Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Лебединый край

Красноярское образование
возвращает утраченные позиции

Последний раз я был в столице Восточной Сибири – Красноярске – десять лет назад. Этот край поражал тогда всем: и гигантской плотиной ГЭС на Енисее в сто двадцать метров высотой, встроенной людьми в скалы, – плотиной, перед которой хотелось встать на колени от восхищения перед воплощенным могуществом человеческого разума и духа, и красотой гор, не случайно названных Дивными. Потом шли годы скандальных предвыборных кампаний, телепередачи о таинственных арестах, исчезновениях, освобождениях из-под стражи, истинных и мнимых убийствах местных бизнесменов и криминальных авторитетов, отчего сложилось устойчивое впечатление, что в крае никакой другой жизни нет. Именно это я и ожидал увидеть и услышать.

И вот я вновь на берегах Енисея. Первый день лекций… Волнуюсь перед началом, поднимаюсь на сцену, и весь зал встает, приветствуя лектора из Москвы аплодисментами. Такого искреннего порыва людей, такого пиетета я уже давно не встречал.
Читал я лекцию на актуальную сейчас в России тему «Управление качеством образования». Вопросов было немало, но в отличие от многих других территорий не было традиционных: о маленькой зарплате, о невнимании к образованию и т.п. Вопросы задавались острые, по существу темы и свидетельствовали о высоком уровне общекультурной и научной подготовки слушателей.
Красноярский край как был, так и остался тем российским регионом, где инновационные процессы шли активно, всегда не как у всех, всегда по-своему, а многие из инноваций в образовании тут возникали раньше, чем в других местах. Рассмотрим некоторые из них.

Информатизация образования

В регионе понимают, что в этом направлении их школы отстают. Но сейчас совместными усилиями губернатора и законодательного собрания выделены средства для приобретения компьютерной техники, и краевой ИПК срочно создал специальный Центр компьютеризации (руководитель – кандидат физико-математических наук Александр Гаврилин), который состоит из трех лабораторий. Перед лабораторией информационных технологий и средств коммуникаций поставлена задача с помощью всех средств – где через спутник, где через оптическое волокно, где через проводник – дойти до каждого уголка необъятного края. Лаборатория информационно-образовательных ресурсов занята созданием и сопровождением специального сайта учреждений образования Красноярского края. Наконец, лаборатория информатизации учебного процесса и средств дистанционного образования осуществляет непосредственное внедрение новых информационных технологий в практику красноярских школ.
Центр только развертывает свою работу, но анализ проектных документов говорит, что у этой целевой программы большое будущее. Во всяком случае, проект обстоятельный, грамотный и многообещающий.

Кадетские корпуса и мариинские гимназии

Эти учреждения – специфическая особенность края. По инициативе губернатора Александра Лебедя уже открыты шесть кадетских школ-интернатов (в Красноярске, Ачинске, Шарыпове, Лесосибирске, Канске, Норильске), где директора и офицеры-воспитатели, как и положено в таких учреждениях, только мужчины. Мариинские гимназии для девочек пока открыты две – в Красноярске и Ачинске. Предполагается опробовать такую модель: раздельное обучение, но совместное воспитание. Новшество настолько специфично, что эти учреждения напрямую подчиняются краевому управлению, а не муниципальному управлению образования.
В кадетские корпуса поступают дети, у которых нет родителей, социальные сироты, ребятишки из неполных семей. Есть и дети так называемых новых русских. Конкурс огромный – восемь человек на место. Задача кадетских корпусов – подготовка юношества, пригодного для государственной службы на военном и гражданском поприще. Идея воспитания настоящих мужчин (вспомним, что в обычных российских школах подавляющее большинство учителей и воспитателей – женщины), несомненно, прогрессивная. Учат и учатся здесь серьезно: два иностранных языка, интенсивная спортивная и военная подготовка, бальные танцы и т.п.
И все бы хорошо, если бы не вопросы, на которые пока нет удовлетворительных ответов. Только двадцать процентов кадетов видят себя в будущем военными. Зачем тогда остальным, которые готовят себя к госслужбе, интенсивная военная подготовка?
Очень спорным является не просто разрешенный, но и явно культивируемый уклон кадетских корпусов в православие. Вопросов и недоумений стало еще больше, когда я узнал, что в храм дети ходят раз в месяц... поротно. Как понять это, если вспомнить, что у каждого человека свой путь к Богу и вера – дело глубоко личное, интимное? А еще Россия – страна поликонфессиональная. Как же быть тогда с демократией – одной из высших ценностей общества, если детей мусульман, католиков, иудеев, кришнаитов, буддистов в эти кадетские корпуса не принимают?
Мариинские гимназии работают пока в режиме поиска и эксперимента, ибо аналогов этих учреждений в России нет (для кадетских корпусов – хороша она или плоха – есть близкая к ним система суворовских военных училищ). Фактически мариинские гимназии развиваются методом слепых проб и потому неизбежных ошибок. А ошибки в воспитании личности девочки, девушки, будущей женщины, как и в воспитании любого ребенка, нередко труднопоправимы. Хорошо бы сначала создать всю проектную документацию, модель такой гимназии на бумаге, ибо модель можно отрецензировать, обсудить, поправить.
Как бы то ни было, нужно признать: в Красноярском крае создается уникальный, пусть не бесспорный, но, возможно, очень ценный для современного российского образования опыт.

Коллективные способы обучения

Образование Красноярского края всегда было своеобразным, и многие идеи, отвергаемые в иных российских регионах, именно здесь получали свою путевку в жизнь. Так было и с коллективными способами обучения. Рассмотрим суть новой образовательной практики, основанной на включении в учебный процесс естественной структуры диалогического общения.
Отработанная на этой основе общепедагогическая технология организации (и самоорганизации) учебной деятельности детей позволяет продуктивно выстраивать дидактические отношения учитель – ученик, ученик – учебный материал, ученик – ученик в условиях коммуникации и понимания. При этом значительная роль отводится запуску в учебный процесс специальных методик-ситуаций (как учебной игры), позволяющих учащимся самоорганизовываться, самоопределяться, усваивая правила игры (алгоритмы действий) в ходе самой игры. Таких методик-игр достаточно много. Каждая методика строится с использованием четырех существующих организационных форм: индивидуальной, парной, пар сменного состава, групповой.
Первоначальным автором идеи был кандидат педагогических наук, профессор Виталий Дьяченко. В наиболее полном и систематизированном варианте эта работа ведется сейчас в средней школе № 21 Октябрьского района г. Красноярска (директор – заслуженный учитель края Наталья Сидорова). Эта школа является базовой ИПКРО, имеет два официальных статуса: инновационной опытно-экспериментальной площадки и школы-лаборатории. В ней сосредоточены прежде всего поисковые работы, но вокруг нее кооперируются, находясь на разных стадиях освоения коллективного способа обучения, еще двадцать школ. Научное руководство исследовательской деятельностью осуществляет заведующая кафедрой методики преподавания математики и физики краевого ИПК, заслуженный учитель РФ Екатерина Васильева.
В рамках этой же идеи трудятся заведующая лабораторией коллективных способов обучения ИПК Ирина Литвинская и старший преподаватель, кандидат физико-математических наук Манук Мкртчян. Они работают не с отдельными учителями из разных районов, интересующимися данной проблемой, а с коллективами целых школ, создавая из них проектную команду, что в перспективе, как считают преподаватели, позволит им уйти из исчерпавшей свои возможности классно-урочной системы обучения и создать иные – более прогрессивные и более эффективные способы организации образовательного процесса, включая создание и такого новшества, как разновозрастные учебные группы.

Поиски способа объединения усилий

В Советском районе Красноярска предпринята попытка создать очень актуальное нововведение на уровне муниципального управления. Авторами проекта являются бывший начальник управления образования района Светлана Рубцова и ее преемник – нынешний начальник управления Евгений Зимин. Речь идет о том, что проблемами детства в районе занимается много ведомств: управления образования, внутренних дел, здравоохранения, культуры, спорта, молодежной политики, прокуратура и т.д. и т.п. У каждого есть свой план или раздел в плане по работе с детьми и молодежью. Деньги на реализацию намеченного в своих планах тратят все, и немалые, но результаты этой работы оставляют желать лучшего. Более того, отдельные органы ничтоже сумняшеся по традиции обвиняют прежде всего школу во всех проблемах с детьми. Ну кто не слышал на любом совещании руководителей учреждений образования выступления представителей милиции или прокуратуры, где назывались цифры и факты совершенных учащимися таких-то школ и ПТУ правонарушений, как будто именно школа и учит детей грабить, угонять машины, употреблять наркотики, заниматься проституцией. Школа, в свою очередь, обвиняла милицию в том, что она перекладывает на плечи учителей свои функции… И так было между всеми ведомствами.
В Советском районе раньше, чем в других местах, поняли неэффективность, а потому бесперспективность такой практики и осознали необходимость объединения усилий.
Первой на этом пути была попытка сделать скоординированный в пространстве и времени план мероприятий всех вышеназванных ведомств – своеобразную циклограмму дел. Но она не затрагивала содержания работы, и потому объединения усилий не происходило. Далее пошли по пути создания общей программы развития образовательной системы «Мир детства и реформы общества». Идея скоординированного взаимодействия отраслей и ведомств по решению проблем детства принесла свои первые позитивные результаты.
Как рассказал мне Евгений Зимин, сейчас управление образования усиленно работает над объединительными идеями, такими как, например, идея обеспечения занятости молодежи всех возрастов, идея превращения каждого школьного двора в детский парк, идея привлечения к созидательной работе (в приемлемых формах) пенсионеров, которые забыты и не востребованы, и многое другое.
В районе создан и действует межведомственный координационный совет, который проектирует и организует всю эту работу.
Со своей стороны считаю необходимым отметить: если руководителям образования Советского района Красноярска удастся хоть как-то продвинуть свои идеи до уровня реализации и первых результатов, то их опыт муниципального управления образованием личности может иметь не только местное или региональное, но и общероссийское значение, тем более что они всю работу решили оценивать не по показателям процесса (что сделано и сколько), а только по специально разработанным для муниципального управления показателям качества образования.
Патронаж над всеми этими новшествами негласно осуществляет нынешний директор ИПК и советник губернатора по вопросам образования Степан Аверин, много лет проработавший начальником краевого департамента образования, – человек в сфере управления исключительно компетентный и опытный, что тоже является залогом успеха описанного нововведения.

Гармоничная субмуниципальная образовательная система

В беседе с заведующей отделом образования администрации Октябрьского района г. Красноярска Татьяной Сетковой впервые за много лет я услышал грамотное определение понятия «территориальная образовательная система» не как сеть школ (это традиционное и не вполне верное определение), а как сеть образовательных и инновационных процессов, удовлетворяющих потребности всех детей, проживающих на данной территории. Как известно, понятия – средства нашего мышления, и если они изначально неточны или ущербны, то ущербными будут и все модели образовательных систем, которые мы на их основе построим, и сами эти системы.
Действительно, в Октябрьском районе Красноярска для ребенка даже с самыми необычными потребностями, особенностями в том или ином образовательном учреждении найдется организованный на хорошем профессиональном уровне удовлетворяющий эти потребности образовательный процесс. Несколько интересных фактов.
Гимназия № 3 (директор – Александра Пронина) – одно из старейших учебных заведений города. Кого сейчас удивишь гимназией?! Но здесь развитие ребенка осуществляется на базе опыта сохранения культурной внутришкольной ауры, основанной на истории гимназии (ей будет скоро 50 лет). Это одно из немногих учреждений города, где не отождествляют образование с обучением и не отказались от идеи воспитания, сохранили это направление образовательной деятельности. Кроме обязательных, учащимся предлагается более двух десятков спецкурсов, семинаров, видов деятельности на выбор в целях самореализации личности, удовлетворения своих потребностей.
Лицей творчества, развития, изобретательства № 142 ориентирован на потребности детей, проявивших способности к различным видам творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, изобретательской и др.).
Экспериментальный детско-юношеский клуб физической подготовки № 1 – учреждение дополнительного образования (директор – Владимир Высоцкий), объединяющее на своих занятиях ни много ни мало 1690 детей района, которым предлагается на выбор пятнадцать различных образовательных программ. Главная идея клуба – непрерывное физкультурное образование ребенка от детского сада через школу и до спортклуба. В отличие от типовых детско-юношеских объединений, предоставляющих лишь спортивные услуги школьникам, и в отличие от специализированных школ, работающих лишь с отобранными детьми, экспериментальный клуб физподготовки № 1 представляет собой сеть дошкольных учреждений, начальную школу, самодеятельные спортивные клубы для подростков, старшеклассников и взрослых граждан Октябрьского района, что и обеспечивает непрерывное физкультурное образование, возможность занятий физкультурой всю жизнь. Речь идет о создании в прямом и полном смысле этого слова спортивного движения района от мала до велика, причем не только в учебное время, но и во время летних каникул и отпусков.
Отдел образования Октябрьского района позаботился и о подростках, мягко скажем, имеющих проблемы в обучении, воспитании и потому в поведении. Для этих детей создан Центр образования № 3, формирующийся из детей, систематически пропускающих школьные занятия, состоящих на учете в милиции, бродяг, наркоманов и т.п. Это 145 детей 6–9 классов и до 200 юношей и девушек 10–12 классов. Задача центра – социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация на основе личностно ориентированного подхода. Замечено, что в Центр образования № 3 чаще попадают дети из школ, работающих в две и три смены, школ-гигантов, где ребенок обезличивается и его детские проблемы становятся для него неразрешимыми. Для детей, попадающих в Центр образования № 3, в разной степени характерны следующие особенности:
1. Потеря социального статуса подростка (потеря приоритетов ценностей, утрата характерных для данного возраста интересов и видов деятельности).
2. Потеря статуса ученика (неспособность выдерживать школьный режим, неумение учиться, отсутствие знаний и т.д.).
3. Выпадение из процесса личностного развития целых этапов, которые должен пройти человек на пути становления.
4. Отсутствие положительного социального опыта.
Задачей центра является социальная реабилитация подростков, получение ими общего среднего образования, а также моральной независимости, восстановление психического здоровья, появление положительного прогноза дальнейшей социализации. Этой главной цели служит вся реабилитационная работа. По окончании 9 класса учащиеся могут получить полное среднее образование через вечернюю форму обучения или экстернат здесь же, в центре.
Для детей с тяжелыми проблемами в здоровье (патологии слуха, зрения, опорно-двигательной системы, интеллектуального развития и пр.) в районе – где в специализированных учреждениях, где в виде группы или класса со специально организованным образовательным процессом – имеется место, где бы они могли получить оптимальное для себя образование, воспитание, развитие, материальную, медицинскую, психологическую помощь и поддержку. «Мы стремимся к тому, чтобы образовательная система нашего района была и гармоничной, и постоянно развивающейся», – говорит Татьяна Сеткова.

Наука, вырастающая из практики

Рассуждать о научных исследованиях и разработках, подготовленных в красноярских вузах, излишне. Общеизвестно: вузы этого огромного сибирского города авторитетны, в них много известных в стране и мире докторов наук, свои диссертационные специализированные советы по разным отраслям и т.п.
Тем дороже, на мой взгляд, ценность брошюры «Критерии оценки деятельности школы», которую мне вручили А.И.Сосновский и С.Г.Рубцова (авторы-практики, в недавнем прошлом начальники районных управлений образования). Правды ради скажу: если придираться, то, конечно, в их критериях есть недочеты – перемешаны показатели процесса и показатели результатов, неясно, насколько целостен набор параметров, содержится ряд устаревших показателей, ценность которых сейчас весьма сомнительна. Но отрадно то, что люди, не дожидаясь, пока ученые разработают, сами подготовили и опробовали относительно непротиворечивый, технологически проработанный документ, позволяющий определить ну если не качество образования, то наверняка рейтинг школы в своем районе.
Следует отметить, что подобного рода технологические разработки в Красноярске существуют во всех районах и касаются они самых разных аспектов управления: выявления затруднений учителей, аттестации образовательных учреждений и их руководителей, нормативов финансирования, оценки уровня инновационной деятельности и т.д., что, несомненно, свидетельствует о биении жизни, о стремлении к прогрессу, о желании вернуть городу и краю былой авторитет и репутацию динамично развивающегося региона.

О целях и средствах: не ЗУНами едиными

У каждого лектора всегда есть вопросы к аудитории, которые моментально вызывают у слушателей совершенно необходимое для развития ощущение кризиса компетентности. Есть такие вопросы и у меня. Например, когда я объясняю, что цели образования (для грамотного определения его качества) нужно прогнозировать только в зоне ближайшего развития ребенка. Слушатели воспринимают это как должное, но на тут же заданный вопрос «Кто может назвать известные вам методы прогнозирования?» в зале, как правило, не отвечает никто, ибо понимают, что речь идет не о предвидении, не о предсказании, не о предугадывании, а о методах научного исследования в образовании.
После раздела лекции о целях и ценностях образовательной деятельности школы я спросил: «Кто может принести нам план работы школы, или образовательную программу, или программу развития, или любой другой документ, по которому работает школа, где в целях оговорена и такая ценностная идея, как формирование устойчивой мотивации познания, а в самом документе прописано, что знания, умения и навыки не являются главной целью школы, что это всего лишь средства, с помощью которых ребенок реализует свои цели и ценности, а потому для хорошей школы важны в первую очередь не ЗУНы как таковые, а то, на какие цели и ценности эти знания и умения будут употреблены?» Я был уверен, что никто руки не поднимет, но ошибся.
Присутствовавший на лекциях заместитель директора по научному обеспечению развития школы № 22 Советского района г. Красноярска Дмитрий Захаржевский поднял руку и принес документ школы, где все было сформулировано о целях и ценностях именно так, как я спрашивал, – на современном научном прогрессивном уровне. Было приятно, что хоть один молодой руководитель школы столь эрудирован, в чем, несомненно, залог того, что и другие его коллеги обратят внимание на ценностные основания своих образовательных учреждений.

Краевому ИПКРО – 65 лет

Шестидесятипятилетний юбилей института повышения квалификации работников образования – событие в общем-то не знаковое, естественное, но мы решили о нем написать, поскольку в Красноярском крае оно явно носило признаки необычности, заслуживающей внимания начальников, органов управления образованием российских регионов.
Вообще когда речь заходит об учреждении, где работают методисты, то, как это характерно для России, без иронии писать не получается. Вот несколько фрагментов из статьи А.Долотина в журнале «Школьное обозрение» (№ 4, 2000): «Методисты стали... объектами колких шуток, персонажами анекдотов... Студенты смеются над методистами так, как смеются здравомыслящие люди над обыкновенной человеческой глупостью. Потому что слово «методика» давно стало синонимом косности, тупости и умственной ограниченности. ...Пока они выясняют, чьи рекомендации учителям методичнее и полнее раскрывают положения государственного образовательного стандарта, сами учителя все больше проникаются отвращением к атмосфере затхлости и пустоты, которая создается во время учебы и подготовки к работе в школе». Если к этому добавить тот факт, что из-за безденежья средства на повышение квалификации в ряде мест просто перестали выделять, то станет понятно, почему многие российские региональные ИПК влачат жалкое существование.
Про Красноярский краевой институт ничего этого не скажешь. Тут свой стиль, своя много лет реализуемая идея выращивания учителя. Суть ее в следующем. Учителя нужно прежде всего формировать, развивать как человека культуры, а потому именно ИПК организует посещение учителями картинных галерей, театра оперы и балета, драматических театров, филармонии (в Красноярске все это есть, и самого высокого уровня), встречи с людьми творческих профессий и т.п. В ИПК есть построенный по проекту Ю.Васильева камерный зал со сценой для концертов и даже действующим камином – для создания обстановки, располагающей к обсуждению, общению, чтению стихов. «Общая культура личности – это та основа, на базе которой только и должна строиться любая методическая, педагогическая, управленческая технология» – эти слова произнесены еще двадцать лет назад Юрием Васильевым, безвременно ушедшим из жизни директором Красноярского ИПК, который и построил нынешнее его здание с учебным корпусом и гостиницей на правом берегу Енисея.
Васильев собрал в ИПК уникальную галерею в несколько сотен картин лучших красноярских художников (часть этих картин куплена у института таким солидным художественным музеем, как Государственная Третьяковская картинная галерея в Москве). Кстати, выставку открывает великолепно исполненный портрет самого Юрия Евгеньевича, имя которого тут в почете. Когда я выступал на 65-летнем юбилее ИПК и сказал, что главная методическая идея института – воспитание современного учителя прежде всего как человека культуры, – провозглашенная и реализованная двадцать лет назад Юрием Васильевым, актуальна и сегодня, то весь зал (несколько сот человек) без всякого напоминания или даже намека встал и почтил молчанием добрую память своего бывшего руководителя.
Нынешний директор ИПК – заслуженный учитель РФ, советник губернатора по вопросам образования, в недавнем прошлом начальник Краевого управления образования с многолетним стажем Степан Аверин – органично продолжил лучшие традиции Красноярского краевого ИПКРО, за что уважаем и в институте, и в крае. Празднование 65-летия института – это его идея, и все ему за нее благодарны. Ведь С.Аверин послал приглашения и собрал на праздник всех ныне здравствующих, кто когда-либо своим творчеством создавал авторитет Красноярского краевого ИПК. Ветераны благодарили за то, что не забыты, за то, что востребованы, за то, что им предоставили возможность выйти и перед всеми сказать благодарные слова.

Образование и власть

Конечно, меня интересовало отношение людей к губернатору – фигуре на политическом небосклоне страны известной и неоднозначно оцениваемой. Александра Лебедя в дни моего пребывания в Красноярске в городе не было, и встретиться мы не могли, потому я у всех спрашивал, как к нему относятся люди. Поскольку меня окружали работники образования, то могу судить об их отношении и скажу прямо, без оговорок и дополнений: оно в высшей степени уважительное. Те, с кем я беседовал, тут же доказывали это убедительными примерами инициатив губернатора, фактами его серьезного отношения к проблемам образования.
Что касается нынешнего начальника Краевого управления, то ему еще руководителем краевого масштаба нужно стать. Я видел и слышал его выступление на юбилее ИПКРО, где был представлен весь цвет образования края: известные учителя, деятели образования, профессура красноярских вузов, руководители муниципальных органов управления образованием и, наконец, сами юбиляры подведомственного ему учреждения. Его выступление в пригласительном билете-программе было претенциозно заявлено как «Краевая образовательная программа и задачи системы повышения квалификации». О региональной программе и задачах не было сказано ни слова, выступление было до неприличия кратким, формальным по сути, прочитанным по бумажке и абсолютно бездушным, после чего начальник покинул торжество под недоуменные взгляды присутствующих. Как объяснила залу шепотом начальствующая дама из числа его заместителей: «У него сегодня еще несколько выступлений на других юбилеях». Эта дама почему-то комментировала каждое выступление вслух, чем очень раздражала всех. Ну как же, она ведь осталась представлять Начальника. Короля, как известно, делает свита.
К слову сказать, заместитель губернатора по социальным вопросам Надежда Кольба очень уважаема среди просвещенцев и делает все возможное и невозможное для возрождения высокого имиджа образования Красноярья. Работает она в контакте с председателем постоянной Комиссии по образованию и науке законодательного собрания Красноярского края Светланой Андроновой – женщиной с ярко выраженным государственным управленческим подходом к проблемам школы, стремящейся к тому, чтобы любая ценная идея по развитию образования была реализована не как одномоментная инициатива того или иного муниципального образования, начальника или учреждения, а как законодательно оформленный акт, действующий долгосрочно независимо от личности того или иного чиновника. Как сказал мне директор ИПК Степан Аверин, на плечах этих двух женщин держится все лучшее, что есть в образовании Красноярского края.

Марк ПОТАШНИК,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор



Рейтинг@Mail.ru