Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

“На златом крыльце сидели...”

В Оружейной палате знают, как превратить историю в сказку, а сказку – в историю

Кто сегодня будет царем?

Шестилетний Вася не идет, а шествует – плечи расправлены, спина прямая. Он пробует быть царем. На полу на пестрых маленьких ковриках с бахромой сидят его друзья – первоклассники одной из московских школ. «Первоклассники – люди с развитым воображением. Сказка – самая подходящая дверь в музей для таких ребятишек» решили сотрудники Оружейной палаты Московского Кремля десять лет назад, когда создавали образовательную программу “От шести до шестнадцати”.
Вот, например, тема “Древнерусский царский костюм”. Можно действовать так – провести лекцию-экскурсию с несколькими интересными подробностями. А можно начать играть прямо в музее в царей и цариц, и вся информация запомнится сама собой. Кто такой царь для шестилетнего ребенка? Конечно, сказочный персонаж. Это потом он с удивлением узнает, что раньше цари правили его страной на самом деле. А пока – царь Салтан отправляется на остров Буян погостить у князя Гвидона. Какие вещи ему понадобятся в путешествии? Как он оденется в дорогу? Была в нашем детстве такая считалка:

На златом крыльце сидели
Царь, царевна,
Король, королева,
Сапожник, портной...
Кто ты будешь такой?

– Кто будет царским портным? – спрашивает Елена Михайловна.
– Я! Я! Я! – кричат все.
И бегут к витринам искать ткань для царского платья, подбирать жемчужные пуговки и кружева. А потом все долго-долго ходят по тронному залу, выбирая подходящий трон, всматриваясь в детали декора. Вот наконец три воображаемых сундука набиты царским имуществом. В одном – наряды, в другом – скипетр, держава и венец, а в третьем – самом большом – трон. Теперь можно и отдохнуть, усевшись на мягкие коврики, переварить впечатления и обсудить домашнюю работу – поделки, аппликации и рисунки, сделанные по следам прошлого занятия.
Так знания о неведомой эпохе приобретаются обратным путем – прошлое реконструируется усилием собственного воображения и участия, а не преподносится в готовом виде.

Что музей любит и не любит

Елена Михайловна Гаврилова, методист отдела музейной педагогики, работает с младшими школьниками в Оружейной палате уже семь лет.
– Лет пятнадцать назад доступ в Оружейную палату детям до десяти лет был вообще закрыт, – рассказывает она. – Считалось, что малыши не могут осваивать такую сложную информацию. Но автор идеи, старший научный сотрудник отдела музейной педагогики Софья Афанасьевна Калмыкова, придумала ввести их туда при помощи сказки, играть с ними в залах музея.
В первый год решаются две большие педагогические задачи – сделать посещение музея частью привычной жизни, помочь ориентироваться в этом особом культурном пространстве и познакомить с предметным миром Древней Руси и России XVIII–XIX веков. На начальном этапе общение сотрудников с детьми выглядит как совместная исследовательская деятельность по изучению неизвестного объекта. Дети не сразу входят в музей для получения некоторого объема образовательной информации, а само блуждание по залам становится педагогической ситуацией.
– На вводном занятии мы гуляем по Соборной площади, рассматриваем Царь-пушку и Царь-колокол, останавливаемся там, где просят ребята, и отвечаем на их вопросы, объясняет Елена Михайловна. – В следующий раз – “молчаливая экскурсия” в Оружейной палате. Молчаливая потому, что мы снова бродим в тишине по залам и рассматриваем то, что привлекает детское внимание больше всего. Никакой целенаправленной информации, только ответы на детские вопросы. Все это для того, чтобы ребята освоились в незнакомом пространстве, привыкли считать его своим. Не дети идут за нами, а куда они, туда и мы.
Тогда же происходит знакомство с правилами поведения в музее, особенностями работы людей, с которыми дети встречаются в залах, – смотрителей, экскурсоводов. Дети рассуждают о том, что музей любит и не любит, и постепенно привыкают относиться к нему с уважением, как к живому существу.

Сказочная история

Прямо в зале дети читают по книге или по памяти фрагменты сказочных историй и сопоставляют их с историей реальной. И легко выбирают среди карет Екатерины Великой и Елизаветы Петровны ту, которая подошла бы Золушке для поездки на бал. А заодно рассматривают их во всех подробностях и сохраняют в памяти предметный мир того времени. Или пересказывают сказки и былины, стоя перед витриной с настоящими русскими боевыми доспехами. Все помнят пушкинскую строчку про богатырей: “В чешуе, как жар, горя...” А теперь своими глазами видят – и правда, горит, блестит, сверкает кольчужная чешуя.
Сказка и история сплетаются в играх с переодеванием – для пира в царском тереме каждый облачается в какой-то элемент древнерусской одежды, для рыцарского турнира примеряют доспехи, изготовленные настоящими мастерами по настоящим образцам. А в конце года, наигравшись, выходят на прогулку по территории Кремля, который не кажется уже чужим местом, но по-прежнему полон загадок.

Елена Литвяк



Рейтинг@Mail.ru