“На златом крыльце сидели...”
В Оружейной палате знают, как превратить
историю в сказку, а сказку – в историю
Кто сегодня будет царем?
Шестилетний Вася не идет, а шествует – плечи
расправлены, спина прямая. Он пробует быть царем.
На полу на пестрых маленьких ковриках с бахромой
сидят его друзья – первоклассники одной из
московских школ. «Первоклассники – люди с
развитым воображением. Сказка – самая
подходящая дверь в музей для таких ребятишек»
решили сотрудники Оружейной палаты Московского
Кремля десять лет назад, когда создавали
образовательную программу “От шести до
шестнадцати”.
Вот, например, тема “Древнерусский царский
костюм”. Можно действовать так – провести
лекцию-экскурсию с несколькими интересными
подробностями. А можно начать играть прямо в
музее в царей и цариц, и вся информация
запомнится сама собой. Кто такой царь для
шестилетнего ребенка? Конечно, сказочный
персонаж. Это потом он с удивлением узнает, что
раньше цари правили его страной на самом деле. А
пока – царь Салтан отправляется на остров Буян
погостить у князя Гвидона. Какие вещи ему
понадобятся в путешествии? Как он оденется в
дорогу? Была в нашем детстве такая считалка:
На златом крыльце сидели
Царь, царевна,
Король, королева,
Сапожник, портной...
Кто ты будешь такой?
– Кто будет царским портным? – спрашивает
Елена Михайловна.
– Я! Я! Я! – кричат все.
И бегут к витринам искать ткань для царского
платья, подбирать жемчужные пуговки и кружева. А
потом все долго-долго ходят по тронному залу,
выбирая подходящий трон, всматриваясь в детали
декора. Вот наконец три воображаемых сундука
набиты царским имуществом. В одном – наряды, в
другом – скипетр, держава и венец, а в третьем –
самом большом – трон. Теперь можно и отдохнуть,
усевшись на мягкие коврики, переварить
впечатления и обсудить домашнюю работу –
поделки, аппликации и рисунки, сделанные по
следам прошлого занятия.
Так знания о неведомой эпохе приобретаются
обратным путем – прошлое реконструируется
усилием собственного воображения и участия, а не
преподносится в готовом виде.
Что музей любит и не любит
Елена Михайловна Гаврилова, методист отдела
музейной педагогики, работает с младшими
школьниками в Оружейной палате уже семь лет.
– Лет пятнадцать назад доступ в Оружейную палату
детям до десяти лет был вообще закрыт, –
рассказывает она. – Считалось, что малыши не
могут осваивать такую сложную информацию. Но
автор идеи, старший научный сотрудник отдела
музейной педагогики Софья Афанасьевна
Калмыкова, придумала ввести их туда при помощи
сказки, играть с ними в залах музея.
В первый год решаются две большие педагогические
задачи – сделать посещение музея частью
привычной жизни, помочь ориентироваться в этом
особом культурном пространстве и познакомить с
предметным миром Древней Руси и России XVIII–XIX
веков. На начальном этапе общение сотрудников с
детьми выглядит как совместная
исследовательская деятельность по изучению
неизвестного объекта. Дети не сразу входят в
музей для получения некоторого объема
образовательной информации, а само блуждание по
залам становится педагогической ситуацией.
– На вводном занятии мы гуляем по Соборной
площади, рассматриваем Царь-пушку и Царь-колокол,
останавливаемся там, где просят ребята, и
отвечаем на их вопросы, объясняет Елена
Михайловна. – В следующий раз – “молчаливая
экскурсия” в Оружейной палате. Молчаливая
потому, что мы снова бродим в тишине по залам и
рассматриваем то, что привлекает детское
внимание больше всего. Никакой целенаправленной
информации, только ответы на детские вопросы. Все
это для того, чтобы ребята освоились в незнакомом
пространстве, привыкли считать его своим. Не дети
идут за нами, а куда они, туда и мы.
Тогда же происходит знакомство с правилами
поведения в музее, особенностями работы людей, с
которыми дети встречаются в залах, –
смотрителей, экскурсоводов. Дети рассуждают о
том, что музей любит и не любит, и постепенно
привыкают относиться к нему с уважением, как к
живому существу.
Сказочная история
Прямо в зале дети читают по книге или по памяти
фрагменты сказочных историй и сопоставляют их с
историей реальной. И легко выбирают среди карет
Екатерины Великой и Елизаветы Петровны ту,
которая подошла бы Золушке для поездки на бал. А
заодно рассматривают их во всех подробностях и
сохраняют в памяти предметный мир того времени.
Или пересказывают сказки и былины, стоя перед
витриной с настоящими русскими боевыми
доспехами. Все помнят пушкинскую строчку про
богатырей: “В чешуе, как жар, горя...” А теперь
своими глазами видят – и правда, горит, блестит,
сверкает кольчужная чешуя.
Сказка и история сплетаются в играх с
переодеванием – для пира в царском тереме каждый
облачается в какой-то элемент древнерусской
одежды, для рыцарского турнира примеряют
доспехи, изготовленные настоящими мастерами по
настоящим образцам. А в конце года, наигравшись,
выходят на прогулку по территории Кремля,
который не кажется уже чужим местом, но
по-прежнему полон загадок.
|