Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Несовпадение тем

Все больше пунктов включается в повестку дискуссий о модернизации образования.
И все больше школ отключается от отопления...

За последние недели в российском образовании сложились две линии: регионы борются с холодом за выживаемость школы, Москва пытается сдвинуть с места модернизацию.
Успех примерно одинаков.
В ряде регионов дан приказ сливать воду из школьных систем теплообеспечения. Это означает, что нагреть школу нет никакой возможности, а чтобы замерзшая вода не разорвала трубы системы, из нее лучше воду слить, чтобы сохранить систему. При этом каникулы в регионах детям продлили: в Иркутской области, Бурятии. Но олимпиады по предметам провели, несмотря ни на что. Только слет развивающего обучения в Новосибирске отменили из-за морозов.
Наглядная демонстрация соотношения традиционного и инновационного образования: олимпиады по традиционке – в любой мороз, знай наших! А это деликатное, капризное развитие, то есть развивающее обучение, не выдерживает суровых условий российской действительности! Шутка.
А если всерьез, то надо Богу молиться, чтобы поскорее потеплело в Сибири и на Урале. Никто никогда не обсуждал такую скучную материю, как система отопления и канализация школ, но ситуация там страшная. Дело в том, что химический состав воды, которая течет по трубам теплоцентралей, таков, что она разъедает металл, поэтому трубы надо менять максимум каждые пять лет, а их в некоторых школах вообще не меняли за последние 30–35 лет.
Кстати, то, что мы видим по телевизору, когда показывают аварии теплосетей, – это как раз по этой причине.
Самое лучшее в этой ситуации – закрыть вход и не допускать детей в школу.
Что и сделано уже во многих регионах – правда, тут каникулы помогли.
Можно почти с уверенностью сказать, что в этом году начнет уменьшаться количество российских школ. Уже сейчас пожарники и врачи-санитары не дают «добро» на лицензирование – но нередко они откровенно требуют взятку и закрывают глаза на мелочи.
У нас есть масса свидетельств, когда директор школы звонит своему начальнику:
– Иван Иванович, у меня пожарники требуют привести в порядок пожарную сигнализацию, поставить ее на абонементное обслуживание, установить две противопожарные перегородки в коридорах свыше 60 метров.
А Иван Иванович говорит:
– У всех такая ситуация, договоритесь с пожарниками, а у меня денег на это нет.
И договариваются или с родителей деньги собирают. А куда деваться?
Но одно дело – перегородка, другое дело – система отопления и канализация. Тут родительских денег не хватит, а с морозом, как показывает опыт, не договоришься, как с пожарником.
Поэтому школы начнут закрываться.
Тут уж не до 12-летки будет, скажем еще спасибо пресловутой демографической яме, что так резко уменьшила число учеников в наших школах.
И как назло экономика образования никак не может выбраться из болота советско-распределительной системы централизованного обеспечения и наладить элементарное функционирование школы – юридического лица.
Разговоры о нормативном финансировании как-то поутихли, про субвенции, которые должны были заменить трансферты, уже и не вспоминают, долги учителям по зарплате – не исчезли (а с чего это им, скажите на милость, исчезать?), а состояние школьных зданий мы с вами уже обсудили...
...У Владимира Высоцкого есть такая песня о том, как в России жизнь шла своим чередом, люди влюблялись, ссорились, мирились, «...а в это время Бонапарт, а в это время Бонапарт переходил границу...».
Никакой ассоциации, просто вспомнилось, потому что сразу после праздников в Москве прошли бурные мероприятия, посвященные эксперименту по обновлению содержания образования, стратегии модернизации, и снова собирались видные деятели образования.
Май ведь близится, на этот месяц намечена полная инвентаризация выполнения планов правительства, с каждого ведомства потребуют полный отчет по модернизации соответствующих сфер. Если морозы к тому времени чуть утихнут, то, возможно, вопросы с отоплением и канализацией отойдут на второй план, а на первый снова выйдут проблемы глобальных перестроек и стратегических модернизаций.
Правда, при этом стремление показать эффективность аппаратной работы, да еще при помощи общественных помощников и академических разработчиков, может настолько оторвать стратегические планы от реальной школьной ситуации, что реализовывать стратегию будет уже негде – просто школы развалятся.
Но пока идет живая дискуссия о трех вариантах базисного учебного плана, попытке провести конкурс по единому экзамену и запустить глобальный эксперимент по обновлению содержания образования. Как показала коллегия Министерства образования 10 января, экспериментировать пока не с чем: по поводу нового качества образования у РАО – одно видение, у министерства, судя по всему, – другое, а педагогическое сообщество пока вообще никто не спрашивает. И появление базисных учебных планов вперед согласованных целей системы образования или хотя бы образовательных программ – не только по учебным предметам, а программ нового поколения, основанных на разных видах деятельности, – тоже весьма проблематично.
Но мероприятия проходят, бумаги пишутся, отчитаться будет чем.
А на школу вместе с нищетой и разрухой накатывает еще и вал безумных проверок.
На каникулах проверяли классные журналы. Давно, уже лет 10, такого не было: проверяли совпадение утвержденных программ и тем уроков, записанных в журнале. Выговаривали завучу:
– Почему у вас темы не совпадают? Мы вашим детям не дадим золотых медалей, когда время придет, у вас несовпадение тем!
А таких выговоров вообще с семидесятых годов не было. И, похоже, распространяются эти бюрократические тенденции с самого верха, из Москвы.
Как птица феникс советский инспектор восстал из праха и пришел в российскую школу с проверкой.
Не ждали?
Модернизация!
...А в это время в далекой сибирской школе директор вызывает к себе в кабинет сторожа и отдает распоряжение:
– Сливай воду, Вася.
Такое настроение ...

Александр АДАМСКИЙ



Рейтинг@Mail.ru