Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Юлия МАСЛОВА

Рассказ о необыкновенной детской цивилизации, открытой взрослыми в древнем городе Танаисе

Сегодняшний Танаис – археологический музей-заповедник. С легендарным музейным директором Валерием Федоровичем Чесноком, с его удивительной женой-скульптором – руководителем детской мастерской, так перемешавшей в домиках музея античную керамику с лепкой сегодняшних детей, что музейные посетители путаются, чем больше восхищаться. С вольготно разложенными по двору греческими сосудами – «пифосами» и «пафосами». С переселяющимися из больших городов в низлежащую станицу – кто на время, кто навсегда – поэтами и художниками. Самая примечательная когда-то компания ростовских поэтов так и назвала себя «танаисская школа».
А в каменных развалинах Танаиса, под сенью августовских яблонь и под покровительством директора Чеснока, десятый год существует палаточный городок Пространственного клуба «Танаис».

Стоянка детства

Еще в семидесятые годы родители клубовцев, называвшие свое сообщество ЭТО (эстетика –творчество – общение), разбили здесь первую Стоянку Детства. За двадцать пять лет она действительно разрослась до пространственных пределов, назвавшись Городом Путешественников. Временами в нем находят греческие монеты, иногда – обломки амфор, но чаще – друг друга.
“Путешественник, – говорит ТиВи, Татьяна Викторовна Бабушкина, руководитель клуба, – человек рисующий. Он движется, впитывая в себя все оттенки пейзажа, и при встрече с долгожданным рождается великолепный рисунок. Встречаясь, близкие люди осознают, что их созвучие и единомыслие на расстоянии не призрачное. Они понимают, что вместе способны удерживать свою традицию, если удержится их потребность взаимообмена устойчивыми созвучиями своего внутреннего мира.

Гнезда и башмаки

Ребенок, почти любой, – приверженец традиции гнезд. Родители везут сюда своих детей, как птенцов-выкормышей, и растут вместе с ними, без возраста. Символом городка выбраны Башмачки: детские и взрослые, сказочные и деловитые, но главное – устремленные в очередное гостевание.
Этой символике есть вполне историческое благословение. Танаис – одна из точек древнего «шелкового пути», вечное место пересечения культурных традиций.
То самое пространственное поле, где взрослым и детям, танаитам, возможно жить родственно, но без всяких ограничений, налагаемых кровной семейственностью. Родителей не выбирают. Их выбирают только в Танаисе. Во всем мире семьи создают взрослые. Лишь в единственном месте мира семьи складываются по решению детей – взрослые и полувзрослые (вторых побольше, чем первых) разбираются малышами исключительно по симпатиям. (Если ваш собственный ребенок вдруг захотел побыть не вашим – это в порядке вещей. Но вот если вас не востребовал ничей чужой ребенок – это повод для основательной рефлексии.)
Атмосфера сегодняшнего Танаиса создана их родителями – этовцами. У костра еще поют устаревшие бардовские песни, читают «Маленького Принца», придумывают созвездия. Уже нажитая аура любви, творчества и откровения включает в себя тех, кто еще за ее пределами, но недалеко в своем желании стать ближе. Таких и много, и не много. Приходят в городок, дивятся: хорошо у вас. Но остаются не все. К раздаче любви теперь тоже относятся экономно – дело обычное, хозяйское.

Боги деталей. Полувзрослые и полузабытое

От Татьяны Викторовны я слышала фразу, которую не сразу, но поняла. В любви часть всегда больше целого. Так повседневные бытовые мелочи оказываются не фоном панорамы, а теми деталями, которые и являют основную мысль и сущность происходящего.
В Танаисе никто не вправе насильно уложить ребенка спать или накормить его противной кашей. Не хочет – не ест. Но дело не во вседозволенности. Детям доверяется главное – свобода выбора. Но наша забота, чтобы ребенок имел возможность разглядеть в мире лучшее, тогда он сам захочет участвовать в этом лучшем.
Вот ситуация у яблони. Ладно, девочки сидят себе под деревом, кукол шьют, с цветами возятся, рисуют наконец. А вокруг яблони – в зоне пешеходной досягаемости – речка с камышами, раскопки с зияющими колодцами, в общем, все то, от чего настоящего пацана и за уши не оттащишь. Пока он сам пару раз не слазает в приглянувшиеся ему ямы, бесполезно заинтересовывать его чем-то иным. Тем более запретить. А когда можно? Ведь можно в принципе. Да, но только с полувзрослыми, то есть студентами. Их дети еще не воспринимают как людей «по ту сторону» и принимают в свои игры. Вот эти самые полувзрослые только и делают, что играют во все ими полузабытое и ходят на речку по десять раз на день.

Шляпа лета

Неизвестно, что это такое. Причудливый образ, летняя солома, каприз Татьяны Викторовны (которая, кстати говоря, никогда, даже зимой, не носит головных уборов).
И вот в лагере все бредят шляпами. Вечером кепки, береты, панамы и огромный черный цилиндр вывешиваются на деревьях и палатках. Утром шляпы разбираются, и не всегда хозяину достается его собственная. Шляпами меняются, их дарят, теряют, находят. Шляпы лепятся из глины, в виде чашек для шляпного чаепития. И к концу лагеря возникает ощущение одной широкополой шляпы, вызревшей в плод совместно прожитого. Как оберег, накрыла она взрослых и детей, выросших под одним солнцем.
Это ведь даже не комфорт. Есть вещи жизненно необходимые. Сущностная вместимость человека сродни обычному сосуду. Что толку наполнять треснувшую чашку или необожженный кувшин? Давайте общаться с ребенком, а не с его трещинами и неудачами. Можно воспитывать ребенка исходя из оценочных соображений – сделал неладно, значит, сам неладный. Такими ярлыками наполнен взрослый мир. Ими легче всего разрушить детскую еще не самость, но уже целостность. Только почувствовав признание, внутренний уют и защищенность, можно осознать себя и искренне раскрыться для внешнего.
– Хочется уберечь детей от окружающего давления, – говорит Татьяна Викторовна, – создать поле безопасности, в котором возможно развитие.
Некогда подошвы танаитов отпечатывались так: одна именем, а другая приглашением: «Иди за мной». Сегодня башмачки взрослых Танаиса кроме имени оставляют иной отпечаток: «Иду за тобой». Из всех путей к детям – этот не самый короткий и, пожалуй, даже бесконечный. На то он и «шелковый».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru