Не вожатые, не воспитатели, не классные
руководители
Учителя, директора школ, государственных и
частных, управленцы разного уровня, студенты,
собравшиеся в классе Татьяны Михайловны, с
первых минут стали активными участниками
педагогического действа. Подобно студентам
Оксфорда или Кембриджа, они составляли свою
образовательную траекторию. После чего им
предстояло высказаться и выслушать реакцию
окружающих. Именно так и рождается атмосфера
сотрудничества учителя и ученика, тьютора и
студента.
Между тем, создав дух сотворчества, Татьяна
Михайловна Ковалева описала три образовательные
траектории студентов биологического колледжа.
Траектории по-разному привели молодых людей в
университет. Один поступил потому, что, желая
заниматься медициной, понимал важность ее связи
с биологией и решил вначале получить образование
в этом колледже, а лишь затем идти в медицину.
Судьба второго студента иная. Он твердо хотел
стать преподавателем гимназии и, выбирая
предметный курс для будущей профессии, пришел в
биологический колледж.
Родители третьего студента – преподаватели
Оксфорда. Молодой человек, зная, что частный
университет помогает своим студентам продолжать
образование, направляет стопы именно сюда.
Университеты Оксфорда, а потом и Кембриджа,
которые принципиально не создавались с помощью
государственной поддержки, ввели в содержание
образования новую позицию: кроме лектора, кроме
организатора семинаров и лабораторных работ,
появился некий человек, названный тьютором.
В программе для каждого студента закладывается
еженедельный тьюторский час – для
индивидуального консультирования.
Взаимодействие с тьютором зависит от того, какую
задачу ставит себе студент. Ситуация меняется
еженедельно, и во время встреч с тьютором
выстраивается индивидуальная траектория
движения.
У нас началось все в 1991 году, когда академик
Велихов организовал международный юношеский
лагерь и предложил Петру Георгиевичу
Щедровицкому вместе со «Школой культурной
политики» организовать жизнь ребят. И нужны нам
были не вожатые, не учителя, не классные дамы, не
воспитатели, которые следят за порядком, а
какие-то такие взрослые, которые могут обсуждать
образовательную судьбу детей из лагеря.
К Татьяне Михайловне было много вопросов самого
разного рода: каково место тьюторства в
педагогике, в чем разница в подходах и в оценках
ученых по данному вопросу...
Некоторые ответы стали мини-лекциями:
“Педагогика учителя – это педагогика ответов,
педагогика тьютора – педагогика вопросов.
Тьютор работает с вопросом ребенка к самому себе,
и когда появляются осмысленные, рефлексивные
вопросы про себя, труды тьютора близки к
завершению”.
Правила игры были всеми легко приняты, и
чувствовалось, что Татьяне Михайловне хочется
вместе со слушателями начинать строить их
образовательные траектории, а не только
рассказывать, как кто-то с кем-то это делал.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|