Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Мария АНДРЕЕВА, психолог-психотерапевт

Если хочешь помочь ученикам – сперва помоги себе,

или Зачем учителю психотерапевтическая подготовка?

Впервые психологи появились в школе лет 10 назад. Вначале это напоминало внедрение картофеля в России: говорят, что очень здорово, но как пользоваться – совершенно неясно. Сейчас ситуация изменилась, но тем не менее в отношении к психологам нет-нет да и проскользнут какие-то мистические ожидания или не менее мистические опасения. А между тем психология и психотерапия, как любая наука или научный метод, поддаются описанию и изучению.
Итак: что же может дать учителю психотерапевтическая подготовка?
Сегодня мы рассказываем об одном из самых распространенных в Европе и становящемся очень распространенным у нас направлении психологической помощи – гештальттерапии.

Гештальттерапия – это личностно-ориентированный подход, то есть внимание терапевта сосредоточено не столько на внешнем изменении поведения, сколько на глубинных желаниях, чувствах и представлениях, на основе которых строится не просто поведение, но вся жизнь человека. Исторически гештальттерапия представляет собой некоторый синтез психоанализа, экзистенциальной терапии и восточной философии. Практически гештальттерапия помогает человеку вернуть естественную способность самому регулировать свою жизнь. Суть метода гештальттерапии можно выразить, перефразируя известную молитву: «Как вынести и принять в этой жизни то, что невозможно изменить, как изменить то, что выносить не обязательно, и, конечно, как отличить первое от второго».
Проходя обучение гештальттерапии, вы можете получить два рода приобретений: первое – специальные знания и техники, позволяющие помогать другим людям, второе – собственные изменения. И то и другое позволяет сделать работу более эффективной и интересной и сберечь при этом собственные ресурсы.
Сначала поговорим о том, что дает гештальттерапия самому учителю. Выбор именно такой последовательности неслучаен. Согласитесь, мы несравненно чаще говорим, слышим, читаем о том, как соблюсти интересы и потребности детей, чем о том, как помочь самим себе. А между тем опыт моей (и не только моей) практики убедил в том, что специалист, отвечающий за других людей, должен прежде всего уметь позаботиться о себе, иначе о его подопечных позаботиться будет некому.

Личные приобретения

Есть такой термин: «улучшение качества жизни». Он мне не очень нравится, но достаточно точно отражает те изменения, которые неизбежно происходят с участниками в ходе обучения (возможно, вам окажется ближе понятие «личностный рост»). Занятия проводятся в форме тренинговых групп. А весь первый год обучения строится на непосредственной терапевтической работе с участниками группы. То есть вы можете проработать те проблемные вопросы, которые в данный момент жизни для вас актуальны.
К счастью, в последнее время все больше людей обращаются к психологам именно тогда, когда возникает необходимость, не доводя себя до состояния пациента психиатра. Даже если мы не всегда можем позволить себе личного психоаналитика, уже мало кто будет спорить с тем, что это было бы неплохо.
Конечно, так называемые заморочки есть у каждого из нас. Если они грубо не затрагивают важнейших наших способностей (к самореализации, к установлению близких, доверительных отношений, к обеспечению стабильности и творчества), то придают нам определенный шарм и подчеркивают нашу неповторимость. Однако те, кто ежедневно работает с людьми, чаще других испытывают сложности не только в жизни, но и в работе.
Чем больше у вас слабых мест, тем больше вероятность, что кто-то случайно вас «зацепит». А уж если дети захотят устроить вам проверку, а себе – театр одного актера (в вашем, разумеется, лице), то без труда вычислят то, что вас больше всего «цепляет». Даже если им не удастся превратить урок в поле брани, вы рискуете пойти на перемену (а возможно, и на следующий урок) с головной болью и чувством гнева. Простой детский вопрос: вам это надо?

Профессиональные приобретения

Профилактика профессиональной вредности. Преподавание было и остается самой незащищенной профессией.
Во-первых, работая с людьми, вы невольно заражаетесь их эмоциями, настроением и состоянием, невольно берете на себя чужие проблемы. Необходимо уметь их вовремя сбрасывать, иначе вы окажетесь так перегружены чужими жизнями, что для своей просто не останется места.
Основная трудность в том, что мы очень часто пропускаем момент, когда это «заражение» происходит. В результате теряем способность отделять свои переживания от переживаний другого, не способны сами регулировать тот уровень эмоциональной вовлеченности, который можем в данный момент с данным человеком позволить. И уже чувствуем итог: непонятно кому и чему адресованное раздражение, беспокойство, ощущение усталости, подавленности и бессмысленности одновременно. Это может мешать настолько, что на некоторое время просто забываешь, чего же, собственно, хочешь сам.
Во-вторых, работая с детьми, вы отягощены огромной ответственностью. Причем если родители отвечают за своих детей, что называется, перед Богом и людьми, то ответственность учителей носит и вполне конкретный юридический характер.
В этой ситуации очень важно научиться находить в своей жизни то, что могло бы вас поддержать и порадовать. Кажется, это очень просто, но так часто мы не можем отвлечься от своих проблем даже тогда, когда решить или сделать ничего невозможно или поздно, а для отдыха как раз есть все шансы. Или, не замечая, не находя времени, проходим мимо тех людей, которые могли бы стать нашими друзьями и поддерживать нас.
Наконец, вы чаще других сталкиваетесь с негативными сторонами человеческого общения. Как говорил, вздыхая, Лис Маленькому принцу, «нет в мире совершенства». И правда, если вам хамят, это в любом случае неприятно, но, согласитесь, можно выйти из эпизода достойно и быстро об этом забыть, а можно потратить на переживания весь остаток дня.

Поддержание профессиональной формы

Для нас совершенно очевидно, что, например, тренер по шейпингу просто обязан содержать себя в хорошей физической форме, чтобы научить этому других. Однако специалисты, работающие с людьми, очень часто стараются дать другим больше, чем имеют сами. Профессионалам это даже удается, но о цене, которую они за это платят, знают только они сами.
У учителей есть масса специальных задач, не относящихся непосредственно к предмету, решать которые им приходится постоянно. Если преподаватель, работающий со взрослыми, еще может установить формальные отношения, исключающие какое-либо присутствие его как человека, то школьный учитель, не способный достичь какого-то взаимопонимания с детьми, обречен на провал.
Так что каждый день вы вольно или невольно отвечаете на массу внутренних вопросов. Например: как сочетать взаимное доверие и симпатию с требовательностью? Или как ставить на место, не обижая и не унижая? Можно ли добиться того, чтобы дети чувствовали себя свободными и при этом хоть что-то делали и считались с другими? Наконец, не мечетесь ли вы сами между позицией друга и полицейского?

Решение специальных   лично-профессиональных задач

Обычно у каждого из нас есть какой-то свой пунктик, связанный с нашей собственной историей, который проявляется в том, что в разных ситуациях и с разными людьми мы постоянно испытываем одну и ту же трудность. Например, вы как учитель можете замечать, что есть определенный возраст, с которым вам особенно тяжело, а иногда и невозможно работать (причем это совсем не обязательно «трудный» подростковый). Или получаете послания и от детей, и от взрослых, что вы жесткая, агрессивная, но сами совершенно этого не замечаете и не можете понять, на что в вашем поведении люди так отзываются.
Главное умение, которое здесь необходимо, – умение отличать свою проблему от проблемы другого. Да, мы имеем право не быть совершенными. Но это же право имеют и другие люди, и, безусловно, дети. Тонкость заключается в том, что дети только учатся понимать себя и осознавать свои действия и их последствия. Предполагается, что взрослые уже обладают такой способностью к рефлексии.
Поэтому если вы замечаете, что есть определенный возраст, или тип ситуаций, или способ поведения, наконец, тип детей, которые вызывают у вас напряжение и с которыми выстраиваются не удовлетворяющие вас отношения, стоит задуматься. Возможно, в них вы привносите что-то свое, не относящееся к данной ситуации, но сильно мешающее и вам, и партнеру по общению. Сложность состоит в том, что разобраться в этом самому крайне сложно, поскольку здесь просто необходимо присутствие другого человека, который помогал бы вам получить обратную связь, выполняя роль своеобразного зеркала. А привлекать детей (и даже коллег) к решению ваших личностных задач не очень реально и, возможно, не очень этично.
Пожалуй, на этом мы пока остановимся. А в следующий раз поговорим о детях и о том, что могло бы помочь вам лучше их понимать и учить.

От редакции. Если у вас появился интерес к гештальттерапии или желание участвовать в обучающей группе, информацию об обучении вы можете получить в Московском гештальтинституте по телефонам:
128-42-26 или 946-17-23.



Рейтинг@Mail.ru