Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Кому и зачем нужен школьный театр?

Возможно, именно здесь ребенок может найти путь, чтобы сделаться другим, не таким, как раньше. Совершить усилие. Стать... самим собой

Воспитание на сцене

Я не знаю, как вам в вашей школе создать свой театр. Но движение в этом направлении начинается с ответа на вопрос: зачем, по-вашему, он вообще нужен в вашей школе?
Любое дело начинается с единомышленников. Хорошо, если есть несколько взрослых, готовых собраться в команду. Желательно, чтобы эти люди были связаны как дружескими, так и профессиональными, в нашем случае – педагогическими, интересами. Не менее важно, чтобы они не представляли собой собрание исключительно гуманитариев. Если среди тех, кто решил поддержать ваше начинание, есть учитель физкультуры, физик, математик, педагог по трудовому и профессиональному образованию, то скорее всего вас ждет успех. Если же таковых нет, то постарайтесь найти способ заинтересовать самых разных людей, работающих рядом с вами. Театр в школе не может начинаться со взрослых. Даже если мы, педагоги, умудренные опытом и степенями, думаем, что в школе все определяют учителя, их желания или возможности, то на самом деле все в школе определяют дети. Их отношения, их проблемы, их запросы и их возможности. Я говорю об этом потому, что школьный театр не может существовать без открытия учителем той педагогической действительности, которая существует в данной конкретной школе. И не стройте иллюзий о том, что вы их чему-то научите, от чего-то отвлечете или воспитаете в них нечто. Учиться, отвлекаться и образовываться с этой минуты придется вам.

Взрослые возможности детского театра

Школьный театр может и должен имитировать взрослый театр в его лучших аспектах. Например, принцип коллективности как ответственность за то дело, которое выполняешь лично ты. Этот принцип может быть реализован как в большом школьном коллективе, так и в маленькой группе, созданной для постановки одного-единственного представления. И тогда становится не столь важно – выходишь ты на сцену как главный герой трагедии или рассаживаешь малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли.
В профессиональном театре существует понятие «актерское раскрытие», то есть спектакль, или режиссер, или собственные усилия (а возможно, все вместе) позволили актеру максимально проявить свой творческий потенциал, свою профессиональную палитру. Часто именно с таких «раскрытий» у актера начинается успешная карьера. Есть этому аналог и в школьном театре. Именно аналог, потому что говорить о серьезном актерском раскрытии, по моему убеждению, в школьном театре не следует, даже если и произошло такое чудо. Но следует обязательно говорить о личностном раскрытии. Об открытых возможностях, о том труде, который был вложен, о том пути, который был проделан в преодолении себя, начиная с простых механических усилий по освоению текста и своевременной явке на репетицию и заканчивая созданием цельного сценического образа и прочими театральными премудростями. Успех должен быть замечен не только взрослыми, но и сверстниками.
Ребенок, попав в положение актера (так же, как и профессиональный актер), работая над ролью, по всем законам театра сам становится его творцом, материалом и инструментом. Но еще он и организатор самого себя, и опора для других в общей работе, и человек обучающийся, и человек обучающий. Возможно ли все это постичь единовременно, без серьезного личностного участия, без включения внутренних ресурсов, без настоящего волевого усилия. Создание условий для проявления этого усилия, для возможности узнать о себе то, что «я в состоянии проявить это усилие», и есть одно из множества, «зачем» существует школьный театр.

Во что играем?

Одна из самых серьезных проблем школьного театра – это выбор репертуара. Как и из чего его выбирать, каждый коллектив решаем сам.
Точное ощущение педагогической действительности каждого конкретного детского коллектива безошибочно подскажут произведения, к которым следует обращаться. Очень часто репертуар легко выявить, поговорив с ребятами о том круге чтения, который для них актуален сегодня. Возможно, будут названы те произведения, которые были культурным событием и в вашей жизни.
А может быть, следует переиначить известные произведения, «ходячие» сюжеты, сообразуясь с участниками вашего коллектива, учитывая их характеры, возможности. Шекспир и Мольер, кстати, именно так и поступали, обращаясь к чужим, хорошо известным сюжетам и сочиняя пьесы специально под то количество актеров, которое они имели в своем театре, под их характеры и возможности («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Скупой» и др.). Это вполне этично и даже в рамках культурной традиции.
Очень часто мы впадаем в крайности. Формально осовремениваем героев и даже саму фабулу классического произведения, думая, что тем самым приближаем их к нашим исполнителям. Приближение должно быть внутренним, основываться на вскрытии родства стремлений, переживаний, эмоций, на раскрытии вечных тем любви и ненависти, отношении к горю и счастью, войне и миру, рождению и смерти. На открытии вечного в сегодняшнем. Только тогда не возникнет необходимости наряжать Ромео в одежду байкера. Проблема не в том, чтобы найти нужного автора (в конце концов, проведя время в читальном зале библиотеки, вы найдете большое количество материалов). Проблема в том, как актуализировать найденное произведение.

Найти свое место

Еще одна очень важная особенность взрослого театра имеет прямое отражение в театре школьном. Театр не демократичен. Но в «недемократичности» театра сокрыта серьезная целесообразность. Театр иерархичен. Как и мир, моделью которого он является. И как следствие крайне трудно избежать обид при распределении обязанностей, ответственности и, конечно же, ролей. Потому что театр может предоставить человеку только то место, которое этот человек в состоянии занять.
Есть несколько способов сгладить или избежать конфликтов, связанных с данной проблемой. С одной стороны, это чисто организационные меры, с другой – смысловые. При подборе исполнителей и организаторов необходимо открыто объяснять причину данного выбора.
Ясное понимание каждым всего процесса работы дает возможность создать уважительное отношение ко всем участникам спектакля – от исполнителя главной роли до рабочего сцены. Но есть и организационные приемы. К примеру, равное ко всем требование в вопросах дисциплины, участие в непрезентабельном труде по стирке, уборке, починке театрального хозяйства, распределении организационных нагрузок и, самое главное, в отношении взрослых ко всем и к каждому.
Спасибо всем!

Результат общих усилий – готовое представление, праздник или спектакль – концентрирует в себе все удачи, неудачи, усилия, старания, открытия, слезы, смех, ночные бдения над декорациями и афишами, выяснения отношений между родителями и учителями... Все-все-все. И потому время спектакля – это время «сгущения мира», его уплотнения до размеров прожитой жизни. Время замершего дыхания и самой высокой точки переживания за себя и, самое главное, за других. За маму, сидящую в зале. И за девчонку, которая наконец-то узнает, какой я на самом деле.
Вы пришли в театр. И этот театр создали для вас мы. Мы, чьи имена вы можете прочесть в предлагаемой программке. И, конечно же, в самом конце спектакля вам будут поименно представлены все участники – все мы. Техники, администраторы, гримеры, костюмеры, актеры. И всем нам будут адресованы аплодисменты зала, каждому лично. Имя каждого участника должно быть объявлено публично, и представление всех участников будет долгим. Пусть это не принято в профессиональных театрах, но здесь, в школе, это очень важно, потому что это имена тех, кто создал ваш театр, в вашей школе, нужный всем.

Вадим ЗЛОТНИКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru