Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Возраст, когда нужен взрослый собеседник

Л.Ермилова
“Клубы по месту жительства для подростков и молодежи”

Разговор происходил поначалу как бы на разных языках. Слушателям, не обладающим опытом работы в клубе, сперва нужно было разделить понятия «детский творческий центр» и «клуб».
Потому что клуб – это место, где совершенно необязательно присутствие каких-либо занятий (музыка, язык, рукоделие). То есть это возможно, если дети того хотят. Но прежде всего задача клубов по месту жительства – научить детей, подростков общаться, разговаривать, быть в контакте.
А общаться-то подростки и не умеют. На «уроке» Людмилы Владимировны собралась в основном молодежь – студенты, будущие психологи и социальные педагоги. Была предложена игра: перекидываясь мячиком, по фразе сочинить сказочку про Колобка. Бедняга Колобок поразил скудостью своих приключений, куда бы ни шел, дорога приводила его в институт. Ярких событий и встреч в его жизни не случилось!
«В России нет Закона о молодежи, – говорит Ермилова, – значит, права подростка ничем не обеспечиваются. Государственная политика по отношению к молодежи сейчас такова: средства отпускаются на реабилитацию наркоманов, на работу с безнадзорными, трудными. Если сейчас все социальные педагоги обернутся к трудным детям, скоро нормальных не останется!
Людмила Владимировна считает, что подросток – это вообще слабо изученная территория; взять, к примеру, отсутствие специальной литературы, слабость журнальной продукции для этого возраста.

Есть еще одна общая для всех проблема: учреждения дополнительного образования успешно работают с детьми лет до тринадцати. После этого возраста почему-то из самых хороших условий, из самых интересно оборудованных комнат, от хороших педагогов дети уходят на улицу, в подъезды.
Исследование, проведенное Людмилой Ермиловой и ее помощницей Ларисой Коноваловой, показало: до 15 лет ребенок любит что-то делать руками, клубы предоставляют и такую возможность. Пятнадцатилетнему необходимы контакт со сверстниками, независимость и защита, возможность познавать и применять социальные роли, признание в референтной группе.
Педагогические задачи клубного работника: выделить группу подростков со сходными проблемами и интересами, активизировать инициативу, помочь в реализации проектов. Для этого используются тренинг, организационно-деятельная игра, обеспечивается ситуация успеха.
Ценность клубов – в свободе выбора общения. А кроме того, подростки нуждаются во взрослом собеседнике. Педагога просто залавливают, усаживают – слушай! К сожалению, далеко не все родители умеют слушать, что говорит ребенок.

Екатеринбургский клуб, где директором Ермилова, сейчас за отсутствием финансирования закрыт. Двести детей и подростков стали потенциальными потребителями отпускаемых государством средств на борьбу с безнадзорностью и наркоманией. Уходя из обжитых, ставших уютными помещений, на прощание обмотали крылечко синей ниткой. Символ закрытого клуба – затянутая паутиной дверь.

«Есть новая методика избавления от наркозависимости: заболевшие под присмотром врачей вывозятся в пустыню, подальше от соблазнов. Там проходят ломку, – рассказывает Ермилова. – Но скажите, куда мы их приведем потом, после пустыни?»

Светлана Попова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru