Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

А.П.ТЕРЕНТЬЕВА,
директор средней школы № 10
г. Усть-Илимска Иркутской области,
заслуженный учитель РФ

Проект 2001–2010

Допрофессиональное и начальное профессиональное образование в средней школе № 10 города Усть-Илимска

Получение общего среднего образования в профучилище уже давно стало делом привычным и как бы само собой разумеющимся. Система образовательных учреждений этого типа сложилась еще в советский период и выдержала испытание временем. Начавшиеся в стране социально-экономические реформы поставили юношей и девушек, с одной стороны, и образовательные учреждения всех типов и уровней – с другой в довольно сложные и жесткие условия.
В начале 90-х годов перед педагогическим коллективом средней общеобразовательной школы № 10 г. Усть-Илимска возникла проблема поиска своей ниши в складывающейся рыночной экономике.
Начались маркетинговые исследования. Одной из особенностей ситуации, сложившейся в городе на рубеже 80 – 90-х годов, была стремительная переориентация общеобразовательных школ на обучение детей с высоким интеллектуальным потенциалом, появление новых организационных форм образовательных учреждений – лицеев, гимназий и т.д.
Ситуация осложнялась крайне слабой инфраструктурой начального и среднего профессионального образования, при этом система высшего профессионального образования динамично развивалась, хотя развитие шло за счет коммерциализации высшего образования. Помимо всего Федеральный закон «Об образовании» легализовал добровольно-принудительный отсев слабоуспевающих учащихся после окончания 9 класса. В условиях социально-экономического хаоса в стране и городе эти дети оказывались на обочине жизни, тем более что общеобразовательная школа в перестроечном угаре утратила трудовую, политехническую направленность, трудовое обучение и воспитание постепенно растворилось в потоке учебных дисциплин, рассчитанных на детей с высокими учебными достижениями.
Социологические исследования, проведенные педагогами школы совместно с социологической лабораторией «Логос», показали, что огромное количество детей хотели бы получить начальную профессиональную подготовку, но не имеют такой возможности вследствие ограничения количества абитуриентов в два городских профучилища.
Наличие развитой материально-технической базы, опыта трудового обучения школьников позволило педагогическому коллективу выдвинуть предположение о возможности создания в организационной структуре школы классов профессионального училища. Если ПТУ дает возможность получать полное среднее образование, то почему общеобразовательная школа не может дать своим воспитанникам возможность получения начального профессионального образования? Более того, у школы есть большие возможности раннего допрофессионального образования, профессиональной ориентации детей.
В 1991 году увидел свет Проект «2001–2010». Его цели:
1. Выявление путей и способов интеграции начального профессионального образования в учебно-воспитательное пространство общеобразовательного учреждения.
2. Создание системы непрерывного трудового, допрофессионального и начального профессионального образования.
В ходе разработки новой модели школы педагогический коллектив исходил из позиции, что процесс труда необходимо очеловечить, снять проблемы, препятствующие соединению труда с актуальными интересами и потребностями учащихся, проявлению в труде духовно-нравственного потенциала и его художественно-эстетической составляющей. Параллельно велась работа по существенному обновлению содержания и форм организации занятий в образовательной области «Технология», приданию ей конкретной практической направленности.
В настоящее время трудовое обучение младших школьников построено так, что оно как бы вырастает из трудовой игры, которая близка и понятна детям, психологически проста и конкретна. Трудовые игры содержат широкий спектр движений, операций, сведений. В процессе игры тщательно отслеживается, чтобы было как можно меньше мелкой и особенно скучной работы, противопоказанной игре; соблюдается главный принцип игры: ее цель – в самом процессе творческого делания.
Основная задача раннего обучения – превратить инстинктивную манипулятивно-созидательную деятельность в привычку к труду. По мере того как трудовое преодоление, необходимое в процессе игры, становится привычным, оно усложняется, вначале едва заметно, отделяя результат от игрового процесса.
Разрабатывая систему допрофессиональной подготовки подростков, педагогический коллектив исходил из тезиса, что школе более всего соответствует художественно-эстетический (творческий) характер труда. В связи с этим допрофессиональная подготовка в подростковой школе была интегрирована с художественно-эстетическим циклом, с одной стороны, и с конкретной природоохранительной деятельностью – с другой.
Результатом такой интеграции явилось введение в учебный план предметов декоративно-прикладного искусства:
художественное вязание;
декоративная отделка изделий из дерева, металла;
фриволите;
основы художественного конструирования и моделирования одежды;
художественная вышивка;
макраме;
народные промыслы (работа с берестой);
интерьер предприятий торговли;
декоративная отделка изделий кожей и мехом;
конструирование и моделирование движущейся техники.
В зависимости от уровня подготовки, личных склонностей и увлечений выпускник девятого класса сам определяет свою дальнейшую траекторию жизнедеятельности. Он имеет возможность продолжить образование в классах углубленного изучения тех или иных образовательных областей (естественно-научной, математической, иностранных языков), классах обычной общеобразовательной школы или обучаться в классах профессиональной подготовки (ПТУ) и наряду с полным средним образованием получить одну из следующих профессий:
секретарь-референт;
портной;
мастер по лесному хозяйству;
парикмахер;
мастер народных промыслов;
егерь;
социальный работник.
Срок получения начального профессионального образования – три года (10–12 классы). Выпускники школы, прошедшие профессиональную подготовку и успешно сдавшие квалификационные экзамены, вместе с аттестатом о полном среднем образовании получают государственный диплом о профессиональном образовании установленного образца.
По приказу министра образования РФ № 1594 от 18.07.1997 года школе придан статус «Федеральная экспериментальная площадка».
В школе создана целостная система управления образовательным процессом, в том числе профессиональным образованием. Целостность системы является качеством, обуславливающим ее высокую эффективность для развития детей, становления их профессионального мастерства, ведет к оптимизации процессов обучения, развития профессионального роста как учащихся школы, так и учителей, мастеров производственного обучения. Комплексность педагогического воздействия на школьников находит выражение в том, что содержанием управления являются не отдельные предметы, не отдельные методы и приемы, а система, охватывающая все процессы в школе (управлять можно только процессами).
Целостность педагогического воздействия осуществляется за счет:
1) дифференциации учебно-воспитательного процесса школы и приведения его в соответствие с потребностями детей, их родителей, экономики региона, требованиями учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования;
2) совершенствования трудового воспитания, профориентационной работы и трудового обучения с последующим переходом на уровень профессионально-технического образования;
3) экологизации учебно-воспитательного процесса;
4) гуманитаризации учебно-воспитательного процесса посредством усиления историко-культурного образования и краеведческой работы.
В системе непрерывного трудового, допрофессионального и начального профессионального образования существенная роль отведена общественно полезному, производительному труду. Основными формами организации общественно полезного производительного труда являются:
трудовые объединения школьников и трудовые объединения старшеклассников;
летние лагеря труда и отдыха (включая школьный летний лагерь труда и отдыха в Волгоградской области);
творческие профессиональные мастерские;
временные творческие объединения.
В настоящее время идет процесс создания материально-технической и учебно-методической базы для расширения номенклатуры профессий. Школа активно работает в направлении развития местного рынка труда путем вовлечения в процесс начального профессионального образования школьников градообразующего предприятия, субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных и общественных структур города; подготовки выпускников школ к индивидуальной предпринимательской деятельности.
Для реализации обозначенных задач, организации деятельности в режиме инновационных преобразований разработан и создан механизм создания временных целевых структур, которые накладываются на постоянную структуру действующей методической службы. Постоянными структурами являются кафедры, методические объединения, научно-методический совет, педсовет. Совершенно новым элементом является формирование временных творческих групп для решения конкретных злободневных проблем. Эти группы создаются руководителями проектов (программ), которые имеют право привлекать в них специалистов из разных подразделений и уровней.
В общем виде модель учебно-воспитательного процесса по трудовому обучению, допрофессиональной подготовке и профессиональной подготовке имеет четыре уровня.
Обычный уровень обеспечивается выполнением программ инвариантной части учебного плана.
Продвинутый уровень обеспечивается выполнением программ трудового обучения инвариантной и вариативной (школьный компонент) частей учебного плана.
Углубленный уровень обеспечивается выполнением условий первого и второго уровней плюс дополнительной специализацией в форме факультативных занятий в школьных производственных объединениях (производственных мастерских).
Профессиональный уровень обеспечивается выполнением программы начальной профессиональной подготовки (соответственно специализации) и включает в себя предшествующие уровни.
Сегодня прорабатывается формирование пятого уровня через включение в организационную структуру школы среднеспециального учебного заведения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru