Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Светлана БУБНОВА

У истоков растерянности

Оказывается, самое важное, чего недостает сегодня детям и в школе, и дома, – наша эмоциональная поддержка

Одна из главных сложностей в жизни современных российских школьников – потеря жизненных ориентиров. Что для меня в жизни важно? Ради чего я живу?
Как показывают исследования, трудность осознания этого проявляется уже в младших классах.
Обычно младшие школьники говорят: самое главное, чтобы было весело, чтобы мама была рядом и учитель.
В этом возрасте человек ориентируется прежде всего на близкого взрослого, то есть на маму и учительницу. Ребенок подсознательно стремится к тому, чтобы мама была рядом, даже не обязательно физически, а эмоционально. Чтобы мама и учитель оценивали его хорошо.
И вот тут проблема. Оказывается, сегодня детям очень часто недостает эмоциональной поддержки со стороны родителей и учителей.
К сожалению, у взрослых нередко отсутствует сама потребность в эмоциональном принятии ребенка. Иногда они даже не знают, что ему надо время от времени почувствовать ласковое прикосновение, услышать, какой он молодец.
И ребенок перестает понимать, любят ли его взрослые и за что. Говоря на языке психологии, у ребенка снижается уровень активации высших психических функций. И тогда возникает состояние тревоги, озабоченности, обиды. Человек не знает, как себя вести.
Почему, например, некоторые дети постоянно нервничают, вертятся на уроке? Глубинная причина всего этого – заниженная самооценка.
Как правило, в представлении педагогов эмоциональное состояние ребенка и мотивация к обучению существуют как две отдельные проблемы. В действительности ценность познания нового развивается в атмосфере эмоционального приятия. Особенно значим период адаптации к школе. Когда ребенок еще только пытается понять требования в новой, незнакомой ситуации. Возникнет ли у него ощущение эмоционального комфорта, чувство, что школа – это мой второй дом? Если да, если ребенка воспринимают как значимого и ценного, у него пробуждается интерес к познанию мира.
При переходе от дошкольных отношений к школьным большое значение имеет вопрос: какие ценности несет учитель в сравнении с ценностями семьи? Нет ли тут диссонанса?
К примеру, родителям сегодняшних дошкольников важно здоровье ребенка. Самое главное, чтобы “ты, мой дорогой, мой маленький, был здоров. Сначала ты поспи, отдохни, покушай, а потом будешь делать уроки”.
А раньше было наоборот: отдохнешь 15 минут – и за уроки.
Учителя в отличие от родителей до сих пор ориентированы таким образом: если в определенном возрасте не сформировать познавательную активность – потом может быть поздно.
Какой же выход? Он в том, чтобы родители учились понимать состояние ребенка: а как ты сам себя чувствуешь? Ты устал? У тебя хорошее настроение или плохое? А почему у тебя плохое настроение? Расскажи про это. Когда он рассказывает, “это” уходит.
Другая проблемная ситуация: расхождение ценностей родителей.
Например, отец ориентирован на познавательную ценность, а для мамы чрезвычайно важно, чтобы ребенок получал хорошие оценки. Мама говорит: ты хорошо учись и получай только пятерки, а папа: самое главное, чтобы ты все понимал.
У ребенка в голове возникает каша, и он не знает, чему же следовать: гнаться за отличной оценкой или стараться понять задачу.
В этом случае родителям необходимо пройти диагностику своих собственных ценностных предпочтений, в чем, кстати, может помочь наша группа ценностных ориентаций.
Что еще настораживает психологов?
8 лет назад материальное благосостояние младшие школьники относили к ряду малозначимых. Сейчас ситуация настолько изменилась, что материальное благосостояние вошло в число наиболее значимых ценностей вместе со здоровьем, любовью близких.
Ценностные ориентиры явно сместились в сторону потребительского отношения к жизни. “А вот эта антенна уже есть у моего соседа... а вот этот телевизор...”
У школьников все реже проявляются эстетические ценности: красота природы, поиск гармонии в окружающем мире.
У учеников средней школы в структуре ценностей зачастую образуются пустоты, возникает состояние неопределенности, когда человек как бы замирает перед прыжком. Важно заметить это состояние вялости, отчужденности. Оно видно по тому, что человек смотрит на тебя очень внимательно и оценивающе, слушает, что ты говоришь, и как бы думает: подходит это ему или нет. То есть он все время сравнивает все со всем и находится в состоянии раздумья. Иногда возникают эмоциональные всплески, и он начинает что-то делать.
В состоянии неопределенности малейшее воздействие на человека оказывает очень сильный эффект. Поэтому надо действовать осторожно, помогая подростку рефлексировать его состояние, прислушиваться к себе, анализировать свое состояние.
В 5–6 классах ребята уже начинают себя осознавать как личность, и этому процессу надо помочь. К примеру, почаще интересоваться: как настроение? Я вижу, что-то происходит. Что случилось?
Через разговор о детских пристрастиях можно выйти на способы реализации тех ценностей, которые человек эмоционально ощущает своими. Скажем, почему тебе нравится кататься на роликах? Потому что я хорошо это делаю, чувствую себя сильным и уверенным в себе. А что еще ты чувствуешь? Ты чувствуешь, что у тебя прямая спина, что ты красиво едешь? Ребенку можно подсказать такие вещи, и тогда он станет выпрямлять спину, будет чувствовать себя человеком, который сам себя уважает, потому что у него реализуется, например, ценность хорошего физического самочувствия.
А если ребенку ничего не нравится? Попросите его что-нибудь нарисовать. Один рисует дом, проявляя тем самым стремление к какой-то домовитости, уюту. Другой рисует лошадей, третий – ролики, четвертый – балет.
Если подросток не чувствует эмоционального участия взрослых, многие проблемы остаются нерешенными. И они переносятся в старшие классы, что мы нередко и видим, когда, например, старшеклассник не может выбрать ни профессию, ни друга.
Парень или девушка может часами просиживать у телевизора или читать книгу, не испытывая при этом никаких эмоций. Такое пассивное времяпровождение с тоской в глазах. Вот эта тоска в глазах о многом говорит. Прежде всего о том, что требуется поддержка.
Эмпатия, умение сопереживать – важнейшее профессиональное качество учителя. И оно развивается на специальных тренингах. Для тех, кто заинтересован в этом, оставляем наш адрес: 129366, Москва, улица Ярославская, 13, Бубновой Светлане Сергеевне.
А в общем, по отношению к детям любого возраста позиция умного классного руководителя неизменна: я своих детей защищу в любой момент, в любой ситуации, попробуйте только их обидеть. Как сказала недавно одна учительница: что бы там ни было, а мои дети все равно самые хорошие и способные и все могут.



Рейтинг@Mail.ru