убеждал меня, что обучение сирот, учебная подготовка, интеллектуальное развитие и поведение которых в большинстве случаев «оставляют желать...», в массовой школе часто приводит к отрицательным последствиям: на них косо смотрят учителя, над ними издеваются сверстники – словом, комплекс изгоя только обостряется. С сиротами должны работать опытные, специально подготовленные педагоги. Поэтому в Псковской области, наоборот, нет чистых детских домов – либо школы-интернаты, либо детский дом-школа (все находятся в областном подчинении).
А проблема подготовки к самостоятельной жизни решается иначе: во всех общеобразовательных школах-интернатах помимо постоянно живущих там воспитанников учатся и приходящие ребята. Уровень преподавания во многих интернатах таков, что они успешно могут конкурировать с центральной школой или гимназией своего города или района, и родители охотно направляют туда своих детей. «Наши финансисты постоянно возмущаются по этому поводу, – делится наболевшим Николай Николаевич. – А я считаю, что в положении о школе-интернате необходимо специально записать, что здесь должен обучаться определенный процент приходящих домаших детей».
Впрочем, этим псковские интернатные инновации не исчерпываются. В Печорской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже пять лет работает система летнего патроната: на каникулы около трети воспитанников едут отдыхать в семьи, пожелавшие приютить на лето ребенка из детдома. Польза от такой системы очень велика: во-первых, дети видят опыт семейной жизни, приобретают навыки выполнения хозяйственных дел; во-вторых, в жизни ребенка появляется конкретно-значимая личность, отношения с которой поддерживаются и после окончания школы. «Благодаря патронату двое наших ребят уже усыновлены, девять – взяты под опеку. Я считаю, что только ради этого стоит работать!» – говорит директор Вера Печникова.
Но это еще не все. Патронатные родители нередко серьезно помогают педагогам интерната: был случай, когда ребенок, который прежде вообще не говорил, благодаря усилиям патронатной мамы смог поступить во вспомогательную школу. Психологи фиксируют снижение уровня тревожности у детей, прошедших через патронат, повышение сопротивляемости организма, резкое снижение случаев такого чисто психологического заболевания, как энурез. Благодаря патронату удается также более эффективно использовать выделяемые сиротскому учреждению бюджетные средства.
В Красногородской средней общеобразовательной агрошколе-интернате пошли по несколько иному пути. Здесь также есть приходящие дети (130 из 340 обучающихся), но место летнего интерната занимает допрофессиональная подготовка по сельскохозяйственным специальностям: один только учебно-опытный участок здесь занимает четыре гектара («ассортимент» растений, наверное, потянет на средний ботанический сад), подсобное хозяйство – более 300 гектаров (сопоставимо с небольшим колхозом), 40 племенных коров с телятами, свиньи… Девочек здесь обучают швейному делу, кулинарии, ведению домашнего хозяйства, мальчиков – токарному и слесарному ремеслу, автоделу, езде на тракторе. Выпускники интерната активно осваивают сельскохозяйственные профессии; только в прошлом году пять человек поступили в вузы, 13 – в техникумы. А вот в тюрьму за последние семь лет не попал ни один воспитанник…
Уникальность модели агрошколы-интерната заключается в том, что воспитанники вместе с педагогами занимаются каждодневным трудом, обеспечивая непрерывность годичного цикла сельскохозяйственных работ. Дети поставлены в условия максимальной самостоятельности в планировании, осуществлении деятельности и ответственности за результаты своего труда. Подготовке к взрослой жизни способствует и система экономического стимулирования: за работу на практике ребятам платят наличными деньгами, за успехи в учебе и спорте – внутришкольной валютой «агрик»; периодически проводятся ярмарки, когда каждый ребенок может отоварить свои «агрики». «Мы вообще стараемся ничего не давать детям просто «за так», чтобы не воспитывать иждивенцев», – говорит директор Николай Петров.

Принцип дополнительности

В учреждениях дополнительного образования занимаются 60% псковских детей (для сравнения: в среднем по России эта цифра составляет 38,7%, а в гораздо более богатой Кемеровской области – 45%). Система включает в себя пять областных учреждений, каждое из которых помимо собственно образовательной деятельности занимается методическим обеспечением работы по своему направлению (областной Эколого-биологический центр, Центр развития одаренных школьников, Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, Дом детства и юношества «Радуга» и Центр внешкольной спортивной работы).
Псковский областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий в 1996 году провел первые в России соревнования «Школа безопасности». «Теперь, куда ни приедем, все говорят: лучше ваших не было!» – хвастается директор Владимир Григорьев. Вообще количество соревнований, которое проводит центр, впечатляет: большой турслет для воспитанников детских домов и школ-интернатов (центр имеет филиал в Красногородской агрошколе-интернате), летние и зимние соревнования по спортивному ориентированию, областная «Школа безопасности», соревнования по туризму среди учащейся молодежи области и среди педагогических работников, соревнования по подводному лову… Во всех районах области есть детские туристические объединения. Значимость всей этой работы трудно переоценить: ведь большую часть учащихся туристических центров составляют проблемные подростки…
Учреждение Григорьева является также флагманом в решении еще одного актуального вопроса. «Мы их ставим в пример всем другим областным учреждениям в части зарабатывания дополнительных средств», – говорит заместитель начальника ГУО Любовь Ильина. У центра есть маленькая гостиница, и его экскурсионный отдел по весьма умеренным ценам организует поездки в Псковскую область детей из других регионов. Кстати, экскурсоводы центра считаются лучшими в Пскове.
Псковский областной центр развития одаренных школьников – учреждение, аналогов которому нет во многих регионах России. Вообще сейчас о работе с одаренными детьми говорят все кому не лень, но на практике, как правило, предпочитают идти по традиционному и более легкому пути: в N-ской губернии открывается интернат для одаренных, куда собираются сливки со всех городов и весей. На Псковщине избрали иной путь: в центре на 11 отделениях по очно-заочной системе обучаются одновременно свыше тысячи школьников. Учащимся высылают специально подготовленные контрольные работы и методические пособия по ключевым темам, организуют выездные консультации, сборы в каникулярное время, летнюю профильную смену, комплексную детскую краеведческую экспедицию… «Вообще применительно к нашим детям правильнее говорить не «одаренные», а «способные» – мы берем всех, чьи способности чуть выше среднего. И, кстати, для области сегодня нужнее то, чем занимаемся мы, нежели элитный интернат для немногих», – считает директор Юрий Гулин.
За пять лет через центр прошли четыре тысячи детей, среди которых – участники и призеры областных олимпиад, программы «Шаг в будущее». Кроме того, центр занимается организацией предметных олимпиад, научных конференций учащихся, конкурса «Юное дарование» для семиклассников. В ближайших планах директора – организовать целенаправленную подготовку участников российских предметных олимпиад.
Еще один интересный проект реализуется сейчас на базе псковского областного дома детства и юношества «Радуга». Перед ним поставлена задача скоординировать деятельность всех учреждений и организаций области дополнительным образованием в сфере технического и художественно-эстетического творчества независимо от их ведомственной подчиненности (интернаты, в том числе для детей-инвалидов, учреждения профобразования, дома детского творчества, детские общественные организации). В вопросе методического обеспечения дополнительного образования «Радуга» тесно сотрудничает с Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования, предполагается проведение совместных обучающих семинаров. Начато создание информационного центра системы дополнительного образования. «Будем обкатывать новые технологии работы с детьми», – обещает руководитель «Радуги» Федор Коханов.

Лыжный Остров

Несколько перспективных проектов псковского дополнительного образования реализуются также по линии регион – муниципалитет. Наиболее яркий из них – автономная некоммерческая организация «Спортивно-оздоровительный центр «Юность», на протяжении десяти лет действующая в Островском районе.
Сам Островский район – промышленно-аграрная территория, довольно выгодно смотрящаяся среди 26 муниципальных образований Псковской области: дотация составляет лишь 50% местной казны (есть сельские районы, где она доходит до 80%, не получают дотацию лишь Псков и Великие Луки); абсолютное большинство промышленных предприятий и половина сельскохозяйственных работают с прибылью. Задолженность по зарплате учителям отсутствует (в ряде районов осуществляются текущие выплаты при сохранении задолженности за прошлые месяцы), долги по методлитературе, коммунальным услугам для сельских учителей и опекунским пособиям планируется полностью погасить в этом году без каких-либо дополнительных финансовых вливаний. И это при том что район один из самых насыщенных учреждениями социальной сферы: одних только школ здесь 33 (в Пскове – 37)!
Очевидно, немалая заслуга в этом принадлежит главе городе Остров и Островского района Алексею Афанасьеву, пришедшему сюда десять лет назад на должность первого секретаря райкома и с тех пор бессменно рулящему непростым муниципальным хозяйством. Именно Афанасьев – сам в прошлом спортсмен-лыжник – поддержал в 1990 году инициативу учителя физики Павла Мищенкова создать на берегу озера Гороховое лыжную базу для детей и подростков. Учредителями СОЦ «Юность» стали муниципалитет, администрация области и Федерация лыжных гонок России. Сейчас в структуре центра есть школа-интернат, где обучаются одаренные дети-лыжники со всей области. На берегу озера построена лыжероллерная трасса, аналога которой нет в России. Двое воспитанников центра – мастера спорта международного класса, один входит в национальную, второй – в молодежную сборную России. На базе «Юности» работает кафедра Великолукского института физкультуры, и сейчас там учится целая группа спортсменов-островчан.
«Меня много критиковали за то, что район тратит на «Юность» большие средства, – признается Алексей Иванович. – Действительно, первоначально основная часть инвестиций шла из нашего бюджета. Но сейчас финансирование уже идет на паритетных началах, более того, муниципальная казна пополняется за счет средств отдыхающих – через «Юность» в летний период проходит 1–1,5 млн рублей в месяц! Сейчас моя задача – обеспечить полную загрузку базы в то время, когда она свободна от соревнований: уже есть договоренность с областным комитетом по международным связям. А главное, мы добились того, что здесь занимаются островские дети! Ведь победитель одного из этапов Кубка мира Миша Иванов вышел из самого сложного в криминогенном отношении, нашего микрорайона «Строитель», второй, Алексей Столяров, – оттуда же. Мы вытаскиваем детей из подвалов, подворотен – и сюда! Сегодня здесь занимаются больше двухсот человек, об Острове знают в Швеции, Финляндии, Австрии…»
Сейчас в микрорайоне «Строитель» открыт филиал «Юности», построены лыжероллерная трасса, зал для занятий спортом, клуб «Хозяюшка» для девочек: центр расширяет спектр своей образовательной деятельности за счет собственных средств, не привлекая ни копейки из бюджета. Ближайшая задача – создать сеть учреждений дополнительного образования и досуга для детей и подростков по всему городу и выйти на село: Афанасьев уже нашел под эту программу двух богатых спонсоров из Москвы.

Дзюдо имени Пушкина

Хороший пример, как показывает жизнь, не менее заразителен, чем дурной. По пути островчан решили пойти в Пушкиногорском районе.
Этот район совсем не похож на Островский: всего 14 тыс. жителей, 11 школ, причем все малочисленные (от 80 до четырех учеников), отстоят друг от друга на 40–70 км. Пушкиногорье всегда развивалось как пушкинский заповедник: никакой промышленности здесь нет, только переработка сельхозпродукции. Благодаря этому тут прекрасная экология, зато дотация из области составляет 70% районного бюджета.
Как остроумно заметила одна моя собеседница в Пскове, пушкиногорцы раньше жили, словно разбойники у большой дороги: могила Пушкина в Святогорском монастыре и музей-заповедник «Михайловское» всегда были местами «светского» паломничества, и району немало перепадало от правительственных щедрот. Сейчас ручеек заметно иссяк (хотя недавний юбилей поэта изрядно пополнил местный бюджет), и руководству района все больше приходится искать внутренние резервы для развития социальной сферы. Иногда эти резервы находятся в самых неожиданных местах. Так, качественный скачок в развитии муниципального образования связывается сейчас с… борьбой самбо и дзюдо.
История на самом деле довольно простая. В сентябре 2000 года, аккурат за два месяца до выборов, губернатор Псковской области Евгений Михайлов перерезал ленточку новой Зарецкой средней школы, пребывавшей в состоянии долгостроя целых двенадцать лет. Все бы хорошо, да только школа рассчитана более чем на полсотни мест, а в Зарецкой волости наберется от силы 60 учеников. А напротив – еще и пустующее каменное здание бывшего сельского Дома культуры…
Вот и возникла у начальника районного управления образования Сергея Бурмистрова идея: объединить районную спортшколу, специализировавшуюся на борьбе самбо и дзюдо, с Зарецкой средней в одно учреждение – Центр общего и дополнительного образования, финансирующийся на долевых началах районом и областью. В здании бывшего ДК открыть интернат, приглашать талантливых детей-спортсменов из других районов: благо борьба в Пушкиногорье развивается уже пятнадцать лет и за это время здесь сумели вырастить мастера спорта международного класса, чемпиона мира среди юниоров, пять мастеров спорта и минимум 16 кандидатов. А поскольку дзюдо сейчас заняло место тенниса в качестве «президентского» спорта, то в перспективе развития проекта район может смело рассчитывать на новые правительственные щедроты.
Первые шаги к намеченной цели уже сделаны: два учреждения слиты в одно. Областное управление образования вполне положительно отнеслось к идее стать соучредителем планируемого центра, и окончательное решение вопроса, похоже, не за горами.

Дела муниципальные. И не только…

Бесспорным достижением начальника Главного управления образования Псковской области Веры Емельяновой и ее команды являются действительно партнерские отношения, установленные практически со всеми муниципальными образованиями. Причем эти отношения существуют не только в виде деклараций о благих намерениях, но и конкретных инвестиций из регионального бюджета под те или иные перспективные программы. Примеры такого долевого участия региона в решении муниципальных проблем не исчерпываются приведенными выше.
Например, совсем недавно началась реализация совместного проекта Главного управления образования, Научно-методического центра непрерывного образования при Псковском государственном педагогическом университете и администрации Себежского района по модернизации муниципальной системы образования. В задачи проекта входит и оптимизация сети образовательных учреждений, и выстраивание стратегии развития каждой школы, и обновление содержания образования приграничного района, связанного с Белоруссией и Латвией, – создание своего рода муниципального компонента и преобразование центральной школы района в гимназию. «Через год мы объявим, по сути дела, новую модель мунципального образования в этом районе», – обещает Вера Емельянова.
Вера Васильевна с легкой иронией относится к широко рекламируемым проектам создания образовательных округов, централизации финансовых ресурсов на региональном уровне и прочим технологиям «вертикализации» системы образования, реальный эффект от которых подчас значительно меньше поднятой вокруг шумихи. Фирменный стиль Емельяновой – не административный нажим или формальное распределение полномочий, а мягкое согласование позиций с каждым отдельным муниципалитетом, по каждой отдельной проблеме, если нужно – по каждому отдельному учреждению. Неудивительно, что за неполные четыре года ее пребывания на высоком посту было сдано под ключ порядка двадцати новых школ. В регионе с крайне напряженным бюджетом такое стало возможным только благодаря привлечению к финансовому участию районных бюджетов, а также ведомств, не относящихся к системе образования, – управления ГО и ЧС и даже комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев.
Практически в каждой территории, входящей в Псковскую область, есть образовательное учреждение областного подчинения – интернат, санаторная школа и т.д. В маленьком сельском Красногородском районе – всего 11 тыс. населения, 10 школ, общий бюджет района 12 млн рублей – расположены два областных интерната: агрошкола и коррекционная 8-го вида. В течение трех лет, когда в областном бюджете было совсем пусто, район бесплатно отапливал оба интерната; совсем недавно при помощи муниципалитета для агрошколы был построен новый спальный корпус. «Мы не можем относиться к интернату как к чужой собственности, когда там обучаются почти две сотни наших ребятишек», – говорит первый заместитель главы района Геннадий Конов, отработавший в этой должности ни много ни мало восемнадцать лет («Пережил трех первых секретарей и пять предрайисполкома», – улыбается Геннадий Григорьевич).
Может быть, именно здесь кроется ответ на вопрос о том, почему псковский опыт развития образования не столь широко известен в педагогической среде, как амбициозные проекты других регионов. Когда люди работают на конкретный результат, нет необходимости выдумывать оригинальные технологии, концепции, модели, собирать всевозможные региональные стратегические команды, проводить бесчисленные всероссийские и международные конференции, семинары, симпозиумы с громкими названиями. Хотя, признаемся, реклама еще никому не вредила…

Сергей ПОЛЯКОВ
Псков – Печоры – Пушкинские горы – Остров – Красногородск – Москва

P.S.
Автор очень благодарен Людмиле Ивановне Павловой за удивительную экскурсию по старому Пскову.



Рейтинг@Mail.ru