Шесть часов физики, пять – химии и лекция для
директоров школ
Профессор Института социального образования
Виктор Шаталов сетовал, что времени отведено
очень мало. Что можно адекватно изложить за
час-полтора? Достаточным временем для лекции
Шаталов считает часов шесть-семь. Примерно
столько времени занимали недавние лекции
Виктора Федоровича для учителей Крыма: шесть
часов физики, шесть часов математики, пять часов
химии, административная лекция для директоров
школ…
Учитель-универсал. В чем преимущество такого
метода преподавания?
Не нужно кропотливо утрамбовывать расписание
уроков: приходит педагог в класс и проводит шесть
различных предметов подряд.
Учитель регулирует объемы домашних заданий: по
математике сегодня много и трудно, задам-ка я по
химии поменьше.
Педагог-универсал контролирует количество
оценок, полученных ребенком за день. Не случится,
что у Васи четыре оценки по разным дисциплинам, а
у Пети в дневнике пустота.
На первое место выходит методика повторений, и
работает эта методика совершенно иначе. На
истории можно вернуться к математике и наоборот.
Шаталов считает, что при контакте с классом два
раза в неделю невозможно осуществить
дифференцированный подход. При 400 человек у
одного учителя – это пустые слова, просто
физически невозможно этого сделать.
Забавная история из практики: заболел учитель
украинского языка. Что делать? Заменить на
математику нельзя. Шаталов входит в класс и
проводит урок математики на… украинском языке.
«Перейти на систему универсального
преподавания, если вы уже ведете хотя бы два
предмета, необходимо, – считает Виктор
Федорович. – Представьте себе молодого учителя,
закончившего геофак. Сколько времени он изучал
сугубо географию, если отбросить педагогику,
физкультуру и философию? На таком уровне выучить
географию вы сможете за полтора-два месяца!
Шаталов считает, что школьная программа спокойно
укладывается в 9 учебных лет. И удивляется, почему
министерства, запуская 12-летку или затевая
реформу школы, не обращаются за советами к
учителям, в том числе и к Народным учителям?
Также Шаталов против отмены выпускных и
вступительных экзаменов. «Кого обвинят в
студенческих двойках? Институт свалит на школу,
школа – на институт. Детей загубим!»
Достойно самого пристального внимания и мнение
профессора о том, что в классе могут обучаться
дети различного вероисповедания (не только
православные, но и мусульмане, буддисты, атеисты
и т.д.), а значит, школа должна быть «отлучена от
церкви»!
Виктор Федорович готов спорить с Плутархом,
утверждающим, что «ученик не сосуд, который надо
наполнить, а факел, который надо зажечь».
«Не наполнишь – не зажжешь!» – убежден Шаталов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|