Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Готовы ли родители и школа стать равноправными партнерами? Насколько заинтересованы друг в друге? Могут ли они договориться, не ущемляя интересы ребенка?
Этим проблемам посвящен наш сегодняшний выпуск педагогического клуба “Открытый диалог”.

Мария БАСИНА,
Санкт-Петербург

Слишком активные родители...

Такие мамы и папы для учителей сущее наказание. Но может быть, потому, что школа не умеет сотрудничать с родителями? И у них остается только два пути – бояться ее или самим пытаться запугать?

Нашего праведного пыла в отстаивании своих законных прав почему-то хватает лишь на то, чтобы добиться прихода водопроводчика. Если хотя бы с тем же упорством мы защищали бы свои права в школе, наши дети, возможно, чувствовали бы себя гораздо увереннее.

 

О каких правах идет речь? Да о тех, которые декларирует Закон «Об образовании», где сказано, что родители могут участвовать в формировании учебных программ, управлении школой, присутствовать на уроках и даже экзаменах и, уж конечно, получать всю информацию о деятельности тех, кому они доверили своего ребенка.
Согласитесь, у каждого из нас, даже у того, чьи дети ровно учатся и примерно себя ведут, не раз было желание разобраться в школе, например, с уровнем преподавания физики, или с манерами поведения классного руководителя, или с тревожным климатом в классе.
И что дальше? Большинство просто наступают на горло собственной песне, не потому даже, что нервы свои жалеют, а беспокоятся о том, как скажется подобный визит на судьбе ребенка. Не станут ли на него косо смотреть учителя и упрекать в том, что у него «слишком активные родители»?
К сожалению, опасения эти небеспочвенны: школа – такой организм, где все тесно переплетено, где огромное количество ситуаций зависит от настроения конкретного учителя, администратора, даже ученика. Именно потому, что школа – организм, а не механизм, где все раз и навсегда отлажено. Но не надо думать, что школа вовсе не хочет слышать родительского мнения и учитывать его. Иногда она просто не знает, как именно установить доверительные отношения с родителями.
Вот этой-то науке – общению школы и родителей, установлению эффективных и плодотворных контактов, способам разрешения конфликтов между заказчиками и исполнителями образовательных услуг – уделяют огромное внимание в Санкт-Петербургском общественном институте развития школы (ОИРШ), которым руководит профессор Олег Лебедев. Один из проектов ОИРШ так и называется – «Хорошая школа», и призван он изучить родительское мнение по животрепещущим вопросам: какую школу родители считают хорошей? что нужно сделать, чтобы школа, в которой учится ваш ребенок, стала, с вашей точки зрения, хорошей? Удивительные вещи открылись участникам этого проекта!
Например, в одной из школ достаточно было повесить в вестибюле зеркало, как родительские глаза потеплели, а вместе с этим потеплели и отношения между администрацией школы и родителями. Оказывается, мамы и папы давно между собой обсуждали, что без зеркала детям очень неудобно, а школе, мол, это совершенно все равно. Когда же, отвечая на вопросы анкеты о том, что необходимо изменить в школе, многие написали об этом самом зеркале, его тут же повесили. Администрации и в голову не приходило, что достаточно такого незначительного шага с ее стороны, чтобы родители убедились: их мнение школе небезразлично.
Это всего лишь один эпизод из многих, о которых рассказала руководитель проекта «Хорошая школа», преподаватель РГПУ имени А.И.Герцена, кандидат педагогических наук Ирина Хоменко. Ей, ученому, педагогу и маме, хорошо известны многие болевые точки в отношениях между родителями и школой. И если основной заботой Ирины Алексеевны являются школы, которые должны сделать шаг навстречу родителям для установления более тесного партнерства, то папам и мамам Ирина Алексеевна рекомендует только одно: быть смелее. Обязательно добиваться ответов на свои вопросы, с каждым конфликтом разбираться детально и, конечно же, без лишних эмоций.
– Когда в школе вам сообщают, что вашим ребенком недовольны все учителя, это скорее всего не так, – говорит Ирина Хоменко. – Такая фраза означает определенное бессилие и нежелание педагогического коллектива заниматься вашим ребенком. Легче всего его просто осудить. Но если учитель берет на себя роль судьи, а то и прокурора, то родители – всегда, что бы ни случилось! – адвокаты своим детям.
Вам сказали, что жалуются все учителя? Обойдите всех предметников, выясните, какие именно претензии у каждого из них к вашему ребенку. Уверяю вас, дело кончится общими замечаниями или претензиями одного-двух учителей. Но, конечно, не всех. Шаг за шагом отстаивайте интересы своего ребенка. Покажите классному руководителю, директору, завучу, что вы небезразличны к тому, что происходит в школе, а цель вашего визита – не жалобы выслушать, а получить от педагогов полезные рекомендации.
Не исключаю, что и в этом случае ребенку могут сказать: «Ах, ты еще и права качаешь?!» Скажут – идите снова в школу и уверенно говорите всем: «Я делаю то, на что имею право. А вот обсуждать мои поступки с детьми неэтично». Конечно, такой разговор возможен только при полной вежливости и спокойствии с вашей стороны. Иначе ваша правота будет поставлена под сомнение.
Миролюбие, истинное желание установить контакт, а не просто декларировать свои претензии должны быть присущи обоим партнерам в образовательном процессе: и родителям, и школе. Быть равными партнерами – значит быть одинаково заинтересованными друг в друге, значит иметь максимум информации друг о друге.
– А вот информации у родителей сегодня явно не хватает, – считает Ирина Алексеевна. – Во многих школах нет даже элементарного стенда с указанием имени, отчества и фамилии директора, завуча. А ведь родителям важно знать не только это. Их должен интересовать и план работы школы, и то, над какими образовательными проектами школа работает, и какие у нее есть достижения, и какова квалификация педагогов. Родители вправе спросить об этом у администрации школы. Вправе! Пожалуйста, помните об этом! Задавая подобные вопросы, вы нисколько не посягаете на какую-то секретную информацию. Школа обязана ее предоставить. Не говоря уж об уставе школы, с которым должен быть знаком каждый родитель.
Чем дальше мы будем уходить от прежних догм «школа сама знает, как ей учить», «выполняйте наши требования, и все будет хорошо», тем весомее будет роль пап и мам, родительской общественности в процессе образования, воспитания, развития детей.

Как сделать так, чтобы климат в школе реально изменился? Об этом много думают в Общественном институте развития школы. И уже могут научить руководителей школ и родителей, например, тому, как провести в школе «круглый стол» на тему «Что такое хорошая школа?». Звоните, вам помогут.

Телефон (812) 316-97-09.



Рейтинг@Mail.ru