Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

В образовательной политике сгущается туман

Спустя три года парламент снова собирается прислушаться к обществу по поводу реформы образования

16 ноября в здании Государственной Думы на Охотном ряду в Москве состоятся парламентские слушания, посвященные стратегии модернизации образования.
Вести слушания будет вице-спикер Госдумы, курирующий вопросы образования, Ирина Хакамада.
Слушания должны были пройти на месяц раньше, в начале октября, и не в Думе, а в здании Московского университета.
После того как Российский союз ректоров на заседании 22 сентября выразил свое несогласие с одной из главных позиций реформы – единым экзаменом, отменой выпускных школьных, а главное – вступительных в вузы, стало очевидно, что на реформу идет тщательно подготовленная атака. Состоялись бы слушания, как было намечено, 5 октября в МГУ, под диктовку зала, сформированного Союзом ректоров, под управлением одного из лидеров КПРФ, и атмосфера была бы такая же, как и три года назад – в 1997 году.
Тогда примерно такие же пункты реформы обсуждались в том же зале театра МГУ тоже под давлением хорошо подготовленного зала, вел слушания Иван Мельников. И оглушительной критике подверглись и тезис “деньги следуют за учеником”, и введение нормы сдачи в аренду вузовских площадей, и реструктуризация сельской школы, и развитие школьного многообразия, и введение норматива, и все, что и сегодня составляет суть модернизации системы образования. Тогда парламентские слушания решили не только судьбу очередного этапа реформы, но и судьбу министра Александра Тихонова. Через какое-то время премьер-министр Евгений Примаков принял лидеров Российского союза ректоров, и они назвали, ему имя нового министра образования – Владимира Филиппова, ректора Российского университета дружбы народов.
Помня об этом, и министерство, и другие властные круги, поддерживающие реформу, добились переноса слушаний на более поздний срок и в другое место.

Эй, начальник!
Слушания по реформе образования вообще являются сегодня единственной формой общественного влияния на образование.
Докричаться до власти в России трудно, граждане стараются решать свои проблемы всегда в обход официальных структур. Любое столкновение с чиновниками или с безликими структурами управления – это всегда психологическая травма, но никогда не решение вопроса в ваших интересах.
Поэтому так важно, чтобы в разных сферах нашей жизни возникали и поддерживались общественные дискуссии, чтобы как можно больше людей могли высказаться по тому или иному поводу нашей жизни.
Длительная дискуссия граждан сама по себе институт принятия решения – вот с чем чиновники не могут никак согласиться.
Но, к сожалению, у нас за десять лет становления демократии так и не появилось развитых форм гражданских обсуждений, споров и дискуссий. Одной из немногих отраслей, где идет довольно оживленное обсуждение будущих шагов развития, оказалось образование.
Можно сказать, что сегодня наше образование – одна из самых демократических систем в мире. За последние два-три года, как раз после очередной смены педагогического курса, культура дискуссий и уровень гражданского обсуждения развития образования выросли на порядок. И хотя ведомство по-прежнему время от времени пытается использовать в образовании примитивный административный ресурс (январское совещание работников образования, попытка присвоить себе монополию на проведение реформы), надо признать, что нынешний министр Владимир Филиппов ведет себя гораздо более открыто и терпимо к критике и не уходит от дискуссий, а сам активно в них участвует.
Этот демократический характер образовательной политики, становление традиции общественного обсуждения и принятия решения как сложившегося общественного мнения, а не формального решения чиновничьей структуры – наиважнейшая часть реформы образования.

Кто кого слушает на слушаниях
Поэтому проведение парламентских слушаний по реформе образования можно рассматривать не только как возможность парламентских фракций помериться силами на поле образования. Сегодня на этом поле монополия левых ушла в прошлое.
Наиболее сильными игроками являются уже не только КПРФ и близкие к ней объединения. Активную позицию занимает “Яблоко”, все более часто начинает себя проявлять Союз правых сил, особенно в проектах интернетизации, попечительских советов и в экономике образования.
При этом любопытно, что сама власть осознанной позиции в области образовательной политики не занимает.
Ведь КПРФ, “Яблоко” и СПС – не правящие партии, скорее даже наоборот – оппозиция. Выходит, что у оппозиции есть амбиции заявить себя на поле образовательной политики, а власть заявляет себя исключительно с помощью министерства. Но, при всем уважении к Владимиру Филиппову, как раз политическую позицию он занимать не хочет (правильно это или нет – особый вопрос), наоборот, старается быть равно приближенным к каждой из партий. Известна его близость к коммунистическому руководству думского комитета, он прислушивается и к “яблочникам”, и к правым.
Но все-таки кто же ведет реформу?
Какова политическая составляющая очередной модернизации школы?
Мы стараемся перестроить систему образования в модель гражданского общества?
Мы стараемся сохранить одинаковую для всех мнимо бесплатную модель тоталитарного государства?
Мы хотим превратить школу в религиозно-националистическую основу непобедимой империи?
...Мы в газете “Первое сентября” хотим, чтобы наши читатели имели возможность участвовать в парламентских слушаниях о модернизации образования.
Поэтому предлагаем вам заполнить купон и прислать свою точку зрения в редакцию.
И мы, во-первых, опубликуем ваше мнение, а во-вторых, обязательно передадим купон в президиум слушаний.
Пусть на слушаниях услышат не только тех, кто попадает в Думу, но и тех, кто туда попасть не сможет.

Купон
Парламентские слушания
1. Что вы считаете главным звеном модернизации образования:
– введение финансового норматива;
– статус юридического лица школы;
– введение 12-летки;
– общественное управление школой;
– введение единого экзамена;
– реструктуризация сельской школы;
– повышение зарплаты учителей;
– введение бюджета развития для поддержки инновационного образования;
– другое.

2. Реформа образования должна осуществляться:
– постановлением правительства;
– указом президента;
– принятием специального закона;
– всероссийским референдумом;
– приказом министерства.

3. Экономика образования должна строиться на:
– местном бюджете, как и сейчас;
– в основном на федеральном бюджете;
– содержание школы – местный бюджет, зарплата – регион и центр;
– содержание школы и зарплата – регион и Федерация, развитие – за счет благотворительности;
– расширении платности образования;
– другое.

4. Отношения школы и вуза должны строиться на:
– сохранении выпускных и вступительных экзаменов;
– введении единого экзамена;
– отмене вступительных экзаменов в вуз, переходе в вуз на основе простого заявления;
– каждый вуз сам может определять систему поступления;
– другое.

5. А еще я бы хотел предложить...
(Этот пункт вы можете заполнить сами.)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru