Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Павел ШМАКОВ

И все-таки главные учителя – родители!

Так считают те, кто объединился в родительскую ассоциацию вокруг школы Игоря Моисеевича Чапковского

«Корень всему злу и добру – воспитание, и достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно, как… произвести отцов и матерей, кои бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали б паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие веки», – писал Иван Иванович Бецкой в 1764 году в разработанном им по поручению Екатерины II плане, посвященном воспитанию «обоего пола юношества».
И есть, согласитесь, в этом плане какая-то замечательная мудрость, неизбывная ответственность за продолжение рода человеческого, за судьбу каждого, даже самого маленького из нас. Пусть ребенок, развиваясь по воле родителей и согласно заложенному в нем природой, будет счастлив – разве не этого же хотим и мы, живущие так много лет спустя?
Игорь Моисеевич Чапковский – наш современник, директор семейной школы в Москве: «Родителям, которые приходят к нам в ассоциацию, я говорю: если услышите, что где-то есть хорошая школа, немедленно бегите туда и не думайте ни о каком домашнем образовании».

Начало шестидесятых... Книги Стругацких распространяются в распечатках. Песни Высоцкого звучат в проходных дворах с хриплых магнитофонных пленок. Самые веселые шутки люди узнают не из уст сатириков, а в прокуренных пятиметровых кухнях новеньких «хрущевок». В те годы дети Игоря Чапковского так и не вступили ни в октябрята, ни в пионеры, но в школу все-таки ходили. Приходилось отправлять их туда каждое утро скрепя сердце. Чапковским казалось, что в школе с их детьми что-то такое невозможное делают, после чего любой флейтист превращается в барабанщика. Они не хотели, чтобы их дети воспитывались по единым, принятым в государстве школьным правилам.
Я услышал о домашней школе Чапковских, находясь за тысячу километров от столицы. В Москве, как считает Чапковский, государство хотя бы не мешает домашним школам, но уже в Архангельске объединению родителей для того, чтобы самим учить своих детей, приходится серьезно напрягаться. И, как бы это ни было трудно, – получается!
Что же это за родители такие особенные?
На первом месте у них не карьера, зарплата или бытовые удобства, а собственные дети. Они хотят, чтобы их чада получили полноценное образование, но при этом остались здоровыми. И сберегли желание всю жизнь учиться. Такие родители встречаются нечасто: одна пара на десять тысяч населения. Так что о массовости семейного обучения говорить рано. Но те, кто все-таки взялся, отличаются завидным упорством. Одному мальчишке было предложено вернуться в обычную школу, но его отец возразил: “Опять уйдет, как рыба в тину. Будет приносить домой тройки, четверки, пятерки, а я не буду понимать, что все это означает”.
– В статье 18 Закона “Об образовании” ясно сформулировано: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы... развития личности”, однако наш способ обучения мало кому подходит, – говорит руководитель родительской ассоциации Игорь Чапковский. – Как правило, многие родители с трудом выносят общество своих детей. Школьные каникулы для них – просто бедствие, ждут, скорее бы кончились... К нам приходят другие. Те, кому дети – в радость. Кто старается провести как можно лучше то короткое время, когда ребенок еще наш, еще с нами, не отдалился. Когда наше общество ему приятно, интересно. Это ведь быстро проходит...
Родительская ассоциация вовсе не ставит целью дать какое-то особое, элитарное образование. Она объединяет родителей, которые просто любят своих детей, не хотят отпускать их от себя раньше срока, готовы уделять им свое время ежедневно – и делают это с радостью. Обычно платные школы стараются перещеголять друг друга разнообразием и элегантностью образовательных услуг. Информатика с первого класса. Два языка. Три языка. Четыре... Кто больше? Большой теннис. Верховая езда. Горные лыжи... Двадцать предметов обязательных и тридцать факультативов. Все достижения цивилизации – на службу родительскому тщеславию.
Родители, входящие в ассоциацию, в большинстве своем гораздо реалистичнее подходят к учебным делам. Поскольку они сами сидят с ребенком за уроками и видят, каким боком им выходит эта латынь и информатика. Они озабочены чрезмерной загрузкой детей ненужной премудростью и ищут возможности эту нагрузку облегчить. Еще к ним приходят родители, которые стремятся сохранить в своем ребенке природное любопытство, интерес к миру. Ведь давно замечено, что детям интересно все на свете, кроме школьных предметов. Их любопытство аккуратно обтекает границы территории, занятой школой, и привольно растекается по незанятым пространствам. В итоге получается что-то вроде домашнего обучения, только не по школьной программе, а за ее пределами. Занимательная физика. Занимательная химия. Занимательная математика нон-стоп – с дошкольного возраста и на много лет, лишь бы попалась интересная задачка. Минералогия, орнитология, астрономия, уроки живой природы, сбор лекарственных трав, лепка из глины, строительство шалашей и плотов... И параллельно с этим в школе двойки и тройки, замечания, вызовы к завучу, мучительные родительские собрания: ребенок не тянет, ребенок саботирует, сам не учит и другим мешает и, наконец, опаздывает в класс с каждой перемены, прогуливает, до аттестата не дотянет... В школе они учили немецкий язык шесть лет – и не выучили. Дома мы взяли учебник английского за пятый класс и прошли его за один летний месяц. За следующий месяц прошли шестой...
Действительно, все в родительской ассоциации не похоже на школу. Ни на частную, ни на государственную. Здесь нет цели снять с родителей все заботы о ребенке, напротив. “Вы готовы взять на себя ответственность за обучение вашего ребенка? Если так, мы поможем, но за качество обучения отвечаете вы, и никто другой. А мы с удовольствием вас проконсультируем, выстроим для вашего ребенка программу, соответствующую его развитию и интересам. Только учтите: мы – сила третья. Первая – это вы, родители. Вторая – сам ребенок”.
Нет ковров. Нет больших классов – маленькие комнаты. Книги. И отношения между взрослыми и детьми не как в школе, а как дома. Дети самые разные. Некоторым просто некогда ходить в обычную школу и проводить там целые дни. Они тратят лучшие часы на свое основное занятие. Их задача – в минимальном объеме пройти школьную премудрость и сдать экзамены. Есть другие, которым по той или иной причине лучше заниматься индивидуально. Может быть, у них свой темп, может быть, общество других детей их возбуждает, отвлекает. Часто приходят дети, уже обжегшиеся на обычной школе, – с неврозами, с учебными проблемами.
Как начинается путь в домашнюю школу? Если в семье разглядели, что ребенку школа не нужна, или противопоказана, или недостаточна, то принимается решение учить его самостоятельно. Но как же трудно вырваться из стереотипов! Мы ведь никогда не учились самостоятельно. Мы до сих пор находимся в плену мифов о том, что детей учить должны люди специальные, профессиональные, и о том, что учебный процесс должен происходить именно в коллективе. Но, может быть, это и правда только мифы? Может быть, знания из рук в руки, от отца к сыну – только они и важны ребенку. И не прав ли Гекльберри Финн, не желавший, чтобы хождение в школу мешало его образованию?
Итак, вы приняли решение: ребенок будет учиться дома. Можно начать с первого класса. Это самое простое – научить собственного ребенка читать, считать и писать может любая мама. И не хуже любого учителя. Если мама берется учить ребенка сама, она точно знает, где можно двигаться побыстрее, а где надо приостановиться и потоптаться на месте. И если какая-то тема не идет, отложить ее и заняться чем-то другим. Пойдет она, никуда не денется. Любой, кто учил ребенка плавать, кататься на коньках или на велосипеде, знает: пока не придет время, все равно не научишь. А если время угадано точно, ребенок чуть ли не в первый раз садится на велосипед и едет. Точно так же происходит с математикой, чтением, русским языком. Главное – набраться терпения и верить в то, что все получится. А у кого хватит терпения на ребенка, если не у его мамы? И где можно подождать и потерпеть, если не в домашней школе?
Чапковские думают, что многие родители с удовольствием попробовали бы учить своих детей сами, но боятся, что не получится. Но ведь если не получится, всегда есть возможность вернуться. Любая школа охотно принимает детей, прошедших через домашнее обучение: это дети образованные и умеющие работать. Хлопот с ними обычно не бывает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru