Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Шесть часов физики, пять – химии и лекция для директоров школ

Профессор Института социального образования Виктор Шаталов сетовал, что времени отведено очень мало. Что можно адекватно изложить за час-полтора? Достаточным временем для лекции Шаталов считает часов шесть-семь. Примерно столько времени занимали недавние лекции Виктора Федоровича для учителей Крыма: шесть часов физики, шесть часов математики, пять часов химии, административная лекция для директоров школ…
Учитель-универсал. В чем преимущество такого метода преподавания?
Не нужно кропотливо утрамбовывать расписание уроков: приходит педагог в класс и проводит шесть различных предметов подряд.
Учитель регулирует объемы домашних заданий: по математике сегодня много и трудно, задам-ка я по химии поменьше.
Педагог-универсал контролирует количество оценок, полученных ребенком за день. Не случится, что у Васи четыре оценки по разным дисциплинам, а у Пети в дневнике пустота.
На первое место выходит методика повторений, и работает эта методика совершенно иначе. На истории можно вернуться к математике и наоборот.
Шаталов считает, что при контакте с классом два раза в неделю невозможно осуществить дифференцированный подход. При 400 человек у одного учителя – это пустые слова, просто физически невозможно этого сделать.

Забавная история из практики: заболел учитель украинского языка. Что делать? Заменить на математику нельзя. Шаталов входит в класс и проводит урок математики на… украинском языке.

«Перейти на систему универсального преподавания, если вы уже ведете хотя бы два предмета, необходимо, – считает Виктор Федорович. – Представьте себе молодого учителя, закончившего геофак. Сколько времени он изучал сугубо географию, если отбросить педагогику, физкультуру и философию? На таком уровне выучить географию вы сможете за полтора-два месяца!

Шаталов считает, что школьная программа спокойно укладывается в 9 учебных лет. И удивляется, почему министерства, запуская 12-летку или затевая реформу школы, не обращаются за советами к учителям, в том числе и к Народным учителям?
Также Шаталов против отмены выпускных и вступительных экзаменов. «Кого обвинят в студенческих двойках? Институт свалит на школу, школа – на институт. Детей загубим!»

Достойно самого пристального внимания и мнение профессора о том, что в классе могут обучаться дети различного вероисповедания (не только православные, но и мусульмане, буддисты, атеисты и т.д.), а значит, школа должна быть «отлучена от церкви»!

Виктор Федорович готов спорить с Плутархом, утверждающим, что «ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
«Не наполнишь – не зажжешь!» – убежден Шаталов.

Светлана Попова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru