Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Школа – это твое призвание

У всех учителей в школе нагрузка разная, но каждого в День учителя спешат поздравить благодарные ученики.
Я же часто поражаюсь учителям, способным провести в день до семи уроков. Каким необходимо обладать профессионализмом, чтобы не только грамотно распределить свои силы на уроке, но и после уроков остаться матерью или отцом для родных детей. Каким необходимо обладать даром, чтобы организовать в течение дня школьную жизнь для двух сотен учеников, приходящих на уроки со своими потаенными целями, зачастую не совпадающими с целями учителя.
В школе часто можно услышать такое определение: она стоит на потоке. “Стоять на потоке” – значит приходить в школу пять раз в неделю, при этом проводить до шести уроков в день, вести классное руководство, заполнять не один, а несколько журналов, включая журнал своего класса, регулярно посещать еженедельные планерки и ежемесячные педагогические и методические советы, дежурить со своим классом по школе без отрыва от учебного процесса, проводить родительские собрания, обзванивать своих подопечных в случае непредвиденных обстоятельств, ходить с ними в театры и на экскурсии, болеть за них на всевозможных школьных конкурсах и соревнованиях, оставаться после уроков, чтобы помочь отстающим, волноваться перед административными работами, плановыми и выпускными экзаменами, и не дай Бог, если кто-то из ребят попадет в неприятную историю. Я, видимо, что-то упустил, но это не столь важно.
Учитель, чья почасовая нагрузка велика, – постоянный житель школы, школьный квартирант. Недавно исчезнувший из большинства школ плакат, гласящий: “Школа – это твой второй дом”, – думаю, обращался не к ученикам, хотя был водружен именно в воспитательных целях, а к учителям. В любой школе есть группа таких учителей, которые словно ее и не покидают, тем самым ее строят, создают особую среду, поскольку школа – это не стены и парты, это люди.

Будучи учеником начальной школы, я, к примеру, мог с трудом себе представить, что у нашей учительницы есть такой же, как у меня, дом и что она так же, как моя мама, стоит у плиты, моет посуду, стирает, ходит в магазин, иными словами, живет обыденной человеческой жизнью. Сегодня эти воспоминания могут показаться смешными, но в них есть доля горькой и в то же время славной правды. Я приходил в школу – меня встречала Ольга Ивановна, я шел завтракать – на стол накрывала Ольга Ивановна, она же вела все мои уроки, выгуливала на школьном дворе, кормила обедом, помогала делать домашнее задание и в шесть вечера сдавала родителям. Когда я приходил утром в школу, меня снова встречала Ольга Ивановна. Ничто не говорило о том, что у моей учительницы есть личная жизнь.
Учитель с потока, чья зарплата начисляется в строгом соответствии с разрядом и количеством нагрузки, буквально привязан к школе невидимой нитью жизненной необходимости. Он постепенно привыкает к мысли о том, что не может жить без школы, без учеников, без педагогического коллектива. Каждый год в День учителя ему говорят много торжественных и теплых слов, которые назойливо подразумевают одно: “Школа – это твое призвание”. И учитель начинает в это верить, поскольку это действительно так. Учитель без призвания, как правило, больше двух-трех лет в школе не задерживается.

Каковы признаки учительского призвания? В них нет ничего сверхъестественного, нет ничего мистического. Человека зовут, и он, оставив свои личные проблемы, отложив их ненадолго, спешит помочь, заботясь о другом, принимая чужие проблемы как свои. Если это происходит часто, значит, в учителе нуждаются, он нужен и призван заботиться, оказывать помощь. И уже не важно, какова учительская нагрузка, сколько времени он посвящает школе.
Владимир Иванович Даль определяет воспитание как заботу о человеке до “времени его”, до того времени, когда человек, окрепнув и встав на ноги, сможет принимать ответственные решения. Эта забота и обеспечивает связь между учителем и учеником, при этом она невидимо существует вне пространства и времени, она строится на основании прочных человеческих отношений.
Часто ученикам и их родителям невдомек, какие сомнения обуревают извечно “рефлектирующее интеллигентское сознание” учителя. Учительские разочарования в учениках, утеря смысла педагогического труда – лишь маленькая толика тех проблем, которые гнетут учителя, заставляя искать все новую и новую опору для полноценной профессиональной деятельности. И вот учитель берет Книгу книг и читает: “Не называйтесь учителями”. Эти слова вовсе могут лишить человека покоя, его начинает мучить совесть за якобы допущенные в прошлом ошибки... Но школьному учителю невдомек, что слова Иисуса Христа обращены не столько к нему, сколько к тем, о ком сказано: “Они любят приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: “Учитель! учитель!”

Недавно, в кулуарах Академии образования я встретил своего институтского преподавателя, ныне известного педагога-ученого. “Я вам очень благодарен”, – сказал я и добавил: “А знаете, за что?” “Конечно, не знаю”, – ответил учитель. Он не удивился, когда я начал его благодарить за особое прочтение трудов русского философа Николая Федорова. Действительно, результаты педагогического труда у учителя и ученика разные. Странно было бы требовать от учеников благодарности за какие-то конкретные наши педагогические проекты, может, даже жертвы. Ученики помнят и ценят, к сожалению, то, что постигли самостоятельно, помимо целенаправленного воздействия учителя, которое зачастую служит лишь фоном для подлинных открытий. Учитель, в чьей практике все чаще и чаще встречаются подобные ученические возвраты, может не сомневаться в том, что он – учитель по призванию.
Но и учительское призвание само по себе бывает разным, разница заключается в источнике ответственности учителя. Буквально – перед кем учитель отвечает за результаты своего труда. Одно призвание, когда учитель отвечает перед начальством, методистом или родителем, другое – когда он ответствен перед ребенком или самим собой, и третье – когда он ответствен перед Богом. Каждое из этих призваний предписывает учителю разные стратегии поведения, помещает в разные жизненные обстоятельства, и с первого взгляда эти призвания трудно отличить в повседневной педагогической деятельности, как непросто найти существенные отличия в педагогиках Льва Толстого, Рудольфа Штайнера и Януша Корчака.

Сергей Плахотников

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru