Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Не вожатые, не воспитатели, не классные руководители

Учителя, директора школ, государственных и частных, управленцы разного уровня, студенты, собравшиеся в классе Татьяны Михайловны, с первых минут стали активными участниками педагогического действа. Подобно студентам Оксфорда или Кембриджа, они составляли свою образовательную траекторию. После чего им предстояло высказаться и выслушать реакцию окружающих. Именно так и рождается атмосфера сотрудничества учителя и ученика, тьютора и студента.
Между тем, создав дух сотворчества, Татьяна Михайловна Ковалева описала три образовательные траектории студентов биологического колледжа. Траектории по-разному привели молодых людей в университет. Один поступил потому, что, желая заниматься медициной, понимал важность ее связи с биологией и решил вначале получить образование в этом колледже, а лишь затем идти в медицину.
Судьба второго студента иная. Он твердо хотел стать преподавателем гимназии и, выбирая предметный курс для будущей профессии, пришел в биологический колледж.
Родители третьего студента – преподаватели Оксфорда. Молодой человек, зная, что частный университет помогает своим студентам продолжать образование, направляет стопы именно сюда.
Университеты Оксфорда, а потом и Кембриджа, которые принципиально не создавались с помощью государственной поддержки, ввели в содержание образования новую позицию: кроме лектора, кроме организатора семинаров и лабораторных работ, появился некий человек, названный тьютором.
В программе для каждого студента закладывается еженедельный тьюторский час – для индивидуального консультирования. Взаимодействие с тьютором зависит от того, какую задачу ставит себе студент. Ситуация меняется еженедельно, и во время встреч с тьютором выстраивается индивидуальная траектория движения.
У нас началось все в 1991 году, когда академик Велихов организовал международный юношеский лагерь и предложил Петру Георгиевичу Щедровицкому вместе со «Школой культурной политики» организовать жизнь ребят. И нужны нам были не вожатые, не учителя, не классные дамы, не воспитатели, которые следят за порядком, а какие-то такие взрослые, которые могут обсуждать образовательную судьбу детей из лагеря.
К Татьяне Михайловне было много вопросов самого разного рода: каково место тьюторства в педагогике, в чем разница в подходах и в оценках ученых по данному вопросу...
Некоторые ответы стали мини-лекциями: “Педагогика учителя – это педагогика ответов, педагогика тьютора – педагогика вопросов. Тьютор работает с вопросом ребенка к самому себе, и когда появляются осмысленные, рефлексивные вопросы про себя, труды тьютора близки к завершению”.
Правила игры были всеми легко приняты, и чувствовалось, что Татьяне Михайловне хочется вместе со слушателями начинать строить их образовательные траектории, а не только рассказывать, как кто-то с кем-то это делал.

Павел ШМАКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru