Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

“Пусть они и дальше так учатся!”

Ведь говорят, что в этой школе есть особая атмосфера, аура, дух.
И, значит, там присутствует удивительное, необъяснимое единение детей и взрослых

Мама играет,
директор – поет

На семинары в 313-ю московскую школу учителя едут, чтобы подробно узнать о способах решения самых сложных проблем: как работать с неблагополучными семьями, куда устроить ребенка пьющих родителей, каким образом бороться с наркоманией и токсикоманией?.. Приезжают и удивляются, как четко отлажена тут жизнь, кажется, ни единого сбоя нет. Невольно напрашивается мысль: наверное, все отрепетировано заранее. Но постепенно гости присматриваются к лицам, к поведению детей и понимают: нет, не в репетиции дело...
А в чем?
Секретов особых нет.
Уклад – это устоявшийся порядок жизни, который создается не директивами сверху, а как бы сам собой.
Если люди приходят в учреждение, чтобы отбыть положенное время, выполнить определенные обязательства и получить зарплату, – это одна ситуация. Когда самая высокая ценность организации – профессионализм, а остальные не столь важны, – другая. А если главное – то, что происходит между людьми, и мне хорошо, когда хорошо тем, кто рядом со мной, – третья. В этом случае я заинтересован не только в выполнении формальных обязанностей, но и во многом другом, что ими не предусмотрено, тогда мне до всего есть дело – будь то проведение ремонта или праздника.
Скажем, идет праздник, и директор Борис Евгеньевич Корольков поет в одном хоре с детьми, учителями и родителями, как это было на дне рождения школы. А чья-то мама подыгрывает им на фортепьяно.
Все во всем вместе. Пожалуй, эта общность – самое ценное в образовательном учреждении.
Конечно, в каждой школе уклад имеет свои особенности. Для одной школы очень важно отличаться от других, быть ни на кого не похожей, в другой – явно ощущается стремление быть первой, лучшей в регионе по определенным критериям. Но без ценности человеческих отношений уклад вряд ли может сложиться, во всяком случае, в положительном смысле этого слова. Потому что уклад – это культура школы. А культура и есть то, что нас объединяет и возвышает над природным миром, то есть очеловечивает.
Часто педагоги не верят, что родители могут оказать значительную помощь. И действительно, родители им не помогают.
Потому и не помогают, что чувствуют это, мягко говоря, беспристрастное отношение школьной администрации к себе и детям.
Заведующий лабораторией государственно-общественного управления образованием РАО Вениамин Бочкарев убежден: когда родители видят, что учителя действительно обеспокоены судьбами ребят, они сами начинают активно включаться в школьную жизнь.
Папы и мамы учеников 313-й школы даже объединились в секции: юридическую, врачебно-консультативную, учебную, культмассовую.
Зачем? А чтобы общие дела продвигались более организованно и результативно.
Врачи дают бесплатные консультации детям и родителям, помогают пройти обследование в больнице, получить медицинское заключение. Группа юристов оказывает содействие в правовых вопросах: опеки, возвращения квартир, которые родители продали в ущерб интересам детей, лишения родительских прав, прописки.

Москва – “Васюки”

Скажем, такой случай. Мама продала квартиру и уехала с детьми в мордовское село, в котором ей по договору с покупателями достался дом. Приезжает: дом действительно стоит, но крыши и окон нет. Значит, надо возвращаться обратно в Москву. А куда в Москву? Из своей бывшей квартиры новых хозяев она выселить не может.
Мама стала искать выход вместе со школьной администрацией родителями-юристами. Они и помогли сначала устроить детей в интернат, а потом получить жилье.
313-я школа находится в районе, где много неблагополучных семей. Бывает, например, так: отца нет, мама пьет, нигде не работает и детьми не занимается. Иногда сын или дочь живет в другом месте с дальними родственниками или даже совсем чужими людьми. В прошлом году при аналогичных обстоятельствах встал вопрос о лишении матери родительских прав и направлении ребенка в приют. В конце концов мать устроилась на работу, и вроде бы проблема разрешилась. Но начался новый учебный год, проходит неделя, а девочки в школе нет и нет. Где она может быть? Пришлось поднять на ноги милицейских оперативников. В конце концов ученицу нашли в Ростове, в квартире, хозяин которой был в таком состоянии, что не мог ключом попасть в замок двери.
В общем, работа эта кропотливая. Часто ведь что происходит? Предположим, месяц прошел – ученика нет. Кто-то сказал: он у бабки. Сунулись к ней, а бабка в деревню уехала. И оборвалась ниточка.
Переходит такой ребенок в другую школу, его спрашивают, где он учился. А он даже вспомнить не может: он не знает, какая это школа.
В 313-й подобное просто невозможно. А вот когда человеку, что называется, некуда идти, кроме как в школу, – случается.
Вот реальная история. Мама ученика должна была выписаться из одного района и прописаться в другом. Но она к этому отнеслась несерьезно, и семья жила без прописки. Потом мама умерла, пришло время сыну получать паспорт, и обнаружилось, что он нигде не прописан. В милиции все проверили: он нигде не числится – только в общежитии, которого уже нет.
С того времени как парень перестал быть учеником, прошло два года, а все равно за помощью пришел в школу. И родители смогли найти необходимые документы.

Казачье войско против токсинов

Распространено мнение, что школа в очень небольшой степени влияет на воспитание детей. Что учебное заведение может противопоставить неблагополучному климату в семье, авторитету дворовых “королей”, подростковому влечению к “запретным плодам”? Оказывается, очень многое, особенно если действовать сообща с другими социальными институтами.
Несколько лет назад на район обрушилась эпидемия токсикомании. В школах дети стали нюхать клей. Прошел слух, что ученики собираются в подвалах и принимают наркотики.
Как быть?
Тамара Петровна начала с откровенного разговора с ребятами: «Ходите в подвалы?» – «Да». – «Если мы придем к вам в гости, покажете, где собираетесь?» – «Покажем».
И вот Козырева вместе с сотрудником городской управы Людмилой Игнатовой спустились в подвал. И там в сыром помещении при тусклом свете электролампочки перед их глазами предстала целая лаборатория: различные приспособления для получения наркотиков из мака, из медпрепаратов...
«Что будем делать?»
Ребята отвечают, что согласны лечиться, только чтобы родители не знали.
Тогда в школу пригласили нарколога, который ответил на все вопросы о наркомании и токсикомании. Те, кто уже чувствовал зависимость от «кайфа», стали ездить в наркодиспансер на лечение.
Однако главная защита от вредных привычек, по мнению директора, – вовлечение ребят в активную деятельность. Например, в московское казачье войско “Вальтижор”. Все ребята, которые были уличены в пристрастии к “Моменту”, в конце концов оказались в “Вальтижоре”. А там верховая езда на лошадях, фехтование, стрельба, рукопашный бой, метание ножей. Представьте, приходит подросток в класс, а ребята спрашивают: ну и чем вы там занимаетесь?.. Тут-то у них рты и пораскрываются! А если еще они увидят, как их одноклассник разъезжает на лошади в настоящей казачьей форме...
В общем, ребятам теперь не до наркотиков. У них есть настоящее мужское дело. Каждую субботу чья-нибудь мама отвозит в войско своего ребенка и еще пять человек. И даже самые неблагополучные родители приходят трезвыми, чтобы не краснеть перед чужими детьми.

Уклад держится на традициях. А сердцевина традиций – праздники.
И вот сколько праздников в 313-й: День знаний, День учителя, грандиозный, по выражению директора, праздник 8 Марта, вечер встречи выпускников, КВН учеников, КВН учеников и учителей (который, кстати, всегда проходит на «бис», учительская команда даже вызывала на соревнование близлежащие школы), Масленица с аттракционами, блинами и сжиганием чучела.
Во время праздников происходит отстранение от житейских забот и приобщение к всеобщему, к главному. Но есть у праздников и еще одна важная функция.
По предложению родителей отстающих учеников в школе произошло разделение классов на три типа: гимназический – с повышенной мотивацией, общеобразовательный и коррекционно-развивающего обучения. В последних занимаются 12–15 человек. И там действительно идет индивидуальная работа.
Изначально задумывалось, что эта дифференциация остановится на начальной школе. Но родители увидели, что в классе сложилась психологически комфортная атмосфера, что дети радуются успехам друг друга, а не завидуют, и сказали: пусть они и дальше так учатся.
Дети не делят друг друга на “умных” и тех, кто учится в классе коррекции. Ведь то, что происходит на уроках, ребята из других классов не видят. А все внеурочные мероприятия проходят по параллелям, а не по классам. И здесь номера коррекционного класса нередко бывают самыми интересными и творческими.
При всем этом, как говорит директор, в школе полностью финансируются только зарплата и питание. Ремонт делаем своими силами.
Откуда средства и материалы на это? Откуда хотите – оттуда берите. И находим. В прошлом году четыре классные комнаты полностью отремонтировали родители: сами красили, мыли, белили. Хотите покажу, что в холле на втором этаже сделали учителя русского языка и литературы? По собственной инициативе договорились с мужьями, пришли, протравили стену, покрасили. Так что, как говорит директор, на душе тепло.



Рейтинг@Mail.ru