Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2000

Третья тетрадь. Детный мир

А в ответ – стук захлопнувшейся двери

Хотя никто никому ничего плохого не желал. И даже наоборот.
Переживали, пытались найти общий язык.
Только вот какими методами...

Причины самые разные, но одно неизменно: родители не понимают детей, дети не понимают родителей. У одних моих знакомых случилась презабавная ситуация. Их взрослая дочь пожаловалась маме на своего тринадцатилетнего сына: тот не хочет ходить в школу, огрызается и ведет себя в высшей степени некорректно. На что мать, глубокомысленно вздохнув, ответила:
– Когда-нибудь это пройдет.
– Как ты можешь?! – всплеснула дочь руками. – Я не хочу, чтобы из Сашки вырос балбес!
– А как мы с тобой мучились, помнишь? – спросила вдруг мама.
– Мучились? – не сразу поняла дочь. – Это когда я на дискотеку без разрешения бегала?
– И школу прогуливала, и по ночам где-то пропадала…
– Я же несерьезно. И потом, я ведь стала нормальным человеком!
– А почему ты считаешь, что Саша вырастет плохим?!
Так часто бывает. Став взрослыми, мы забываем о своих детских разногласиях с родителями. Считаем их беспочвенными, несерьезными. И с высоты прожитых лет понимаем, что там-то и там-то мама была права и только благодаря отцу…
Что испытывали в тот момент наши родители? Страх, злость, разочарование, бессилие? То же, что испытываем теперь мы уже к своим детям.
Соседка по лестничной площадке постоянно кричит на двоих своих сыновей. Мальчишки – одному четырнадцать, другому шестнадцать – головами задевают потолок. Курят и, не стесняясь матери, громко ругаются матом.
Попыталась сделать им замечание, в ответ услышала такое, что пожалела о своем поступке. Бедная родительница, подумала я.
Как-то раз мне пришлось долго стоять в подъезде – забыла ключи. Я смотрела в окно и думала о своем. Наверху хлопнула дверь, и до меня донесся вот такой разговор:
– Сначала пойдем на рынок. Ты позвонить не забыл?
– Нет. Сказали, что меня берут.
– Отлично, теперь и на институт хватит.
– А ты думаешь, я так не поступлю?
– Поступишь, конечно, но на всякий случай надо денег подкопить.
Мимо меня протопали две пары ног. Ребята, не оборачиваясь, поздоровались. Это были мои соседи. Что заставляет их плохо себя вести в присутствии родителей? Внутренний протест, банальная нелюбовь? Ответ на этот вопрос могут дать только сами ребята. Но они никогда не скажут о настоящей причине.
С работы я иду мимо рынка. И каждый день вижу одну и ту же картину: у сваленных грудой ящиков сидит компания уличных ребят. И каждый раз я отдаю им батон, специально для этого купленный. Мы давно знаем друг друга. Мне известны истории их жизней. Одного выгнали из дома родители-пьяницы. Другой ушел сам: его били, жестоко и довольно часто. Третий вообще из другого города, сбежал от хорошей жизни. Именно хорошей, что самое удивительное. Почему? Родителям, говорит он, совсем нет до меня дела. Они только зарабатыванием денег заняты. Так они ж для тебя стараются, доказываю ему. Нет, отвечает, я хочу, чтобы на меня обращали внимание, а не ухаживали за мной потому, что так положено.
Где мальчишки ночуют, чем занимаются, я не знаю. Хочется верить, что все у них будет хорошо. Но, похоже, так я уговариваю собственную совесть, чтобы прошмыгнуть мимо, откупившись батоном. Мол, я ни в чем не виновата. Просто сейчас жизнь такая.
Когда я была маленькой, часто думала: скорей бы вырасти! Тогда никто не будет ко мне приставать, не заставит ни перед кем отчитываться, а спать можно лечь, когда захочу, а не когда это считают нужным родители.
Теперь я засиживаюсь допоздна, а иногда и вовсе не сплю. Словом, делаю все, что хочу и как хочу. Чувствую ли себя счастливой? Наверно, только вот чего-то не хватает. Может, любви и заботы? Почему я раньше этого не понимала?!
– Повезло, – говорит моя подруга, – тебе родители попались замечательные. Ты с ними не мучилась никогда.
– Ты, что ли, мучилась?
– Еще как! Это платье не наденешь, туда не пойдешь, не смей дружить с этим мальчиком!
– А может, они были правы?
– Да? Я за «этого мальчика» замуж вышла. Посмотри, как мы живем!
А живут, надо признать, хорошо, дружно. Неужели мама моей подруги просто так ругала ее? Без особой причины? Или причина все же была?
Прошлой ночью зазвонил телефон, и суровый голос велел позвать Ольгу. Я ответила, что не туда попали. Как это не туда?! – еще больше рассвирепел звонивший, – передайте ей, что это отец. Пусть она немедленно возвращается домой! Я посмотрела на часы, оказалось – три часа ночи. Интересно, где эта самая Ольга сейчас? Все ли в порядке? И почему не дома?!
…И что их всех так тянет на улицу? Странные мысли, вызывающая одежда. Шумно живут, весело, с драками, с любовью. Улица для них – дом, большой и самый важный. Потому что поможет, подскажет, решит и оставит в покое. А родители и школа – второстепенны. Нужны, конечно, но не до крика и боли. Другое дело дворы и скамейки – сплошные университеты. И наши тоже в недавнем прошлом. Где-то там сейчас мальчик в линялой футболке и роскошная девочка с длинной косой. Теперь время других. И забавы у них иные. Разве что мысли все те же.
Моему брату сейчас почти двадцать. Взрослый, серьезный парень. А совсем недавно мог неделями не появляться дома. Сводил с ума родителей. И часто прогуливал школу. В какой-то момент все это прошло. Не знаю благодаря чему. Родителям ли, новой студенческой компании, его девушке, тяжелейшему приступу бабушки? А может, он просто вырос, переболел, как корью или ангиной.
В детстве мы все хотим быть самостоятельными личностями. А родители ходят за нами по пятам. Это злит и угнетает. Они что, все время будут за мной ходить, как за маленьким?! Будут еще долго и упорно. Наставляя, ругаясь и споря. Отстаивая свою правоту, доказывая ее на примерах из жизни близких и дальних знакомых, у которых сын – балбес. И ты таким хочешь стать? Скоро стану. Можете не сомневаться! Это почему? Из-за вас, любимых. Ах ты неблагодарный-невоспитанный-и-вообще-двоечник! В ответ – стук захлопнувшейся двери. Где его теперь искать? В какой клоаке?! На улице. Ох, боже мой, как же там мой ребеночек?! Что с ним будет?! А будет жить. Если справится, конечно. Сомневаетесь? Так что же вы медлите? Бегите следом. Вряд ли он ушел далеко. Стоит в подъезде и вытирает рукавом куртки слезы. Злой, непослушный, самостоятельный и такой еще, в сущности, маленький. Ваш ребенок.
Вот только не все родители спешат догонять. Кто-то машет рукой и считает, что подросток сам должен справиться со своими капризами. А кому-то и вовсе все равно, что с ним может случиться.
Мама моего друга детства очень любила читать морали, когда мы учились в школе. Стоило ей застать нас дома, как начиналось: вы должны заниматься, а не по улицам болтаться! лучше бы книжку умную почитали, а не эту музыку слушали! чем просто так сидеть, сходили бы в библиотеку!.. И так с утра до вечера. Мой друг постоянно отсиживался у меня. Говорил, что здесь ему спокойнее и комфортнее, чем в собственном доме. И не сказать, что семья плохая. Очень даже хорошая. Мама в принципе замечательный человек. И папа добрый и веселый. Только все это я понимаю сейчас. А тогда, много лет назад, мне казалось, что хуже его родителей нет. Именно поэтому мой друг три раза убегал из дома. Его ловили и возвращали. И все начиналось сначала. Теперь я знаю, что они просто очень беспокоились за своего сына и пытались вырастить из него человека. Вот только методы…
Помните фильм «Вам и не снилось»? Чтобы разлучить влюбленных десятиклассников, бабушка одной из семей притворилась смертельно больной. И мальчик был вынужден уехать в другой город, чтобы ухаживать за ней. Все кончилось хорошо. В фильме. В жизни же родственники готовы на любые ухищрения и чего только не совершают ради «спасения» своего отпрыска. Но финал может быть самым разным.
Я смотрю на своего маленького сына и думаю: сейчас ему всего пять лет, но очень скоро мне придется решать столько проблем! Я постараюсь все сделать правильно. Чтобы мой сын никогда не захотел убежать от меня. Вдруг получится?!

Олеся КАПИТУЛА



Рейтинг@Mail.ru